Финский предприниматель в сфере перевозки древесины, перешедший на биогаз с низким уровнем выбросов: «Мы хотим показать, что уже движемся вперед».

«Если все пойдет по плану, мы выпустим наш второй автомобиль на газовом топливе в начале 2027 года», — говорит Антти Ноусиайнен, генеральный директор E. Nousiainen Ltd.

Сжиженный биогаз (LBG) естественным образом вписывается в стратегии циркулярной биоэкономики во всем мире, особенно в лесистых регионах, таких как страны Северной Европы. LBG может производиться из побочных продуктов лесной промышленности, таких как щепа, опилки и кора, преобразуя остаточную биомассу в чистую возобновляемую энергию.

Финские исследования показывают, что тяжелые транспортные средства, работающие на биогазе, хорошо себя зарекомендовали на лесных гравийных дорогах, которые предъявляют особые требования к транспортному оборудованию. Именно по этим маршрутам биомасса доставляется из лесов на промышленные предприятия для переработки.

Такие страны, как Финляндия, Швеция и Норвегия, являются пионерами в интеграции LBG в свою лесную биоэкономику. В июне 2022 года финская транспортная компания Eskola Ltd. (Kuljetusliike Eskola Oy) запустила первый в Европе тяжелый грузовик на биогазовом топливе для перевозки леса в регионе Оулу, работающий на Metsähallitus — финскую лесную администрацию, которая управляет государственными лесами Финляндии.

В феврале 2025 года финская транспортная компания E. Nousiainen Ltd. (Kuljetusliike E. Nousiainen Oy) добавила в свой автопарк первый комбинированный автомобиль, работающий на сжиженном биогазе, и уже планирует приобрести второй. Инвестиции подкрепляются новой заправочной станцией, которая должна открыться в Риихимяки — в зоне деятельности компании — к концу 2026 года.

«Если все пойдет по плану, мы запустим наш второй автомобиль на газовом топливе в начале 2027 года», — говорит Антти Ноусиайнен, генеральный директор E. Nousiainen Ltd. Он отмечает, что водители постоянно хвалят плавную и тихую работу грузовика на биогазе — факторы, которые значительно повышают комфорт и удовлетворенность работой во время длительных поездок.

22–23 октября 2025 года мероприятие Finnish Forestry Days собрало более 600 профессионалов лесной отрасли, студентов и лиц, принимающих решения, чтобы отпраздновать 100-летнее наследие старейшего отраслевого мероприятия Финляндии. Кампания с использованием грузовиков, организованная SKAL Metsä ry и Финской лесной ассоциацией, была частью общенационального собрания, прошедшего в Finlandia Hall. Фото: Анна Кауппи

Наука поддерживает переход на возобновляемые виды топлива при перевозках древесины

Автопарки, работающие на биогазе, становятся многообещающим решением для сокращения выбросов в сфере тяжелой логистики. Согласно недавним исследованиям, автомобили, работающие на биогазе, могут сократить выбросы углекислого газа до 90 % по сравнению с традиционными дизельными грузовиками. Они также производят меньше шума и выбросов твердых частиц, что снижает нагрузку на окружающую среду, особенно в городских районах.

Несмотря на свой потенциал, грузовики на биогазе по-прежнему относительно редки в лесной логистике по всей Европе. Однако интерес к ним растет, особенно в странах с сильными стратегиями биоэкономики, таких как Финляндия, Швеция и Германия.

Исследования продолжают поддерживать переход на возобновляемые виды топлива в сфере транспортировки древесины. Наряду с биогазом изучаются несколько альтернатив. Возобновляемый дизель (HVO), производимый из отходов и растительных масел, уже используется и совместим с существующими дизельными двигателями без модификации. Биодизель (FAME), хотя и является жизнеспособным, требует смешивания с ископаемым дизельным топливом, и его пригодность зависит от автопарка.

Электрические и водородные решения для тяжелых лесохозяйственных работ все еще находятся в стадии разработки, но эксперты ожидают, что в будущем они будут дополнять транспортные системы с низким уровнем выбросов.

По мнению исследователей, сжиженный биогаз и возобновляемый дизель в настоящее время являются наиболее практичными альтернативами электрификации для сокращения выбросов в лесозаготовительной логистике. Исследования Университета Восточной Финляндии и Metsäteho Ltd., финской компании, занимающейся исследованиями и разработками в лесной промышленности, подтверждают, что транспортные средства, работающие на LBG, могут экономично эксплуатироваться даже на сложных лесных гравийных дорогах.

Дальнейшие исследования Университета LUT подчеркивают важность оптимизации маршрутов и эффективности загрузки для сокращения выбросов. Университет Тампере поддерживает эту точку зрения, отмечая, что инновационные инструменты планирования маршрутов, особенно в сочетании с биогазом, могут сделать транспортировку биомассы более экономичной и экологически устойчивой.

Использование биотоплива по-прежнему ограничено

В сентябре 2025 года опрос, проведенный Финской ассоциацией транспорта и логистики (SKAL), показал, что 30 % финских транспортных компаний планируют в ближайшее время инвестировать в транспорт, но 90 % этих инвестиций по-прежнему направляются на дизельные грузовики,  только 13 % — на газовые и 5 % — на электромобили.

Этой тенденции способствуют несколько факторов. Автомобили на биогазовом топливе примерно на 25 % дороже дизельных моделей, а инфраструктура заправок в Финляндии по-прежнему развита слабо, особенно в отдаленных лесных районах, отмечает Антти Ноусиайнен.

«Водители часто дополнительно возят с собой полбака топлива из соображений безопасности, поскольку следующая заправка может находиться за сотни километров», — добавляет он.

