КТО ДИКТУЕТ “МОДУ” ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЯМ? Круглый стол “БЛГ”

Участники «круглого стола»:
Проректор по учебной работе Белорусского государственного технологического университета Александр ФЕДОРЕНЧИК;
Генеральный директор Республиканской Лесопромышленной Ассоциации Сергей РОДИОНОВ;
Заместитель генерального конструктора ОАО «Амкодор» Андрей ГЕРМАН.

Крупнейшие международные выставки лесного профиля, такие как немецкие «INTERFORST», «KWF-Tagung», «Ligna+», шведская «Elmia Wood» традиционно собирают десятки тысяч посетителей. Для европейских лесопромышленников, ученых, производителей оборудования и лесной техники посещение крупнейших выставок — обязательное событие в профессиональной жизни. Большой интерес к ним проявляют и обычные граждане европейских стран, интересующиеся лесным комплексом или просто любители промышленных «зрелищ». Накануне Международной специализированной выставки «Лесдревтех» в Минске мы пригласили за «круглый стол» постоянных участников крупнейших отраслевых выставок, чтобы обсудить новые веяния в европейской лесозаготовительной отрасли и биоэнергетике, которые в скором времени проявятся и в Беларуси.

«БЛГ»: — Престижных выставок лесного профиля не так много. Почему одни собирают посетителей со всего мира, а другие так и остаются событием местного масштаба?
С. РОДИОНОВ: — Главное для отраслевой выставки — уметь объединить интересы всех ее участников. Основная масса посетителей приходит решить конкретные производственные вопросы, причем, с каждым годом их интересы меняются. Пример мобильности и соответствия потребностям лесопромышленников продемонстрировала прошлым летом немецкая выставка «KWF-Tagung». В связи с тем, что в последние годы в странах Европы участились ветровалы, она прошла под девизом «Проведение лесозаготовок в условиях стихийных бедствий». Технику и технологии демонстрировали на участке леса, где не так давно прошел ураган. В лесу, на расстоянии 30 километров от выставочного комплекса, организаторы разместили объекты для демонстрации самых разных работ в лесу.
Заготовка древесины
«БЛГ»: — Сильно ли изменился ассортимент лесной техники на выставках за последние 2-3 года?
А. ГЕРМАН: — С каждым годом появляется все больше машин для производства биотоплива. Если еще пять лет назад их предлагались единицы, то сейчас можно встретить технику для самых разных технологий. Рубильные машины сейчас в основном создаются на базе автомобилей. Они развивают скорость до 90 километров в час, что позволяет быстро переезжать с лесосеки на лесосеку и значительно увеличивает фронт их работ. Наиболее распространенный щеповоз — на базе трактора или грузовика с системой мультилифта. Гораздо меньше стало машин для пакетирования отходов лесозаготовки. Такая технология слишком затратная. На Западе умеют считать деньги, поэтому и модельный ряд машин за короткое время быстро меняется и совершенствуется.
«БЛГ»: — Что, прежде всего, интересует специалистов белорусской лесной отрасли на зарубежных выставках?
С. РОДИОНОВ: — Перед посещением европейских выставок многие наши лесозаготовители просят изучить ассортимент техники для освоения труднодоступных участков леса. Подобная проблема есть и у европейских коллег. Для промышленного освоения сложных лесосек на рынке появился пятиосный форвардер Ponsse с колесной формулой 10х8. Передние и задние пары колес для лучшей проходимости связаны гусеницами. В проходимости такой машины можно не сомневаться. Как правило, на зарубежных отраслевых выставках широко представлены канатные установки различного принципа действия, а также лебедочные трелевщики. Директора лесхозов заинтересованы в приобретении легких харвестеров для рубок ухода.
«БЛГ»: — Какие технологии используют в повседневной работе на родине выставок «INTERFOREST» и «KWF» — немецкие лесозаготовители?
С. РОДИОНОВ: — У немцев есть своя специфика. Если скандинавы отдали полный приоритет сортиментной заготовке, то в Германии широко распространена полухлыстовая или технология комбинированных сортиментов. Бревна вывозятся из леса длиною 10-12 метров. Вряд ли такой метод заготовки вызван экономическими расчетами, скорее здесь дело в традициях лесозаготовителей. Также используется много машин с лебедками и скиддеры (трелевочный трактор). Они всегда широко представлены на выставках. Но колесной лесозаготовительной техники для классической скандинавской заготовки всегда экспонируется гораздо больше. На мой взгляд, она наиболее перспективна и в условиях Беларуси.
