Финская лесопромышленная компания Metsä Group тестирует технологию улавливания углекислого газа из выбросов целлюлозного завода. Фото: Metsä Group
Смягчение последствий изменения климата и замена ископаемого сырья открыли новый взгляд на биогенный углекислый газ. Эксперты считают, что биогенный углекислый газ, получаемый из дымовых газов целлюлозных заводов, может стать ключом к новой промышленной революции.
В начале сентября финская лесопромышленная компания Metsä Group объявила о запуске пилотного проекта в Рауме, прибрежном городе на западе Финляндии, по исследованию улавливания углекислого газа из дымовых газов целлюлозных заводов в сотрудничестве со своим технологическим партнером Andritz. Хотя аналогичная технология уже используется во всем мире, в частности, на угольных электростанциях и мусоросжигательных заводах, ее применение в лесной промышленности является новым.
«Пока что технология, похоже, хорошо работает с дымовыми газами целлюлозных заводов», — говорит Кайя Пеху-Лехтонен , руководитель проекта по улавливанию углекислого газа Metsä Group.
Целью пилотного проекта Metsä Group пока не является коммерческая эксплуатация. Тем не менее, есть и более масштабные планы: в будущем биогенный углекислый газ может быть использован в качестве сырья для производства синтетического топлива и химикатов, в частности, по мере развития водородной экономики и всё большего распространения решений, заменяющих ископаемое топливо.
По словам Пеху-Лехтонена, осенью на пилотном заводе Metsä Group в Рауме будут протестированы различные технологические условия, влияющие на такие факторы, как потребление энергии, необходимость очистки дымовых газов и качество улавливаемого углекислого газа.
Пилотная установка, запущенная в конце июня 2025 года, способна улавливать около одной тонны углекислого газа в день.
«По результатам пятимесячного пилотного проекта мы изучим возможность строительства более масштабной пилотной установки мощностью от 30 000 до 100 000 тонн улавливаемого углекислого газа в год. Это более чем в сто раз превысит мощность существующей пилотной установки».
Однако решение о строительстве более крупной пилотной установки пока не принято. По данным компании, это обусловлено значительными инвестициями и тем, что рынок биогенного углекислого газа всё ещё развивается. Для того чтобы улавливание углекислого газа стало экономически выгодным, необходимы партнёры, способные использовать его в собственных производственных процессах. Вся цепочка создания стоимости должна быть экономически выгодной.
«Мы реализуем проект поэтапно. Цепочки создания стоимости от сырья до готовой продукции часто новые и сложные, поэтому от всех участников требуется тесное сотрудничество и понимание особенностей производственных процессов», — объясняет Пеху-Лехтонен.

Биогенный углекислый газ может ускорить переход к зеленой энергетике
Профессор Кристиан Мелин из Университета LUT в Финляндии видит ценность пилотного проекта Metsä Group в том, что он предоставляет новую информацию об улавливании углекислого газа в процессах лесной промышленности:
«Полезно проверить, как эта технология работает в лесной промышленности. Если мы сможем получить ценную информацию в меньшем масштабе, мы сможем гарантировать, что при строительстве более крупных предприятий в будущем всё будет работать так, как и ожидалось».
Биодиоксид углерода, получаемый на целлюлозно-бумажных заводах, в настоящее время является практически неиспользуемым побочным продуктом. Он может иметь большой потенциал, и его значение будет возрастать по мере развития водородной экономики, а также роста производства и спроса на синтетическое топливо.
«На практике современные виды топлива – метанол, метан, керосин – содержат углерод. А удобным и экологически чистым источником углерода является точно улавливаемый биогенный углекислый газ», – объясняет Мелин.
По словам профессора, улавливание биогенного углекислого газа не только способствует достижению климатических целей, но и может создать новые возможности для бизнеса и экспорта для лесных компаний.
«Биогенный углекислый газ — это не просто выброс, а возобновляемое сырье, которое может стать связующим звеном лесной промышленности и водородной экономики. По мере развития водородной экономики этот побочный продукт может стать ключевым элементом «зелёного» перехода».

