Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России на протяжении нескольких лет сталкивается с острой проблемой дефицита квалифицированных кадров, угрожающей устойчивому развитию всей отрасли. В основе проблемы лежат сразу несколько взаимосвязанных причин, о которых эксперты твердят едва ли не на каждой отраслевой конференции или форуме.
Главная причина — недостаток молодых работников. Хотя ежегодно высшие учебные заведения выпускают тысячи специалистов лесного хозяйства, подавляющее большинство из них выбирает другие сферы деятельности, оставляя лесной комплекс в состоянии хронического кадрового голода. Один из наиболее весомых факторов при выборе дальнейшего пути для молодого человека — заработная плата. В некоторых регионах России, особенно в отдалённых районах с преобладанием лесных массивов, средний заработок лесничего или специалиста лесного хозяйства достигает 30 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, средняя зарплата в других отраслях экономики, требующих сопоставимого уровня образования, существенно выше.
Отсутствие интереса к лесному хозяйству среди абитуриентов заставляет вузы снижать проходные баллы, что неизбежно приводит к поступлению студентов с недостаточной мотивацией. В результате выпускники вузов оказываются плохо подготовленными к реальным условиям работы в отрасли, не обладают необходимыми практическим навыками и знаниями, что ещё больше снижает их конкурентоспособность на рынке труда.
Низкая мотивация школьников к выбору профессии в лесной отрасли также играет существенную роль. Устойчивый стереотип о тяжёлых, малооплачиваемых и неперспективных условиях труда формирует негативное восприятие профессии среди молодёжи. Отсутствие эффективной профориентационной работы и популяризации профессии лесника усугубляет эту проблему.
Кроме того, существует некоторая пропасть между запросами современных лесопромышленных предприятий и качеством подготовки специалистов в вузах. Техническая база многих учебных заведений устарела и не соответствует темпам технологического развития отрасли. В результате выпускники не обладают знаниями и навыками работы с современным оборудованием и технологиями, что снижает их ценность для работодателей. Недостаток взаимодействия между вузами и предприятиями ЛПК также затрудняет адаптацию образовательных программ к реальным потребностям рынка труда.
Вывод напрашивается сам собой: решение проблемы кадрового дефицита в ЛПК требует комплексного подхода и тесного сотрудничества между вузами и предприятиями отрасли для обеспечения соответствия образовательных программ современным требованиям. Только совместными усилиями государства, образовательных учреждений и лесопромышленных предприятий можно обеспечить устойчивое развитие ЛПК России.
«Лесной комплекс» обратился к президенту Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольге Калюжной с просьбой поделиться мнением о кадровой проблеме в отрасли, а также о способах её решения.

— В массовом сознании по-прежнему живёт образ лесника с топором в руках где-то в тайге. Этот стереотип сильно отталкивает молодёжь. Реальность же совсем иная: специалисты работают с высокотехнологичным оборудованием, дронами, цифровыми картами, технологиями 3D-моделирования, экопроектами. Эта современная картинка пока недостаточно ярко присутствует в информационном поле, но все участники отрасли трудятся над преодолением этого стереотипа.
Важно показать, что лесная отрасль — это не только стабильность, но и перспективы роста. На предприятиях уже действуют программы горизонтальной ротации, открыты возможности для участия в исследовательских и цифровых проектах. Большая мотивация — это и профессиональные соревнования, такие как «Лесоруб», где мастерство владения техникой доведено до уровня искусства. Это формирует престиж профессии и задаёт планку развития.
Низкая зарплата и невысокий престиж профессии — это скорее миф. Сегодня заработная плата в отрасли достигает 115 тысяч рублей в зависимости от региона и квалификации. В инженерных и цифровых направлениях доход сопоставим с IT. Престижность профессии растёт: для молодёжи ценностная мотивация — экология, климат, устойчивое развитие — становится не менее важной, чем уровень дохода.
Отчего же те, кто всё же заканчивает обучение по лесным направлениям, не идут работать по специальности? Есть несколько причин. Иногда студенты выбирают направление по инерции, без чёткого интереса. Иногда — сталкиваются с нехваткой практических навыков. Решение здесь очевидно: больше практико-ориентированного обучения, стажировок и совместных проектов вузов с бизнесом. Когда студенты видят реальную ценность профессии, они чаще остаются в отрасли.

Как удержать молодого специалиста в профессии? Здесь важна комбинация факторов: достойная зарплата, современные условия труда, карьерные траектории. Молодые сотрудники хотят видеть перспективу — от мастера или технолога до руководителя или предпринимателя. Важны и социальные гарантии.
Часто звучит возражение о вахтовом методе или удалённых местах работы. Да, это особенность отрасли: значительная часть ресурсов расположена в труднодоступных районах. При расчётной лесосеке 730 млн кубометров фактическая заготовка составляет менее 200 млн. Это показывает, что у отрасли есть серьёзный запас для роста — как в освоении ресурса, так и в развитии переработки. Чтобы компенсировать фактор удалённости, предприятия предлагают привлекательные социальные пакеты: жильё, медицинское обслуживание, поддержку семей. Это повышает конкурентоспособность профессии для молодёжи.
Престижность растёт там, где есть современные проекты, высокие стандарты мастерства и признание достижений специалистов. Важно рассказывать об успехах отрасли, о тех, кто формирует её будущее, о международных инициативах и экологических проектах.