Трещины в военной экономике России

В Центральном банке России, Москва, Россия, сентябрь 2025 г. Рамиль Ситдиков / Reuters

Как Америка и Европа могут использовать уязвимости Москвы

Чтобы поддержать войну против Украины, Россия милитаризировала свою экономику. Хотя, вопреки распространенному за рубежом мнению, российская экономика не находится на полном военном уровне, Кремль не только потратился на военные заводы, но и начал больше торговать с Китаем, чтобы обойти западные санкции. За последние три года российская экономика превзошла большинство прогнозов благодаря экстравагантным государственным расходам, высоким ценам на экспортируемые Россией сырьевые товары и умелому управлению экономикой.

В настоящее время существует два взгляда на экономику России. Один из них, о котором говорит президент России Владимир Путин, заключается в том, что российская экономика оказалась удивительно устойчивой и достаточно сильной, чтобы поддерживать его грандиозные цели, которые включают в себя не только продолжение войны России в Украине, но и расширение и модернизацию ее вооруженных сил, чтобы однажды она могла бросить вызов НАТО. С тех пор как президент США Дональд Трамп вернулся в Белый дом в январе, Путин усилил свои испытания на прочность альянса. В сентябре российские беспилотники нарушили воздушное пространство Польши, а российские истребители вторглись в воздушное пространство Эстонии. Путин верит в собственные ресурсы: с 2022 года Россия нарастила производство вооружений даже в условиях жестких санкций.

Другой взгляд на российскую экономику заключается в том, что однажды она обречена на крах. Но ни то, ни другое не совсем верно. Способность России создать достаточно сильную армию, чтобы по-настоящему бросить вызов НАТО в долгосрочной перспективе, ограничена растущим финансовым давлением, перегруженным рынком труда, санкциями, блокирующими доступ к критически важным технологиям, и оборонной промышленностью, уже работающей на полную мощность. По оценкам экспертов в области обороны, России, вероятно, потребуется от семи до десяти лет, чтобы восстановить свои вооруженные силы, то есть восполнить истощенные запасы оружия, восполнить потери тяжелой техники, а также восстановить численность и боеготовность войск. Тем не менее, в то же время Россия может беспокоить членов НАТО по дешевке с помощью кибератак и диверсий, и она может принять решение о прямом нападении еще раньше, учитывая, что европейские страны спешат модернизировать свою оборону.

После трех с половиной лет полномасштабного конфликта контуры российской политэкономии обнажают границы того, чего может достичь Кремль. Чтобы помешать достижению великих целей Путина, Соединенные Штаты и европейские страны должны лучше понять конкретные долгосрочные уязвимости российской экономики и начать использовать их уже сейчас.

ТОПТАНИЕ НА ВОДЕ

Несмотря на санкции и изоляцию, России удалось сохранить свою военную машину. В 2021 году Кремль потратил на военные нужды около 22 процентов федерального бюджета. Сегодня она тратит почти 40 процентов, или около восьми процентов ВВП (включая расходы на внутреннюю безопасность). Правительство расширило производство беспилотных летательных аппаратов и боеприпасов, восстановило запасы техники советской эпохи и предложило щедрые финансовые стимулы, чтобы побудить мужчин присоединиться к армии. Москва смогла выдержать вторжение, не переводя всю экономику на полное военное время, объявив частичную мобилизацию и поощряя существующие оборонные заводы работать круглосуточно. Параллельный импорт — товары, продаваемые в Россию третьей стороной без разрешения производителя — и китайские поставщики восполнили пробелы в критически важных компонентах, вызванные санкциями. В краткосрочной перспективе такого лоскутного подхода оказалось достаточно, чтобы пополнить передовые силы и удержать Россию в войне.

Но эти достижения менее впечатляющие, чем кажутся. Как отмечает военный аналитик Дара Массикот, к 2024 году оборонно-промышленный потенциал России в значительной степени стабилизировался, не считая производства беспилотников. Большая часть техники, которую она сейчас поставляет на украинский фронт, отремонтирована, а не новая, и часто уступает системам НАТО. Коррупция и неэффективность в военном и оборонном секторах остаются эндемичными, и, хотя возможен незначительный прирост эффективности, они не могут генерировать масштабы ресурсов, необходимые для быстрого наращивания сил.

