После прочтения этой статьи я вдруг осознал, что связь между крупными предприятиями лесной промышленности и лесными реформаторами Украины является симбиотической, а между теми же реформаторами и простым народом, – паразитической… М.П.
Участок плантации масличных пальм в Ачех-Тамианге. Теуку Азвир/Shutterstock
● Получение ренты, олигархия и рецентрализация являются тремя причинами внезапных наводнений и масштабных оползней на Суматре.
● Между предпринимателями добывающей промышленности и национальной политической элитой существует симбиотическая связь.
● Контроль над экономическими ресурсами дает старой элите возможность оказывать влияние на политику и регулирование.
В конце этого года отчет о результатах деятельности правительства Индонезии ухудшился не только в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий, но и в области охраны окружающей среды.
Бревна, принесенные наводнениями и оползнями в Ачехе, Северной и Западной Суматре, демонстрируют экологический ущерб, нанесенный выше по течению, который способствует разрушениям ниже по течению.
Эта катастрофа, унесшая жизни почти тысячи человек, была не просто стихийным бедствием, а результатом «объединения» деловых и политических интересов в стремлении контролировать природные ресурсы.
Таким образом, речь идет не только об изменении климата и тропических циклонах, но и о проблемах рентной конкуренции, олигархии и рецентрализации (концентрации власти), которые спровоцировали внезапные наводнения и разрушительные оползни на Суматре.
Спекулянты в индустрии пальмового масла
Уничтожение лесов, незаконное присвоение земель и неэффективное управление земельными ресурсами — все это вызвано конфликтом интересов среди политической элиты , владеющей добывающими предприятиями, такими как плантации масличной пальмы, плантации акации и горнодобывающие предприятия. Эти конфликты происходят на многочисленных концессиях от Северной Суматры до Ачеха .
В Индонезии взаимосвязь между добывающей промышленностью и стремлением к получению ренты тесно переплетена с моделями патронажа. Эта модель формируется, когда элиты используют политическое лоббирование или тесные связи с власть имущими для получения разрешений на ведение бизнеса, лесных концессий и преобразования земель в личных целях или в интересах небольшой элиты.
При более внимательном рассмотрении выборы 2019 и 2024 годов выявили значительное участие предпринимателей из добывающей промышленности в командах-победительницах кандидатов в президенты и вице-президенты. Это усиливает подозрения о симбиозе между деловыми и политическими интересами.
Пробелы в законодательстве, которые не обязывают корпорации явно сообщать о конечном бенефициарном владельце, часто скрывают истинную структуру собственности компаний, занимающихся производством пальмового масла .
Это облегчает владельцам компаний сокрытие своей личности через другие компании или использование подставных лиц (заимствованных названий). Цель, вероятно, состоит в том, чтобы избежать ответственности за ущерб окружающей среде и социальные последствия, которые наносит эта отрасль.
Олигархия и старые элиты
После падения «Нового порядка» появились надежды на возникновение организованного и мощного движения гражданского общества. Многие, особенно неолиберальные группы, считали, что институциональные реформы могут способствовать развитию демократии.
Однако в действительности Реформация не освободила Индонезию от власти олигархии мгновенно. Элита Нового порядка сохранилась и адаптировалась к условиям после Реформации.
Контроль над экономическими ресурсами дает им значительное влияние в политике и регулировании. В то же время, высокая стоимость участия в политике делает крайне сложным для представителей гражданского общества вхождение в формальную политику.
В результате этого пространство для контроля со стороны гражданских движений становится все более ограниченным, а их переговорные позиции ослабевают.
Достаточно взглянуть на многочисленные протесты коалиции гражданского общества против строительства гидроэлектростанции Батанг Тору в Северной Суматре. Правительство игнорировало эти протесты и продолжало разрешать строительство станции. В конечном итоге, проект был признан одним из факторов, способствовавших сильным наводнениям в этом районе.
Рецентрализация власти в условиях катастрофы
После 20 лет реформ в Индонезии произошла рецентрализация власти , что подтверждается Законом о создании рабочих мест, Законом о финансовых отношениях между центральным и региональными правительствами, а также повышением эффективности бюджета.

Например, передача полномочий по выдаче разрешений на проведение анализа воздействия на окружающую среду (AMDAL) от регионов к центру приводит к тому, что экологическая политика все больше соответствует олигархической логике и отдаляется от местного контекста.
Возвращение контроля на центральный уровень ослабило местный надзор. Это видно на примере разрешений на добычу полезных ископаемых и строительство электростанций, которые, как предполагается, усугубляют последствия наводнений в Северной Суматре. В настоящее время разрешения для этих двух секторов находятся в ведении центрального правительства .
К сожалению, эти разрешения не сопровождались надлежащим надзором , что усугубило эксплуатацию со стороны рентных спекулянтов и олигархов. В результате возросло количество экологических проблем, таких как внезапные наводнения и оползни.
Тем временем центральное правительство проводит политику повышения эффективности бюджета, которая все больше сужает бюджетные возможности региональных правительств и затрудняет регионам смягчение последствий стихийных бедствий и борьбу с ними .
Рецентрализация власти совпала с ослаблением демократии на региональном уровне. Выборы глав регионов, которые, как ожидалось, должны были способствовать демократизации на местном уровне, вместо этого укрепили союзы между старыми и новыми элитами. Даже механизм выдвижения кандидатов в главы регионов разрабатывался и утверждался на центральном уровне .
В результате выборы перестали быть средством представления чаяний народа и превратились в средство воспроизведения патронажной политики, которая укрепляет тесную связь местных элит с центральной властью.
Поэтому, помимо народной инициативы по оказанию помощи народу, обществу также необходимо стремиться к деполитизации, восстанавливая политическую сознательность.
Без движений гражданского общества, политической осведомленности и общественного давления стихийные бедствия будут по-прежнему восприниматься как природные катастрофы. На самом деле, они отражают олигархические властные структуры, которые приносят выгоду небольшой элите и причиняют страдания остальным слоям населения.
