Как голливудский фильм ужасов с тропом «Убийца-волк» саботирует усилия по возрождению дикой природы

Волки возвращаются по всей Европе, но не в Великобританию и Ирландию, где общественная поддержка в лучшем случае прохладная. Экологи указывают на их пользу, а фермеры беспокоятся о своём скоте. Но ещё один фактор, влияющий на общественное мнение, редко обсуждается: одержимость Голливуда образом волка как монстра.

Это особенно актуально в местах, где волки обитают здесь, но вымерли уже много веков назад. Хотя когда-то волки обитали в Британии и Ирландии, для большинства людей сегодня они существуют только в историях или на экранах. Образы, которые мы усваиваем через развлечения, могут иметь гораздо больший вес, чем научные факты, и оказывают огромное влияние на наше отношение к этим животным.

Вспомните большого злого волка или Красную Шапочку. Почти каждый ребёнок в англоязычном мире знакомится с этими злодейскими волками с раннего возраста. Они хитрые, жестокие и прожорливые.

Однако мы не оставляем эти образы позади в детстве. Фильмы ужасов наполняют наши кошмары волками, используя знакомые, а зачастую и совершенно ложные, тропы. Недавние фильмы дают особенно яркие примеры.

В недавней экранизации «Франкенштейна» Гильермо дель Торо волки изображены как злодеи. Сбежав от доктора Франкенштейна, монстр находит убежище на уединённой ферме и пытается помочь её жителям. Волки дважды нападают на ферму – не только уводят овец, но и вламываются в дома и нападают на людей.

Во время первой атаки монстр размышляет: «Охотник не ненавидел волка. Волк не ненавидел овец. Но насилие между ними казалось неизбежным. Таков мир. Он выследит тебя и убьёт просто за то, что ты такой, какой ты есть». Дель Торо использует волков как метафору жестокости мира. Чтобы установить эту связь, он изображает конфликт между волком и человеком как «неизбежный», а также изображает волков — весьма неточно — как решительных захватчиков.

Этот негативный образ не взят из романа Мэри Шелли, в котором подобных сцен нет. Дель Торо, по-видимому, добавил его, чтобы усилить напряжение и напугать зрителей.

Метафоры и монстры

«Носферату» Роберта Эггерса — ещё один недавний пример высокобюджетного фильма. Когда персонаж Николаса Холта пытался сбежать из замка вампира графа Орлока, его преследовала стая волков. Это очень похоже на образы волков из старых сказок, где они изображались как откровенно злые или демонические.

Это подкреплялось рекламной кампанией фильма. В широко разрекламированном интервью Холт заявил, что на него «чуть не напали» «настоящие волки». На самом деле, речь шла о чешских овчарках, которые играли свои роли слишком уж убедительно – вовсе не волках. Продюсеры фильмов ужасов иногда разыгрывают подобные ситуации , чтобы усилить ощущение угрозы и увеличить продажи билетов, и в данном случае для этого использовали ложное нападение волка.

Кадр из фильма «Носферату», мужчина прячется от волков

Холт чудом спасается от чешских овчарок. Эйдан Монаган/Universal Pictures

Это касается не только высокобюджетного кино. Недавно вышедший независимый фильм ужасов « Выходи, волки !» рассказывает о двух мужчинах и женщине, на которых нападают волки во время их уик-энда. Тем временем разворачивается зловещий любовный треугольник, в котором ревнивый потенциальный возлюбленный бросает своего соперника на произвол судьбы, подвергаясь нападению волков.

Поведение диких хищников представлено как аллегория оппортунистического подхода к романтике. В любви и у волков всё средства хороши. В фильме также есть явный намёк на реинтродукцию волков: услышав о нападении волков, один из персонажей отнёсся к этому скептически, заявив: «В этих краях волков не было уже много лет!» Смысл очевиден: по мере возвращения волков в ландшафт возрастает и опасность нападения.

Каждый из этих фильмов по-своему использует существующие тропы и страхи. Именно так и работает жанр ужасов: он использует то, что нас пугает, и усиливает это для развлечения. Но, будучи резонансными кинособытиями, они рискуют сыграть на некорректном общественном восприятии. А поскольку большинство жителей Великобритании и Ирландии никогда не встретят волка в дикой природе, эти вымышленные волки становятся для них ориентирами.

На экране против реальности

Опасения по поводу охоты волков на овец, телят и другой скот обоснованы , но нападения на людей крайне редки . Стая волков, окружающая дом и постоянно терроризирующая его, просто невозможна.

Существуют веские экологические аргументы в пользу реинтродукции волков в места их прежнего обитания. Будучи высшими хищниками, они сокращают популяции оленей и других животных, которые в противном случае могли бы нанести вред окружающей среде, часто из-за чрезмерного выпаса скота. В Йеллоустонском национальном парке в США реинтродукция серых волков вызвала целый ряд неожиданных положительных изменений в биоразнообразии : лоси, выпасавшиеся в условиях чрезмерного выпаса, были вынуждены мигрировать, деревья восстановились, реки стабилизировались, а популяции бобров выросли.

Волк в Йеллоустоуне бежит по снегу
Когда волки были вновь завезены в Йеллоустоун, учёным представилась «почти уникальная» возможность изучить, что происходит, когда экосистема снова становится целостной. Агнешка Бакал / Shutterstock

То же самое происходит в Европе, когда волки возвращаются в свои исконные ареалы. Но чтобы вернуть волков в Великобританию или Ирландию, экологам пришлось бы физически их туда перевезти. Опросы общественного мнения показывают, что уровень одобрения в Ирландии составляет 52% , а в Великобритании — всего 36% .

Трудно вывести эти цифры из совокупного эффекта векового повествования – от древнего фольклора и викторианских готических романов до современных голливудских фильмов ужасов. Всё это способствует представлению о том, что волки опасны, непредсказуемы и не должны приближаться к людям.

Фильмы ужасов задуманы как развлечение. Но постоянная опора на волка как символ зла и насилия в фильмах ужасов может нанести ущерб попыткам содействовать сосуществованию со здоровыми популяциями диких животных. Нашим природным ландшафтам нужны волки. И сейчас волкам нужен весь возможный хороший пиар.

 

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.