Глобальные процессы, происходящие в современном мире, заставляют по-новому осмыслить и оценить многие традиционные явления социально-экономического и, особенно, экологического характера, увязать их в целостный поток непрерывных преобразований, искать новые, адекватные вызовам времени механизмы государственного управления этими процессами.
Интегрирование нашей страны в единое мировое пространство все больше укрепляют понимание в научной среде и во всем обществе, что экономические, социальные, технологические и биологические процессы в окружающем человека мире настолько тесно взаимосвязаны, что возникает объективная необходимость рассматривать их взаимоотношение, как функционирование сложной социально-эколого-экономической системы, а точнее, между современным производством и природой.
В этой системе ключевое место занимает агропромышленный комплекс страны. Традиционные подходы к нему, как производителю продуктов питания и сырья для обеспечения жизнедеятельности человека, не охватывают весь спектр проблем. Сегодня мало просто обеспечить производство необходимого обществу количества продукции – эта продукция должна отвечать международным стандартам качества, важнейшими компонентами которого как раз и являются экологические составляющие всего произведенного и потребляемого.
К сожалению, после проведенных нашими аудиторами исследований необходимо констатировать, что в нашей стране эта важнейшая проблема находится на начальной стадии своего осмысления, а к решению практических задач мы только приступаем. Государство этими процессами системно не управляет, эффективные механизмы государственного регулирования экологическими процессами в целом и, в сфере АПК в частности, не созданы, хотя ряд практических шагов в этом направлении со стороны государства сделаны.
Так, за годы независимости в Украине наработано достаточно емкое правовое поле для создания устойчивого развития и сбережения экосистемы. Его основой является статья 16 Конституции Украины, четыре Кодекса Украины – Водный, Лесной, Земельный и Кодекс "О недрах"; более 13 Законов Украины, регулирующих эти процессы на государственном уровне и 25 государственных экологических программ. Не стоит в стороне Украина и от интеграции в глобальные процессы устойчивого развития и охраны окружающей среды. Верховной Радой ратифицировано более 23 международных конвенций в этой сфере.
В то же время императив экономики в отечественном развитии в последнее время привел к тому, что решение большинства социальных и экологических проблем перекладывается на будущее, при этом сила и степень их обострения увеличиваются многократно буквально с каждым годом. Просчеты государственного управления за время переходного периода привели к тому, что значительная часть населения утратила трудовые, демографические и социальные стимулы проживания и работы, а также в значительной мере пренебрегала экологическими угрозами и ростом загрязнения окружающей среды. Среди главных причин данной ситуации можно выделить следующие негативные факторы:
во-первых – отраслевая структура хозяйствования, в которой на протяжении последнего десятилетия значительно увеличилась доля так называемых базовых отраслей, относящихся к энергоемким, ресурсоемким и экологически опасным производствам. Их доля в структуре промышленности составляла в 2007 году 42 процента;
во-вторых – значительное количество устаревших технологий и физический износ производственных мощностей. На сегодняшний день около 60% основных производственных фондов физически изношено; более 1/3 машин и оборудования в сельском хозяйстве проработало уже два амортизационных срока; физический износ средств производства достиг 40%;
в-третьих – медленным проведением а, точнее, отсутствием инновационной политики. Динамика внедрения инновационных проектов свидетельствует о том, что доля малоотходных, ресурсосберегающих и безотходных технологий сократилось в сравнении с 1991 годом почти в три раза.
Таким образом, происходит дальнейшее углубление сугубо сырьевой ориентации украинской экономики, что крайне негативно влияет на экологию. Как результат – чрезмерная природно-техногенная нагрузка, угрожающая выходу за пределы экологической емкости ее территории, которая особенно характерна для экономически развитых восточных регионов страны.
Обобщающую картину проблем с экологией в Украине представляют суммарные выбросы в атмосферу, которые за последние годы существенно возросли и составили в 2007 году более 7 млн. тонн
Сфера обращения с промышленными и бытовыми отходами является ярким примером накопления экологических проблем, которые со временем перерастут в глобальную проблему и окажут существенное негативное влияние на природно-климатические условия производства сельскохозяйственной продукции. И не только окажут в будущем – они оказывают негативное воздействие уже сейчас в виде ухудшения состояния почвы, поверхностных вод и водоемов, лесов и пастбищ.
Достаточно сказать, что в рейтинге 133 стран мира, составленном по признакам способности решать экологические проблемы и достигать поставленных в этой сфере целей Украина занимает 51 место. По этим показателям Украина отнесена к группе стран, которые имеют значительные природные ресурсы, но характеризуются низкой эффективностью их использования.