Универсальная замена ископаемому сырью
Биогенный углекислый газ (CO₂) образуется из возобновляемых источников, таких как древесина, биомасса и побочные продукты сельского хозяйства. В отличие от ископаемого CO₂, который добавляет новый углерод в атмосферу, биогенный CO₂ является частью краткосрочного углеродного цикла и может использоваться более климатически нейтральным способом.
Уловленный биогенный CO₂ может заменить ископаемое сырье в топливе и химикатах. В сочетании с «зелёным» водородом он позволяет производить синтетическое топливо, такое как реактивное топливо, метанол и метан. Он также применяется в производстве удобрений, пластмасс и строительстве. Например, финская компания Carbonaide использует CO₂ для укрепления бетона и достижения его углеродного баланса, а американская компания Carbix разрабатывает технологию, которая превращает выбросы в долговечные строительные материалы.
По словам Пеху-Лехтонен, цель Metsä Group сейчас — ускорить развитие рынка, но для успеха также необходимы политические решения:
«Развитие рынка зависит от законодательства ЕС и национальных нормативных актов, а также от субсидий на инвестиции в «зелёный» переход. Государственные субсидии на «зелёный» переход играют ключевую роль в ускорении промышленных инвестиций».
Выбросы сокращаются, а конкурентоспособность повышается
Использование биогенного CO₂ в качестве сырья для синтетического топлива и материалов может значительно сократить выбросы, особенно если водород производится с использованием возобновляемой электроэнергии, утверждает профессор Мелин. Замена ископаемого топлива также открывает новые возможности для лесной промышленности Финляндии.
«Международную конкурентоспособность лесной промышленности можно усилить, особенно на рынках, где государство или ЕС используют меры регулирования, такие как обязательства по смешиванию», — добавляет Мелин.
Обязательство по смешиванию топлива означает, что дистрибьюторы топлива должны смешивать определённую долю возобновляемого или низкоэмиссионного топлива, например, синтетического, с ископаемым. Это также создаёт спрос на наиболее экологичные виды топлива, которые в противном случае могли бы быть неконкурентоспособными по цене.
Профессор Мелин считает воздушный транспорт особенно перспективным сектором с точки зрения лесной промышленности и биоэкономики в целом. Регулирование ЕС, в частности, Регламент ЕС по авиации ReFuel, создает высокий спрос на более экологичные виды авиационного топлива, включая как биотопливо, так и синтетические альтернативы.
«К 2030 году ЕС планирует использовать не менее 3 миллионов тонн более устойчивого биотоплива, что откроет значительные рынки для производителей возобновляемого топлива», — подчеркивает Мелин.
В 2050-х годах целевые показатели еще больше возрастут, что, по мнению профессора, может вывести Финляндию и Швецию в лидеры.
«Преимущество этих стран — обилие источников биогенного углекислого газа. В Финляндии также относительно недорогая электроэнергия, необходимая для производства возобновляемого водорода».
Для производства или хранения?
В начале сентября Финляндия и Норвегия подписали меморандум о взаимопонимании, который позволит транспортировать углекислый газ из Финляндии в Норвегию для хранения в геологических формациях на морском дне.
«Этот меморандум о взаимопонимании с Норвегией является важным шагом для Финляндии на пути к широкомасштабной реализации решений по улавливанию и трансграничному хранению углекислого газа», — заявила в пресс-релизе министр окружающей среды и климата Финляндии Сари Мултала .
Норвегия уже обладает почти 30-летним опытом безопасного хранения углекислого газа на морском дне и развивает эту услугу в коммерческих целях для других европейских стран. По словам Мелина, такое сотрудничество дополняет собственные решения Финляндии и позволяет проводить более диверсифицированную политику в области климата.
«Технические поглотители углерода и трансграничное хранение, безусловно, могут дополнить использование биогенного углекислого газа, но в условиях Финляндии более практичным решением является производство продукции из него», — говорит Мелин.
Ожидается рост рынка биогенного CO₂, но ключевую роль здесь будет играть политическое управление. Если цены на ископаемое топливо повысятся за счёт налогообложения или торговли квотами на выбросы, «зелёные» альтернативы станут ещё привлекательнее.
«Конечно, всегда существует риск, что политики решат отказаться от некоторых своих целей. В любом случае, стоит найти способы сделать технологию максимально экономически эффективной», — говорит Мелин.