Россия продемонстрировала устойчивость и адаптивность, задействовав так называемый мобилизационный резерв промышленности (резервные производственные мощности, которые могут быть быстро задействованы в военное время), а также несколько расширив свою инфраструктуру, например, построив заводы по производству боеприпасов. Но страна исчерпала свои резервы производственных мощностей и рабочей силы. Чтобы производить значительно больше техники или набирать и обучать гораздо больше солдат, Москве придется перейти на более всеобъемлющие военные рельсы, направив все имеющиеся ресурсы на военные нужды, как это было во время Второй мировой войны, или реквизируя гражданские производственные линии для военных целей. Автомобильные заводы, например, можно было бы заставить выпускать только военную технику. Но правительство сопротивлялось этому, опасаясь социальных волнений и нехватки потребительских товаров.

МИГАЮЩИЙ КРАСНЫЙ

Военная экономика России работает, но только до определенного момента. Кремль ограничен не только краткосрочными узкими местами в производстве, но и фискальной нагрузкой, перегруженным рынком труда, технологической изоляцией и фрагментированной оборонно-промышленной базой. По сути, расходы на оборону функционируют как экономика одноразовых товаров: заводы работают на полную мощность, рабочие получают заработную плату, а спрос на ресурсы растет, но объем производства должен исчезнуть почти сразу. Танки, беспилотники и снаряды производятся для уничтожения на поле боя, государство выплачивает пожизненные пенсии раненым солдатам и пособия в связи со смертью семей погибших. Этот цикл поддерживает занятость и промышленную активность в краткосрочной перспективе, но не создает долгосрочных активов, таких как автомагистрали, электростанции или школы, или роста производительности, в результате чего экономика становится все более загруженной и бедной с каждым годом войны.

Фискальные показатели России мигают красным цветом. Нефтегазовые доходы снижаются из-за снижения цен, роста логистических издержек, волатильности валютных курсов и угрозы расширения санкций. В первом полугодии 2025 года федеральные доходы сократились на 16,9 процента. Министерство финансов разработало свой бюджет на 2026 год с учетом предполагаемой цены на нефть в 59 долларов за баррель по сравнению с 67 долларами в предыдущем проекте бюджета, и, вероятно, пересмотрит предполагаемую цену еще ниже.

Ненефтяные доходы растут, но не настолько быстро, чтобы компенсировать это, особенно в условиях замедления экономического роста в России. За первые семь месяцев года ВВП увеличился всего на 1,1 процента, что является резким замедлением после двух лет перегрева. ВВП России вырос на 3,6 процента в 2023 году и на 4,1 процента в 2024 году из-за огромных государственных расходов, которые также привели к росту потребительских цен. Перегрев был неустойчивым, но сегодняшнее замедление обнажает хрупкость военной экономики, которая зависит от непрерывного фискального стимулирования, маскирующего основные структурные слабости. Чтобы сократить разрыв в доходах, правительство прибегает к так называемой «мобилизации доходов» — увеличению штрафов, пеней и государственных пошлин. В 2024 году правительство повысило налоги на доходы и корпорации. Теперь, согласно проекту бюджета, Кремль рассматривает возможность увеличения налога на добавленную стоимость на два процентных пункта, что может принести 14,3 миллиарда долларов. Помимо повышения НДС до 22 процентов, власти планируют в шесть раз снизить порог доходов, при котором бизнес должен начать платить НДС, тем самым значительно расширив базу налогоплательщиков.

Впервые с начала войны военные расходы России перестанут расти.

Министр обороны Андрей Белоусов, экономист по образованию, заверил Путина, что устойчивые расходы на оборону в 2026 году и в последующий период в сочетании с улучшением государственных закупок будут способствовать более широкому экономическому росту и потенциально стимулировать гражданскую экономику. Его стратегия включает в себя расширение закупок за счет включения в них небольших частных предприятий и Центра передовых беспилотных систем Рубикона, организации по исследованию и разработке беспилотных летательных аппаратов, за счет упрощения заключения контрактов и прямого финансирования технологий двойного назначения.