Отрицательная динамика этих процессов особенно чётко прослеживается в сфере агропромышленного комплекса, где непродуманная экологическая политика государства, отсутствие программы действий, как страны-члена СОТ, непринятие мер по повышению экологической составляющей сельскохозяйственной продукции ставит под угрозу обеспечение продовольственной безопасности страны. Новые вызовы требуют незамедлительного принятия мер относительно, прежде всего, развития научного и материально-технического потенциала в сфере охраны прав на сорта растений, пересмотра системы государственного заказа на квалифицированную экспертизу новых сортов растений и обязательного государственного регулирования в сфере защиты растений и карантина растений. Однако наши исследования показывают, что в Украине нет адекватного реагирования на эти проблемы.
Практически отсутствует надежный механизм контроля за ввозом на ее территорию семян и посадочного материала. Сегодня возникла острая необходимость внесения изменений в Закон Украины "Об охране прав на сорта растений". Однако этот вопрос не решается. В результате, из-за отсутствия надлежащего государственного регулирования внедрения новых сортов растений, увеличивается удельный вес площадей, засеянных старыми сортами. Например, по озимой пшенице удельный вес старых сортов увеличился в 2007 году на 19%, а по сахарной свекле – на 18%, и это за последние 5 лет. При этом широко используется практика проведения посевов гибридами, которые не прошли государственное испытание. Например, в Харьковской области такими гибридами засевается каждый третий гектар кукурузы на зерно, каждый десятый – горохом и подсолнечником.
В нарушение этого закона, который запрещает распространение в Украине сортов, не внесенных в реестр сортов, пятая часть посевов озимой пшеницы в Луганской, Николаевской, Сумской и других областях засевается неизвестными сортами. Такая же ситуация и с посевами ярового рапса в Ивано-Франковской, Ровенской и Хмельницкой областях, где более 50% этих посевов осуществлены сортами, не внесенными в реестр сортов растений Украины. Всего же по Украине треть всех посевов осуществляется подобными сортами семян.
На протяжении последних лет внимание общественности приковано к вопросам генетически-модифицированных организмов в связи со значительными масштабами несанкционированного распространения и использования их в Украине. Так, по данным государственных контролирующих органов в среднем около 30% продуктов питания, реализуемых в Украине, содержат генетически-модифицированные организмы. В некоторых товарах эта доля еще выше. Наиболее вероятно нахождение ГМО в продукции, при производстве которой используется соя. Даже по данным официальной статистики из 1 млн.га сои, которая выращивается в Украине, трансгенной является 70 процентов.
Проведенные исследования показывают, что в государстве практически никто системно не занимается даже анализом рынка несанкционированного распространения генетически-модифицированной продукции. Сегодня в Украине ни Минагрополитики, ни Госсортслужба, ссылаясь на правовые коллизии в национальном законодательстве, не осуществляют государственного контроля за наличием генетически-модифицированных организмов, в том числе и во время сертификации растений, которые ввозятся или вывозятся. Отсутствует надзор за осуществлением мероприятий экологической и генетической безопасности, при ввозе в Украину генетически-модифицированных сельскохозяйственных растений. Такая ситуация дает возможность иностранным компаниям, которые владеют правами на генетически-модифицированные сорта беспрепятственно овладевать огромным аграрным рынком Украины. В подтверждение этому, несколько цифр. Если в 1991 году гибриды в сортах иностранной селекции занимали 9%, то в 2007 году – более 50%.
Приведенные факты говорят, что проблема ясна. Но она из года в год не решается. А если к этому добавить, что сегодня в Украине не определены объемы зависимости от мировых производителей семян, а также объемы поддержки отечественной селекции для создания собственных генетически-модифицированных сортов, то можно, к сожалению, констатировать, что наша страна, находящаяся в лидерах по производству зерна, может в недалёком будущем оказаться в аутсайдерах.
Прошло уже более года со дня принятия Закона Украины "О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически-модифицированных организмов", которым определены правила разработки, создания, исследования, транспортировки, импорта и экспорта ГМО в Украине с обеспечением биологической и генетической безопасности. Закон принят, но он не работает, как результат – проблемы с качеством пищевых продуктов, которые касаются непосредственно каждого жителя Украины, постоянно обостряются.