Цены на топливо также могут влиять на инвестиционные решения.

В сентябре 2025 года средняя цена на LBG в Финляндии составляла 1,87 евро за литр, а на дизельное топливо — 1,63 евро за литр. Ранее в том же году дизельное топливо стоило 1,80 евро за литр, а биогаз — 1,67 евро за литр, что на пятую часть меньше, чем сегодня.

Несмотря на недавние ценовые изменения в пользу дизельного топлива, Нусиайнен считает биогаз стратегической инвестицией, соответствующей климатическим целям крупных клиентов лесной промышленности, таких как Metsä Group и Stora Enso.

«Наш парк автомобилей на биогазе — это целеукаказание. Когда древесина перевозится по Финляндии с использованием биогаза, все видят, что мы стремимся делать вещи по-другому. Наши клиенты ожидают действий, а не только обещаний. Мы хотим показать, что уже движемся вперед».

Биогаз набирает обороты, но дизельное топливо по-прежнему доминирует в европейских грузовых перевозках

По всей Европе внедрение грузовиков на биогазовом топливе сталкивается с привычными препятствиями, включая более высокие первоначальные затраты и ограниченную инфраструктуру заправки. Эти факторы продолжают замедлять переход от дизельного топлива к возобновляемым видам топлива в сфере перевозок тяжелых грузов.

Тем не менее, сжиженный биогаз (LBG) неуклонно набирает популярность в стратегиях инвестирования в транспорт, говорит Ансси Куяла, генеральный директор Финской ассоциации транспорта и логистики (SKAL). Национальная стратегия Финляндии в области климата и энергетики прогнозирует рост использования газовых тяжелых транспортных средств по крайней мере до 2050 года.

«Сжиженный биогаз явно более популярен, чем электричество, в сфере дальних перевозок и использования тяжелого транспорта», — отмечает Куяла.

Сжиженный биогаз (LBG) неуклонно набирает популярность в стратегиях инвестирования в транспорт, говорит Ансси Куяла, генеральный директор Финской ассоциации транспорта и логистики (SKAL).

На данный момент дизельное топливо по-прежнему доминирует в грузовой логистике. По словам генерального директора SKAL, в Финляндии 98 % лицензированных грузовых автомобилей по-прежнему работают на дизельном топливе, а девять из десяти новых инвестиций в транспортные средства направлены на модели с дизельным двигателем.

«Дизель останется доминирующим источником энергии для грузовых перевозок вплоть до 2030-х годов», — прогнозирует Куяла. «Но рост популярности альтернативных видов топлива требует решительного расширения инфраструктуры зарядных станций и заправочных станций по всей стране».

Эта тенденция наблюдается по всей Европе, где дизельное топливо остается основой грузовых перевозок на дальние расстояния. Однако растущее давление со стороны регулирующих органов и все более амбициозные климатические цели начинают смещать инвестиционные стратегии в сторону более чистых технологий.

Столетнее юбилейное празднование Национальных дней леса открыл Олли Рен, управляющий Банка Финляндии. Он подчеркнул важность лесов как краеугольного камня финского общества. Фото: Вилма Иссакайнен.

Биогазовый грузовик у Finlandia Hall – послание о росте лесов и «зеленом» переходе
22–23 октября 2025 года всеобщее внимание привлек грузовик на биогазовом топливе, припаркованный у знаменитого зала Финляндия в Хельсинки — не только из-за его внушительных размеров, но и из-за послания, которое он нес. Этот грузовик, представленный в рамках 100-летия мероприятия «Дни леса», не просто перевозил древесину — он олицетворял мощный символ роста лесов, борьбы с изменением климата и роли экологически чистой логистики в устойчивом лесопользовании.

Груз грузовика объемом 18 кубических метров представляет собой средний годовой прирост леса на одного гражданина Финляндии. По словам Кирси Йоэнсуу, исполнительного директора Финской лесной ассоциации, которая организовала мероприятие, экспозиция была призвана сделать лесной сектор заметным и осязаемым в повседневной городской жизни.

«Это сделало лесную статистику конкретной и напомнило нам, как рост лесов затрагивает каждого из нас», — сказала Йоэнсуу. «Когда груз древесины стоит в центре города, это вызывает вопросы и разговоры. Это способ показать, что леса Финляндии постоянно растут и что они управляются и используются ответственно».

Дни леса отмечают столетие диалога о лесном хозяйстве

Дни леса — это ежегодное национальное мероприятие в Финляндии, на которое собираются специалисты в области лесного хозяйства, студенты и политики. Столетие мероприятия открыл Олли Рен, управляющий Банка Финляндии, который подчеркнул основополагающую роль лесов в финском обществе.

«Леса — это не только источник сырья, они — часть нашей культуры и идентичности. Именно поэтому чистые финские леса стали брендом, признанным во всем мире», — сказал Рен.

Финская лесная ассоциация организовала выставку автомобилей, работающих на биогазе, в партнерстве с SKAL Metsä ry, Ассоциацией лесотранспортников, членом Финской ассоциации транспорта и логистики. Мероприятие было посвящено экологически устойчивой перевозке древесины и привлекло внимание к роли возобновляемых видов топлива в лесной логистике.

Предприниматель в сфере транспорта Антти Ноусиайнен, который принял участие в этой инициативе, сказал, что решение об участии было простым, подчеркнув приверженность своей компании продвижению более экологичных транспортных решений.

«Восемнадцать кубических метров — это впечатляющее зрелище, особенно когда вы видите, как их загружают на грузовик за один раз», — сказал Ноусиайнен. «Леса являются важной частью финской жизни и национальной экономики, но их значение часто упускается из виду в повседневной жизни».

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.