По мнению Белоусова, когда государство создает существенный промышленный спрос на военные нужды, заводы начинают массово выпускать новые технологии, в результате чего они становятся дешевле и надежнее. Этот процесс произошел в Соединенных Штатах в 1960-х годах. По мере того, как Пентагон и НАСА стремились закупать материалы для ракетной программы «Минитмен II» и космических миссий «Аполлон», они создали устойчивый спрос на интегральные схемы, что позволило производителям достичь объемов производства, необходимых для снижения затрат. Отчасти именно так Соединенные Штаты стали домом для современной компьютерной индустрии.

Однако экономическая структура России принципиально отличается от открытой американской системы, которая стала возможной для таких побочных эффектов. Стремление Путина к автаркии привело к созданию полузакрытой экономики, в которой каждое вливание ликвидности или субсидируемого кредита порождает спрос, который разбивается о жесткие ограничения предложения. Российские компании не могут быстро наращивать производство из-за узких мест в логистике, технологических ограничений и хронической нехватки рабочей силы. Вместо того, чтобы создавать больше производства, избыточное денежно-кредитное стимулирование взвинчивает цены, увеличивая разрыв между спросом и предложением и стимулируя инфляцию — динамика, которая подрывает те самые цели роста, для достижения которых должны были быть достигнуты расходы на оборону.

В проекте бюджета на 2026 год, впервые с начала войны, военные расходы перестанут расти и даже могут немного сократиться. Цель – восстановление экономического равновесия, а не мир. Но умеренное снижение военных расходов не решит структурные проблемы России. Россия оказалась в затруднительном положении: любая попытка быстро сократить расходы на оборону приведет к экономическому коллапсу, но сохранение нынешнего уровня военных расходов приведет к увековечению стагнации. Москва не может ни поддерживать бессрочные военные расходы, ни безопасно вернуться к гражданской экономике без демобилизации и некоторого ослабления санкций.

МЫ ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ

Россия также страдает от напряженного рынка труда. К концу 2024 года российские компании столкнулись с нехваткой рабочей силы в размере 2,2 миллиона человек, а 70 процентов российских предприятий сообщили о нехватке сотрудников. Оборонное производство в настоящее время конкурирует со строительством, транспортом и сельским хозяйством за скудную рабочую силу. Проблема усугубляется ограничениями на миграцию. Мигранты могут работать лишь в нескольких низкооплачиваемых секторах, и они сталкиваются с дискриминационными законами. Их дети, например, имеют ограниченный доступ к школам.

Между тем, демографическое давление усиливается: люди старше 65 лет уже составляют 18 процентов населения России, и ожидается, что к середине XXI века эта доля возрастет до 24 процентов. Война усугубила этот демографический кризис. По августовским оценкам BBC и независимого российского новостного издания «Медиазона», на данный момент в Украине было убито не менее 219 000 российских солдат, большинство из которых мужчины трудоспособного возраста. Еще сотни тысяч навсегда выбыли из состава рабочей силы из-за травм. Контрактники на передовой составляют примерно 0,5 процента от общего числа военнослужащих. Теоретически экономика снова поглотит этих работников, когда война закончится, но боевые навыки не всегда переходят на гражданскую работу, и многим ветеранам потребуется переподготовка и постоянное медицинское обслуживание.

Российская оборонная промышленность сейчас выглядит как лоскутное одеяло.

Меры экспортного контроля со стороны США и Европы отрезали Россию от поставок передовых компонентов, таких как высококачественные полупроводники, прецизионные подшипники и специализированные станки, что вынудило ее экономику пойти на дорогостоящую замену. Чтобы Россия могла создать отечественные альтернативы, ей необходимо построить новые производственные мощности с нуля. В результате, как правило, получается худший продукт при более высокой стоимости. Параллельный импорт и китайские поставки могут временно заткнуть критические пробелы в электронике и машиностроении, но качество этой продукции часто ниже. Россия может производить оружие, но она не может восстановить сложную промышленную базу, необходимую для долгосрочной конкурентоспособности. Россия стала зависеть от Китая не только в компонентах, но и в станках и промышленных роботах, что дает Пекину значительные рычаги влияния на Москву, когда речь идет о ценообразовании на потребительские и промышленные товары. Во многом Россия сейчас подчиняется Китаю и действует в первую очередь как поставщик ресурсов, а не как технологический равный.

