Лесные дороги: построил и забыл?

Строительство одного километра лесной дороги стоит государству около 120 миллионов белорусских рублей. Немалые деньги, но эксплуатация лесной техники по бездорожью обойдется еще дороже. Наверное, поэтому леса Финляндии покрыты дорогами как рыболовной сетью. И финны содержат их в отличном состоянии. Наши же лесные дороги из-за многочисленных ухабов и выбоин зарубежные коллеги нередко называют лишь направлениями.

Ремонт и обслуживание лесных дорог у нас всегда было слабым местом. Через пару сезонов эксплуатации даже новая «гравийка» разбивается от тяжелых лесных грузов и становится похожей на стиральную доску. Нередко по продавленным колеям лесовозам приходится двигаться как по фарватеру.

Чтобы избежать такой ситуации и не добивать технику в странах с развитым лесным хозяйством уже давно наладили систему ухода за дорогами. Это породило высокий спрос на дорожно-ремонтную технику. Достойное место она занимает на любой солидной выставке, имеющей отношение к лесному комплексу. Здесь не встретишь привычных грейдеров и бульдозеров — эта техника не для лесных работ. Большое внимание в европейских странах уделяется не только строительству новых дорог, но также ремонту и поддержанию рабочем состоянии уже имеющихся лесных путей. Для этого создан целый комплекс специальной техники, предназначенный для лесных условий. В последнее время для выравнивания и обновления гравийных и грунтовых дорог популярностью пользуются специальные навески на сельскохозяйственные тракторы: рипперы, фрезы-крашеры, специальные грейдеры и компактеры. Их задача разрыхлить и измельчить верхний слой дороги и выровнять ее поверхность. На этот же трактор сзади навешиваются компактеры (гидроуплотнители), которые утрамбовывают покрытие. Они заменяют традиционный колесный укатчик. Для большей прочности при фрезеровании подмешиваются связующие смеси на основе цемента, извести или доломита. За один проход трактор полностью выравнивает дорогу и по ней сразу же могут двигаться лесовозы или другая техника.

Но качество стоит денег. Оборудование европейских производителей не дешевое и требует агрегатирования с мощными тракторами. Приобретать его одному лесхозу нет смысла. За рубежом ремонтом лесных дорог занимаются преимущественно подрядные организации. Одной или двух таких машин достаточно, чтобы обслуживать целый регион, где несколько лесопользователей. При скоординированном подходе такие подрядные организации могли бы появиться и у нас. Преимущество технологии в том, что для выравнивания лесной дороги практически не требуется дополнительная подсыпка — машина восстанавливает старое покрытие.

Важность лесных дорог для развития отрасли ни у кого не вызывает сомнения. Высокие транспортные тарифы и дороговизна техники заставляют по-новому посмотреть на проблему создания и поддержания в рабочем состоянии лесных транспортных путей. На одном из совещаний вице-премьер Республики Беларусь Иван Бамбиза призвал Министерство лесного хозяйства более гибко подходить к проблеме строительства и обслуживания лесных дорог. К примеру, привлекать частных лесозаготовителей и деревообработчиков, предложив им выгодные условия. Чтобы заинтересовать их в строительстве дороги, предложить больший объем древесины или снизить цену на нее, так как строительство лесной дороги будет способствовать развитию местной экономики и социальной сферы. 
Заказ на строительство лесной дороги для дорожной организации — это «лакомый кусок». Оплату гарантирует государство. Парадокс в том, что даже в этих условиях найти добросовестного подрядчика среди районных предприятий, который выполнит работу точно в срок, не всегда удается. В лесной отрасли также есть опыт придания дорогам статуса местного значения. В таком случае их обслуживанием занимаются дорожно-эксплуатационные службы.

Еще сильнее нехватку лесных дорог испытывает российский лесной комплекс. Считается, что это одна из главных причин, которая не позволяет России задействовать свой лесной потенциал. А он немалый — четверть мирового запаса древесины на корню. Были времена, когда для решения дорожной проблемы в лесу использовались покрытия из древесины и железобетонных плит. Но высокие транспортные затраты показали, что этот путь тупиковый.
Отсутствие средств на дорожное строительство породило ряд рационализаторских изобретений. Для освоения труднодоступных и отдаленных участков предлагаются альтернативные виды транспорта — аэростаты. Их использование оправдано при трелевке ценных пород. Иначе древесина окажется «золотой».

Поиском альтернативных технологий строительства дорог занята и белорусская наука. К примеру, Белорусский государственный технологический университет предложил использовать при закладке дорог полимерные материалы. В основание дорожного полотна укладываются порубочные остатки и неликвидная древесина. Затем засыпается слой гравия и укладывается плотное полимерное полотно. Сверху оно также покрывается слоем гравия. Эта технология позволяет снизить затраты на строительство до десяти раз. Несколько лесовозных «усов» заложены таким методом в ряде белорусских лесхозов.

Но и эти дороги рано или поздно придется ремонтировать. Чаще всего ремонт ведется кустарным способом. Используется неприспособленная для этого техника. Принято считать, что хорошая дорога — это та, по которой можно проехать и не застрять. Конструкторы белорусских машиностроительных заводов считают, что это одна из причин, по которым техника часто не выдерживает и гарантийного срока. Со временем «сдаются» и машины зарубежных производителей. Не раз приходилось видеть, как ломаются рамы или выходит из строя трансмиссия.
Решить эту проблему в одиночку одному лесхозу почти невозможно. Создать подразделение по обслуживанию собственных дорог пытались в Ивьевском лесхозе. Здесь понимают, что хорошие дороги — залог долговечности лесовозной техники. Но приобретать грейдер и другую технику для одного предприятия слишком дорого. К тому же, нужны дополнительные люди для работы на ней и обслуживания. Это целое предприятие в предприятии. В Поставском лесхозе для ремонта дорог приспособили старый «Урал». На него установили кузов и приделали раздвижной ковш с гидроманипулятором. Машина может самостоятельно доставлять гравий и проводить ямочный ремонт. Востребованы в лесхозах и фронтальные погрузчики «Амкодор». Обращаться в местные дорожно-строительные организации не всегда оправдано. При обслуживании лесных дорог есть своя специфика. Если проводить его с использованием той же техники и технологий, что и на обычных дорогах общего пользования, затраты будут слишком высокими. К тому же, по корням деревьев не пустишь грейдер.

Поэтому за рубежом большим спросом пользуются различного рода фрезы. Наверное, в создании организации, которая имела бы такую технику и могла оказывать услуги по обслуживанию дорог, есть много заинтересованных и в Беларуси. Это позволило бы лесхозам сэкономить деньги, которые сегодня вкладываются во «внедорожники» для вывозки леса и проведения других работ.

 

Евгений ЖИБУЛЬ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.