Приведу несколько примеров, характеризующих состояние дел. В Украине только на протяжении 2007 года подразделениями системы ветмедицины с торгового оборота было изъято более 2 тыс. тонн продукции, которая не соответствовал а установленным нормам. Кроме того, на границе при попытке вывоза некачественной продукции в прошлом году было зафиксировано 111 случаев задержки товаров. Только мясной продукции в 2007 году было изъято более 120 тонн, молочной – более 360 тонн.
Необходимо также напомнить, что из-за несоответствия ветеринарно-санитарным нормам "Россельхознадзор" приостановил поставку в Россию украинского молока и мяса, в результате чего ежемесячные убытки производителей молочной продукции составили 50-60 млн. дол. США, мяса и мясной продукции – 12-15 млн. дол. США.
Особую опасность для здоровья потребителей несут гормональные препараты, которые нелегально применяются с целью стимулирования роста животных и получения сверхприбыли крупными производителями. В последнее время участились случаи ввоза на территорию Украины или транзита через нее некачественной продукции по поддельным сертификатам. Ведь по данным МЧС только в 2007 году за медицинской помощью в связи с инфекционными заболеваниями обратились 8,8 млн. граждан, что на 12,7 % больше, чем в предыдущем году.
О чём это свидетельствует? Прежде всего, об отсутствии должного контроля на предприятиях по производству мясной и молочной продукции, о загрязнении окружающей среды, о неконтролируемом использовании пестицидов и ветеринарных препаратов. При этом не стоит забывать, что более 60% продукции животноводства производится в подсобных крестьянских хозяйствах вообще бесконтрольно.
Миной замедленного действия остается деятельность государственных ветсанзаводов, которые входят в систему агропромышленного комплекса и обязаны утилизировать трупы погибших животных, а также отходы их технологической переработки. Для решения этой проблемы Правительством была утверждена программа реконструкции и модернизации ветеринарно-санитарных заводов, которая предполагала постройку четырех современных цехов по утилизации отходов с выделением биологического газа и использованием его в производстве.
Несмотря на то, что государством полностью профинансированы мероприятия этой программы, на сегодня и Украине не построено ни одного такого цеха. При этом, количество ветсанзаводов продолжает неуклонно сокращаться, а растущие "как на дрожжах" птицефабрики продолжают закапывать отходы своего производства в близлежащие овраги, что отрицательно сказывается на экологии и составляет угрозу безопасности как общества в целом, так и каждого гражданина нашей страны.
Особое беспокойство вызывают разрушительные процессы в таком важнейшем элементе экосистемы как земля. Ведь Украина всегда славилась своими черноземами и они составляют важнейший элемент национального богатства. Поэтому охрана и воссоздание земельных ресурсов – важнейшая задача государства. Государственных программ по решению этой проблемы сегодня более, чем достаточно, но реально отсутствуют как охрана, гак и воссоздание земельных ресурсов, сохранение уникальных украинских черноземов. Сейчас водной и ветровой эрозии подвержены почти 15 млн. га, что составляет 35% сельхозугодий. За последние 15 лет содержание гумуса снизилось в среднем на 20%, что пагубно сказывается на производительности каждого гектара сельхозугодий.
Отдельно следует отметить, что бездумное, бесконтрольное, научно необоснованное применение удобрений и ядохимикатов, наращивание площадей посевов подсолнечника и, особенно, рапса разрушают наши черноземы, ухудшают плодородие почвы, порождают нитратное загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод в агроландшафтах лесостепей Украины.
Особую опасность представляет бесконтрольное применение в сельском хозяйстве пестицидов. Как свидетельствует статистика сейчас в Украине насчитывается 19,4 тысячи тонн запрещенных и непригодных для использования пестицидов из которых 16,2 тыс. тонн вообще не идентифицированы, а также функционируют 147 государственных и 4976 негосударственных складов с непригодными для использования пестицидами.
Не менее неблагоприятная, можно сказать катастрофическая, ситуация складывается в стране с охраной и воссозданием водных ресурсов. Об этом, прежде всего, свидетельствует состояние экосистемы бассейна реки Днепр. Его водные ресурсы составляют около 80% всех водных ресурсов Украины. Днепр является главным, а кое-где и единственным источником водоснабжения больших промышленных центров юга и юго-востока Украины. В целом Днепр обеспечивает водой 2/3 территории Украины, в том числе около 30 млн. человек, 50 больших городов и промышленных центров, около 10 тыс. предприятий, 2,2 тыс. сельских и свыше 1 тыс. коммунальных хозяйств, 50 больших оросительных систем и 4 атомных электростанции.