«БЛГ»: — У нас широко распространены погрузочно- транспортные машины (трак- торные тележки). Пользуются ли они такой же популярностью у европейских лесозаготовителей?
С. РОДИОНОВ: — Машины в таком исполнении чаще всего используют европейские фермеры или небольшие лесозаготовители. Главное преимущество — невысокая стоимость и мобильность. Если компания профессионально занимается лесозаготовкой, то она выбирает тракторные тележки, которые по техническим характеристикам почти не уступают форвардерам. Как правило, они полноприводные. Причем, так называемое «беличье колесо» уже почти не используется. Большинство машин выпускается с приводом от карданного вала. Грузоподъемность прицепа — не менее 12-14 тонн. В условиях Беларуси основное преимущество погрузочно-транспортных машин в том, что они выпускаются в комплекте с более надежным серийным трактором. К тому же, довольно просты в исполнении, что снижает количество поломок. При разработке небольших лесосек с твердым грунтом трактор с тележкой может быстро переезжать с одного места на другое, тогда как для форвардера в большинстве случаев нужен трал. Да и цена на них вполне приемлемая.
«БЛГ»: — Традиционно на европейских выставках демонстрируется много лесных машин на гусеничном ходу. Как это увязывается с экологическими требованиями работы в лесу?
С. РОДИОНОВ: — В использовании гусеничной техники много предубеждений. Если раньше гусеничные тракторы типа ТДТ-55 считались наиболее оправданной машиной для промышленной заготовки древесины, то сейчас бытует мнение, что любая гусеничная техника наносит вред лесу. Дело не в гусеницах или колесах, а в соблюдении технологии заготовки древесины. Конечно, если на тракторе ТДТ-55 во время трелевки двигаться по той же траектории, что и футболист по полю, то на лесосеке не останется живого места. А если гусеничная техника движется по специальному технологическому коридору по уложенным на него порубочным остаткам и выполняет свою работу, то нагрузка на грунт будет даже меньшей, чем при использовании колесной техники. Именно поэтому машины на гусеничном ходу широко используются в Европе.
Новинки лесной техники
«БЛГ»: — Чтобы привлечь внимание посетителей, производители нередко идут на уловки, выставляя на стендах необычные машины. Например, сделанные из дерева или работающие на опилках. Чему можно было удивиться на последних европейских выставках?
А. ГЕРМАН: — Как машиностроителя, меня удивила широкая экспозиция гужевого транспорта для работы в лесу на последней выставке «KWF» в Германии. Не только для перевозки, но и для трелевки древесины. Первое место за необычный подход к заготовке я отдал бы представленной в одном из павильонов конной тележке с гидроманипулятором.
С. РОДИОНОВ: — Не могла не привлечь внимания на «KWF» универсальная машина для сбора и измельчения порубочных остатков, сделанная на базе сельскохозяйственного комбайна. Она медленно движется вдоль волока, сама загружает отходы, перерабатывает их в щепу и через транспортер может грузить в кузов машины. Также была продемонстрирована новая технология машинной заготовки одновременно деловой древесины и сырья для биотоплива. После спиливания дерева харвестер нарезает сортименты, а верхнюю часть ствола вместе с ветками оставляет нетронутой. Она целиком укладывается отдельно. Это ускоряет процесс загрузки отходов в рубильную машину.
«БЛГ»: — Стоит ли ждать в ближайшее время каких-то революционных разработок в лесном машиностроении?
А. ФЕДОРЕНЧИК: — Выступление представителя ведущей мировой фирмы «John Deere» на немецкой выставке «KWF» показало, что принципиальных конструктивных изменений в лесных машинах в ближайшие несколько лет не произойдет. Основное внимание в плане их совершенствования будет направлено на уменьшение массы, увеличение полезной нагрузки и надежности. Не меньшее внимание производителями уделяется безопасности как для оператора, так и для окружающей среды. В лесном машиностроении активно применяются новые материалы, растет производительность гидросистем.
А. ГЕРМАН: — Дизайн лесных машин постепенно приближается к автомобильному. Можно еще встретить угловатые модели, изготовленные по старой технологии. Но их становится все меньше и меньше. У ведущих фирм капоты уже штампованные, как и в легковых машинах. Еще одна тенденция — насыщение электроникой. На форвардерах и харвестерах новых поколений уже практически нет руля в его обычном представлении. Его заменяет джойстик. Компьютер регулирует работу двигателя, гидросистемы, следит за состоянием трансмиссии. С одной стороны, это современно и перспективно. Но пока еще не все потребители готовы к такому усложнению. В одном из лесхозов сломали импортную харвестерную головку, которая при нормальном обращении может работать больше десяти лет. Спустя некоторое время, этой же головкой оператор, не справившись с управлением, схватил машину за колесо и испортил резину. Это не единственный пример. Если наступает малейший сбой или нестандартная ситуация, приходилось вызывать специалистов с завода. Никто не отменял принцип: чем проще машина, тем она надежнее. Поэтому однозначно можно сказать — простая и надежная машина всегда найдет своего потребителя.
