В Украине, мало кто помнит, что на балансе казенного лесного хозяйства дореволюционной России, были не только конторы лесничеств, но и лесоторговые склады, а также магазины лесных товаров в крупных городах, – центрах потребления древесины. В период кризиса, самое время подумать о реализации своей продукции, как это делают наши соседи.
М.П.
Несмотря на то, что строительные магазины растут как грибы после дождя, свободно купить пиломатериалы или погонажные изделия даже в крупных районных центрах бывает проблематично.
Конечно, если обратиться в лесхоз или цех деревообработки, никто не откажет. Но зачем ехать на край города, а цеха редко расположены в центре, если в любом строительном отделе полно привозных искусственных материалов. Те же плинтуса, сайдинги, наличники хоть и пластмассовые, зато такие доступные. Их можно купить в эту же минуту и никуда ехать не нужно. Продавцы отмечают, что возможность сразу же забрать товар или заказать доставку в большинстве случаев становится определяющей при покупке.
Продукция цехов деревообработки в этом плане сильно проигрывает. Похоже, настало время производителю самому идти к покупателю — создавать все условия, чтобы каждый желающий мог приобрести древесину или пиломатериалы максимально удобно и быстро. Ведь оттого, что она лежит на складе, никакого толку нет. На такой подход нацеливает Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь предприятия отрасли. Сейчас подготовлены и находятся на согласовании в Совете Министров Республики Беларусь документы, направленные на либерализацию рынка древесины. Но многое можно сделать на местах силами одного предприятия.
В Логойском лесхозе уже который год проводят дровяные базары. Когда в первый раз привезли несколько прицепов дров к сельсоветам, у населения было некоторое удивление, рассказывает лесничий Плещеницкого лесничества Алексей Кислюк. Но необычный базар вызвал интерес, и сразу же стали поступать звонки с заявками. Логойский район газифицирован не полностью, поэтому потребность в дровах со стороны населения и местных предприятий довольно высокая. Только под самозаготовку населению ежегодно отпускается до 37 тысяч кубометров дровяной древесины. Как правило, это расчистка леса от захламленности. Отведение участков под очистку леса от захламленности требует дополнительных затрат по отводу и контролю за проведением работ. А цена за кубометр — символическая. Гораздо цивилизованнее выглядит профессиональная заготовка дров работниками лесхоза хотя бы потому, что проще обеспечить безопасность труда и выполнение лесохозяйственных требований. Проведение дровяных базаров стимулирует спрос на дрова в заготовленном виде. Их отпускают без ограничения всем желающим — без лишних справок.
Максимально удобным в лесхозе стараются сделать также реализацию деловой древесины и пиломатериалов населению. Чтобы ознакомить потенциальных покупателей со своей продукцией, в здании лесхоза и лесничеств размещены специальные информационные стенды. Здесь можно узнать режим работы, расценки, скидки льготникам. Такая же информация размещена в сельских Советах. Каждый посетитель, решая в сельсовете свои дела, обратит внимание на стенд лесхоза.
В Плещеницком поселковом Совете информационный стенд Плещеницкого лесничества на видном месте. По словам заместителя председателя поселкового Совета Виктора Кириллова, разместить свою информацию хотели и другие организации. Но предпочтение отдали лесничеству, потому что их стенд оказался наиболее содержательным и полезным для местных жителей. Чаще всего люди обращаются выписать дрова, жерди и штакетник, пиломатериалы. В прошлом году приобрели 100 кубометров древесины для строительства жилья. Не такой большой ассортимент, чтобы создавать лишние проволочки.
В целом, темпы индивидуального строительства в стране активно растут. В моду входит отделка натуральными материалами. Это также значительный резерв увеличения реализации круглой древесины и пилопродукции населению. Очевидно, пока еще задействованы далеко не все пути стимуляции спроса. Предстоит усилить сотрудничество с местными торговыми сетями, строительными магазинами и отделами. Для начала — установить в них стенды фирменной продукции, как это делают практически все серьезные производители, предусмотреть скидки и доставку покупателям крупных партий товаров. Вряд ли это станет панацеей от всех сложностей, связанных с нестабильностью рынка лесопродукции, но уж точно сделает продукцию лесхозов более привлекательной хотя бы на внутреннем рынке. А, значит, и востребованной.