Избыточная антропогенная нагрузка, усиленная последствиями Чернобыльской катастрофы, нарушила естественное равновесие, резко снизила качество потенциала водных ресурсов и повлекла кризисное экологическое состояние многих территорий в бассейне Днепра. Сохранение здесь тенденции к ухудшению экологического состояния несет угрозу производству продуктов питания и увеличивает несоответствие стандартам безопасности.
Крайне пагубное влияние на экологию Днепра оказывает интенсивная, зачастую нерегулируемая, застройка его берегов, что значительно затрудняет процесс стока паводковых вод. С каждым годом заостряются вопросы нарушения природоохранного законодательства, в аренду юридическим и физическим лицам бесконтрольно сдаются тысячи гектаров земель водного фонда.
При этом, если объемы забора воды бассейна реки Днепр имеют ежегодную тенденцию к уменьшению, то степень антропогенной нагрузки на водоресурсный потенциал реки увеличивается. Только на протяжении 2007 года в водоемы сброшено около 5 млрд. м3 стоков против 3 млрд. м3 в 1990 году. Каждая шестая из обследованных проб днепровской воды не отвечала санитарно-гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, а каждая тринадцатая – по микробиологическим. Однако такой водой продолжает пользоваться население. Отсутствие эффективной системы государственного регулирования этими фундаментальными процессами уже сегодня дает свои "буйные плоды" в социальной сфере села, условиях жизни сельского населения.
Как известно на Украине насчитывается почти 29 тысяч сельских населенных пунктов, в которых проживает около 17 млн. человек. Но лишь 17% населенных пунктов имеют водопровод, 3% канализацию, и только 24% сельского населения обеспечено централизованным водоснабжением. Главным источником водоснабжения для крестьян остаются колодцы и поверхностные поды, где качество воды крайне низкое и неконтролируемое. Именно с некачественной питьевой водой, утверждает Всемирная организация здоровья, связано почти 80% заболеваний населения. Нитратное загрязнение вод составляет сейчас главную угрозу здоровью и жизни населения, а также качеству сельхозпродукции.
Для исследования причин постоянно растущей природно-техногенной нагрузки, аудиторами Счётной палаты был проведен комплекс работ по изучению и анализу формирования, управления и выполнения государственных и региональных программ, а также межправительственных соглашений в сфере охраны окружающей среды за период 2000-2007 годов. Основной вывод можно сформулировать так: проблема охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности – это проблема комплексная и многоплановая, требующая системных решений. Только такой подход может обеспечить выполнение многочисленных государственных программ. Для их реализации, как показала практика, должны разрабатываться национальные и региональные эколого-экономические модели, с использованием программно-целевого подхода. Но прежде всего для решения этой проблемы должна быть разработана долгосрочная программа управления процессами, связанными с охраной окружающей среды.
Опыт развитых стран убедительно доказал, что решить экологические проблемы в таком важном секторе экономики как агропромышленный комплекс невозможно без решения фундаментальных задач. В них ежегодно осуществляется подготовка Национальных докладов о состоянии окружающей среды, и которых не только формулируются важнейшие проблемы, но и определяются пути и способы их реализации, даются конкретные поручения государственным органам управления. Этот опыт необходимо внедрять и у нас. Тем более, что подготовка подобных докладов предусмотрена в нашем законодательстве. Однако на протяжении ряда лет этого не делалось. Хотелось бы, чтобы 2008 год стал долгожданным исключением из этой порочной практики.
Результаты проведенных аудитов Счетной палаты Украины подтверждают, что в стране отсутствует эффективная система органов управления экологическими процессами в целом и в сфере АПК в частности. А существующие ныне, к сожалению, зачастую действуют разрозненно, векторы их действий – нередко диаметрально противоположны. Это выражается в первую очередь в том, что целевые комплексные программы, разрабатываемые Министерством аграрной политики для сферы АПК не кореллируются с общими программами профильного министерства. Объединению общих усилий, по нашему мнению, способствовало бы создание Высшего эколого-экономического совета при Президенте Украины.
Экологические проблемы должны постоянно находиться в центре внимания государственных органов, научных учреждений и хозяйствующих субъектов. Трудно переоценить и значение осуществления конкретных мер по воспитанию у населения, особенно, у молодежи экологической культуры. Все это может и должно стать реальностью, если самим экологическим проблемам будет придан статус национальных целей и приоритетов.