Биоэнергетика
А. ФЕДОРЕНЧИК: — В прошлом году у Белорусского государственного технологического университета появилась возможность в рамках выставки «KWF» рассказать об опыте производства биотоплива в Беларуси. На симпозиуме FORMEC 2008, который прошел уже в 41 раз, впервые был представлен белорусский доклад, посвященный оборудованию и технологиям производства топливной цепы при проведении рубок в нашей стране. В нем шла речь о потенциале сырьевой базы, технологиях, которые мы считаем эффективными и о планах на ближайшее будущее.
«БЛГ: — Как правило, технологии биоэнергетики приходят к нам с Запада. В чем особенность белорусского опыта?
А. ФЕДОРЕНЧИК: — Поскольку каждая страна имеет индивидуальные природные условия, свои типы организации и подчиненности предприятий, механизмы их финансирования, редко можно применить зарубежные технологии в чистом виде. Наша задача адаптировать эти технологии к условиям Беларуси и конкретно к каждому предприятию. Основные исследования мы проводили на примере Вилейского опытного лесхоза.
«БЛГ»: — В чем главное достижение белорусской био- энергетики последних лет?
А. ФЕДОРЕНЧИК: — Беларуси удалось создать систему машин на базе “МТЗ”, “МАЗа” и “Амкодора”. Когда на симпозиуме мы показали презентацию белорусской техники, присутствовавших это буквально повергло в шок. Никто не ожидал, что за короткое время можно сделать такой скачок в машиностроении. Конечно, техника еще “сыровата” и недостаточно функциональна. Единственно верный путь повышения ее качества и конкурентоспособности я вижу в кооперации с мировыми производителями аналогичной техники. Эта тенденция прослеживается во всем мире.
А. ГЕРМАН: — Главное преимущество белорусской техники — более низкая цена. Недавно мы сравнили ценовые предложения различных мировых производителей лесной техники. Пока наши машины стоят в полтора-два раза дешевле. И это преимущество нельзя терять. По возможности нужно использовать более дешевые собственные комплектующие, покупая зарубежом лишь сложные узлы. В Беларуси необходимо объединить небольшие машиностроительные заводы, среди них много экспериментальных, и дать им задание разработать различные узлы и детали. К примеру, основной рабочий орган для наших рубильных машин. Крупные заводы должны быть нацелены на решение более важных, стратегических задач и не распыляться на мелкие заказы. Та же ситуация и по шинам для лесных машин. Мы вынуждены или ставить белорусские, предназначенные для сельскохозяйственной техники, или за большие деньги покупать специальные лесные в России, так как в Беларуси они пока не выпускаются.
С. РОДИОНОВ: — По представленной на международных выставках технике для производства биотоплива можно судить о тенденциях, которые сейчас сильны в мире. На этом фоне предприятия по производству топливной щепы, которые сейчас создаются в нашей стране, несколько отстают. В странах с развитой биоэнергетикой большинство технологий рассчитано на использование щепы естественной влажности. То есть: разработал лесосеку, собрал отходы и сразу измельчил их в топливо. Оборудования для сжигания щепы естественной влажности в Беларуси недостаточно. Почему-то при проектировании энергоисточников закупаются котлы, рассчитаные на подсушенное топливо. А это влечет дополнительные затраты денег и времени при его производстве, делает процесс зависимым от погоды. Во всем мире на рынке биоэнергетики выживают лишь наиболее эффективные предприятия, которые могут произвести топливо с минимальными издержками и доставить его в назначенное время. Сформировать такой топливный рынок в Беларуси можно, только создав условия для свободной конкуренции. Необходимо заинтересовать предприятия различных форм собственности заняться производством и доставкой древесного топлива. Тогда и местного топлива хватит всем, и цена на него будет реальной. Развитие рыночных механизмов — это наиболее важная проблема сегодня не только в биоэнергетике, но и в лесозаготовках, лесном хозяйстве и деревообработке.

Евгений ЖИБУЛЬ, “БЛГ”.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.