Российская оборонная промышленность сейчас похожа на лоскутное одеяло. В ней есть государственные гиганты, такие как «Ростех», региональные предприятия и небольшие, даже размером с гараж, предприятия, производящие беспилотники и оборудование. Эта децентрализованная мобилизация оказалась на удивление эффективной в военное время, поскольку небольшие мастерские зачастую могут работать быстрее и дешевле, чем традиционные крупные подрядчики. Однако после окончания войны российское правительство не сможет поддерживать эти предприятия на плаву. Кремлю будет проще восстановить советскую систему централизованных заводов, раздутых закупок и укоренившейся коррупции. Крах этих инновационных малых предприятий может замедлить темпы разработки и внедрения технологий, поскольку их вытесняют нерасторопные государственные монополии.

Также существуют разногласия между Белоусовым, который поддерживает небольшие предприятия (также известные как народный военно-промышленный комплекс), и приближенными Путина, такими как его старый друг, генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов и бывший телохранитель Путина Алексей Дюмин, которые лоббируют интересы традиционных оборонных предприятий. Стороны борются не только за то, как развивать оборонно-промышленную базу, но и за контроль над источниками доходов и прибыльными секторами всё более милитаризованной экономики. Например, с 2008 года Чемезов помогает «Ростеху» консолидировать контроль над государственными и приватизированными советскими оборонными предприятиями, оказывая давление на акционеров и менеджеров, чтобы те присоединились к его промышленной империи. Российские инновационные предприниматели в оборонной отрасли могут столкнуться с аналогичным запугиванием, что приводит к конфликтам, задержкам и перерасходам средств.

ПИНАЙТЕ ИХ, ПОКА ОНИ ПАДАЮТ

Соединенные Штаты и Европа не могут рассчитывать на то, что экономика России просто развалится. Но структурные ограничения экономического роста России предполагают, что ее запланированное военное возрождение будет медленным, неравномерным и дорогостоящим, что дает ее противникам окно возможностей для сдерживания наращивания военной мощи. Санкции и экспортный контроль, например, все еще могут навредить Москве. Они уже вынудили Россию замещать импорт и развивать зависимость от Китая. Если американские и европейские политики ужесточат контроль над компонентами, такими как оптика, полупроводники и современные станки, и продолжат вводить санкции против экспорта нефти и финансовой системы России, они могут оказать еще большее давление на российскую экономику и промышленную базу. Они также могут затруднить для Москвы сохранение потока импортных потребительских товаров (таких как электроника, одежда и предметы домашнего обихода), которые лежат в основе образа жизни среднего класса.

Американским и европейским политикам следует предвидеть адаптацию Кремля. Россия может еще больше милитаризировать свою экономику, перепрофилировав больше гражданских отраслей промышленности для удовлетворения потребностей военного производства, построив новые заводы и привлекая больше людей в оборонную промышленность за счет повышения заработной платы, освобождений от призыва и расширения кампаний по набору персонала. Такие действия были бы политически рискованными для Путина, потому что они заставили бы простых россиян идти на жертвы. Потребительские фабрики могут закрыться, товары могут быть нормированы, а компании могут потерять своих сотрудников из-за секторов, связанных с войной. До сих пор Путин сохранял молчаливое согласие своего народа с его грандиозными военными амбициями, сохраняя нормальность повседневной жизни. Полная мобилизация могла бы заставить больше людей ощутить последствия войны. Но с точки зрения Путина, потенциальная выгода — подчинение Украины и подрыв НАТО — может оправдать эту авантюру.

Когда речь заходит о том, чтобы помешать амбициям Путина противостоять НАТО, время решает все. Россия может восполнить свои потери в течение следующих двух-трех лет, но полное восстановление ее вооруженных сил займет гораздо больше времени. Парадокс военной экономики России заключается в том, что она одновременно прочна и хрупка. Соединенные Штаты и Европа должны действовать безотлагательно: использовать свои преимущества, пока Россия остается скованной, а не ждать, пока Кремль встанет на ноги.

АЛЕКСАНДРА ПРОКОПЕНКО – научный сотрудник Евразийского центра Карнеги в России в Берлине. До начала 2022 года она работала в Центральном банке России.

 

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.