Пеллеты покидают страну?

У отечественных производителей древесных гранул появилась надежда на то, что непростые времена наконец могут закончиться. Модернизация устаревших котельных, казавшаяся поначалу утопией, начала приносить плоды. Также наметился сдвиг в российско-китайских переговорах в области торговли древесными пеллетами. Неужели позитивные перемены близко? Разберёмся с экспертами.

На наши запросы о текущей обстановке спикеры различных отраслевых мероприятий редко отвечают позитивно. Вот и последний комментарий подтвердил пессимистичные настроения в кругах производителей биотоплива.

«Ситуация плохая, экспорта нет, внутреннее потребление низкое. Свердловская область в программе модернизации котельных не участвует, покупаем уголь. Мера, которая может помочь расшевелить отрасль, — субсидирование покупки пеллетных котлов, изготовленных в России. Не всем по карману большие первоначальные затраты», — лаконично высказывается председатель собрания учредителей ГК «Лесной Урал» Сергей Антоненко.

У этой позиции есть свои сторонники, но есть и те, кто верит в будущее древесной энергетики.

Перемены в экспорте

«Вариантов реализовать отходы, а по сути спресованные опилки таковыми и являются, не так много. У нас в стране это делали тремя путями: первый — перевозить навалом, пожалуй, самый неудобный и ненадёжный, второй — использовать в качестве наполнителей для кошачьих туалетов и третий — насыпать в биг-бэги и продавать странам, где есть котельные на таком топливе», — рассказывает советник Президента Союза «Евразийский Бизнес Альянс» по работе с ТПП Екатерина Пониматко.

Третий путь казался наиболее логичным лесопромышленникам, которые могли не только утилизировать так называемые отходы, но и получать прибыль. Что они с удовольствием и делали, постоянно наращивая выпуск продукции, и ещё 10 лет назад вряд ли могли спрогнозировать поворот, который случился в 2022 году.

«Активное развитие производства пеллет пришлось на 2010-2020 гг. В этот период многие деревообрабатывающие предприятия страны строили производства, которые позволяли утилизировать отходы от деревообработки и производить востребованный рынком продукт. Основная часть пеллет экспортировалась в европейские страны, благодаря тому, что в Европе активно развивалась „зелёная повестка” и многие ТЭЦ отказывались от использования угля в пользу древесно-топливных гранул.

Объём производства в России на рубеже 2020 вырос до 3 млн тонн в год. Однако в 2022 году поставки пеллет в Европу полностью прекратились», — освежает в памяти болезненную историю вице-президент по коммерции ПАО «Сегежа Групп» Дмитрий Береснев.

Когда подул антироссийский ветер, часть наших соотечественников едва ли не впала в кому, другая же, напротив, активно начала строить новые логистические цепочки. Тогда единственным альтернативным экспортным рынком осталась Южная Корея, напоминает г-н Береснев.

«Но рынок этой страны не способен полностью заменить объёмы европейского потребления. Спрос на внутреннем рынке РФ также не покрывал производственные возможности. В связи с этим многие предприятия существенно снизили объёмы или полностью прекратили их выпуск. По нашим оценкам, спад производства пеллет составил более 50% относительно объёмов 2021 г.», — приводит цифры эксперт.

Попытки экспортировать в Иран, Турцию и страны ЕАЭС не оправдали надежд. И снова та же проблема — эти страны не готовы взять то количество, которое удовлетворит наши компании. Многие эксперты видели тот самый свет в конце тоннеля в сотрудничестве с Китаем.

Однако главную трудность составляло законодательство страны, где пеллеты считаются твёрдыми бытовыми отходами и, соответственно, запрещены для ввоза в Поднебесную. В начале августа 2025 года произошло долгожданное для многих событие — в ходе 20-го заседания Российско-Китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов стороны договорились об активизации сотрудничества в пеллетной сфере.

«Мы рассчитываем, что вопрос об исключении пеллет из данной классификации будет решён в ближайшее время. Открытие возможности экспортировать пеллеты в КНР позволит российским производителям полностью компенсировать объёмы, которые были утрачены в связи с международными ограничениями», — выражает надежду Дмитрий Береснев.

Екатерина Пониматко уверена, что китайский рынок действительно обеспечит высокий спрос и рост контейнерных поставок из России. Однако сразу же всплывают опасения, связанные с коллапсами на РЖД в последние годы, когда простои нашей продукции превышали все допустимые нормы.

Вице-президент «Сегежа Групп» Николай Иванов назвал этот рынок одновременно и огромной возможностью, и серьёзным вызовом для российских производителей. По его словам спрос на биотопливо в КНР растёт на 15–20% ежегодно, но войти туда смогут только те, кто готов соответствовать жёстким экологическим стандартам. Тем временем в Архангельской области уже заявили, что готовы предложить Китаю 400 тыс. тонн пеллет.

«В первую очередь китайское направление станет выгодным предприятиям, расположенным на Дальнем Востоке и в Сибири. Производители Северо-Запада тоже поставляют пеллеты на экспорт на азиатский рынок, однако внутренний рынок стоит в приоритете», — отмечает Дмитрий Береснев.

Внутреннее потребление

По сравнению с европейскими странами, Россия не так давно включилась в «зелёную повестку», а раскачка подобных глобальных проектов всегда идёт с трудом. Есть даже регионы-лидеры по переводу населения на древесное топливо, они участвуют в программе модернизации котельных, работающих на мазуте и угле. Несмотря на то, что большинство не уложилось в отведённые сроки, процесс запущен, и теперь пеллеты нужны не только на экспорт, но и внутри страны, хотя и не в таких масштабах, как изначально видели власти.

«Объём потребления пеллет в РФ показывает положительную динамику. Существует два сегмента применения: в качестве топлива для ТЭЦ и частных домовладений, как альтернатива углю и абсорбент (наполнители) для содержания домашних животных. В последние годы в стране при поддержке федеральных и региональных властей идёт активное развитие программ модернизации котельных для использования пеллет.

И мы, как производители, также отмечаем тенденцию к повышению спроса на внутреннем рынке. В 2024 году компания поставила потребителям России 50% биотоплива от общего объёма производства. В 2025 году продолжает развивать направление биоэнергетики: в первом полугодии отгрузили свыше 14 тыс. пеллет, что в 5 раз выше аналогичного периода прошлого года», — поясняет г-н Береснев.

Переход на экологичное пеллетное отопление ещё не закончен, а планы освоения котельных страны уже расписаны вперёд, вплоть до 2035 года. Именно к этому сроку в Арктике должен произойти полный отказ от мазутных котельных, который будет реализовываться поэтапно, заявил директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Закондырин.

Тем временем, власти Архангельской области помимо прогаммы по внедрению на котельных, работающих на пеллетах и брикетах, разработали новые предложения поддержки биотопливной отрасли. Так, парламентарии просят снова выдать специальные казначейские кредиты в размерах не меньше, чем в 2023 году, на перевод котельных на пеллеты и строительство новых объектов.

Серьёзным препятствием разработчики программы считают длительное прохождение
государственной экспертизы для получения разрешения на строительство, особенно для арктической зоны, и настаивают на оптимизации процедуры. И, не теряя надежды на развитие экспорта, третьей мерой считают субсидирование транспортных расходов для поставок другим странам.

Если в досанкционный период рентабельность продаж пеллет достигала 50%, то сейчас низкая стоимость и затратная логистика — в ту же Южную Корею — делают такие поставки убыточным. Субсидирование транспортных расходов ежегодно уменьшается. Снижаются и объёмы финансирования, предусмотренные для предприятий ЛПК, и лимиты на одного участника. С 2022 по 2024 год лесопромышленники Архангельской области получили самую большую помощь — 2,3 млрд рублей в 2023 году, которая состояла из двух субсидий.

Одну из них предусматривало Постановление Правительства Российской Федерации N° 1347, вторую — финансирование, предоставляемое при отправке продукции морским путем через порты СЗФО. Но с 2024 года последняя категория выплаты отменена, что делает перевозки морским транспортом нерентабельными, сетуют в правительстве региона.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.