Рынок древесного топлива оживился — это не только отмечают эксперты, но и подтверждают последние статистические показатели. Так, согласно данным Росстата, за январь – июль 2025-го производство пеллет увеличилось на 12,6% по сравнению с прошлым годом и составило 684 тыс. тонн. Внутренний рынок раскачивает программа перевода мазутных и угольных котельных на пеллеты, а переговоры по экспорту биотоплива в Китай наконец сдвинулись с мёртвой точки.
Экспорт пеллет из России
Не хочется лишний раз наступать на больную мозоль и снова во всех подробностях расписывать крах надежд российских производителей пеллет после событий 2022 года. Тем не менее понять масштаб бедствия, постигшего страну в то время, можно только через призму этих воспоминаний.
«Активное развитие производства пеллет пришлось на 2010‒2020 гг. В этот период многие деревообрабатывающие предприятия страны строили производства, которые позволяли утилизировать отходы от деревообработки и выпускать востребованный рынком продукт. Основная часть пеллет экспортировалась в европейские страны благодаря тому, что в Европе активно развивалась „зелёная повестка″ и многие ТЭЦ отказывались от использования угля в пользу древесно-топливных гранул. Объём производства в России на рубеже 2020 г. вырос до 3 млн тонн в год. Однако в 2022 году поставки пеллет в Европу полностью прекратились», — рассказывает вице-президент по коммерции ПАО «Сегежа Групп» Дмитрий Береснев.
К этому производители были не готовы, так как в России экологичное топливо спросом не пользовалось. А единственный оставшийся рынок сбыта (Южная Корея) при всём желании не мог потребить объёмы, которые ранее уходили в европейские страны.
Поиск новых решений
«Спрос на внутреннем рынке РФ также не покрывал производственные возможности. В связи с этим многие предприятия существенно снизили объёмы или полностью прекратили выпуск. По нашим оценкам, спад производства пеллет составил более 50% относительно объёмов 2021 г.», — приводит цифры Дмитрий Береснев.
Тогда в игру вступили логисты, которые начали выстраивать новые цепочки. Надежды, возложенные на экспорт пеллет в Иран, Турцию и страны ЕАЭС, оправдались лишь частично. Эта ниша уже занята конкурентами, и долю, которая досталась российским предпринимателям, можно назвать более чем скромной. Кроме того, везти по новым маршрутам оказалось сложно и практически нерентабельно.
Неоднократно на мероприятиях различного уровня производители пеллет говорили о том, что хотят не только продать свой продукт, но и «заработать хотя бы на хлеб с маслом». Параллельно спорили о том, можно ли пеллеты называть топливом или, как ни крути, это отходы производства, которые непременно нужно куда-то пристроить.
Экспорт в Китай
Именно вопрос терминологии стал камнем преткновения в работе с перспективным азиатским рынком. Согласно законодательству КНР, пеллеты считаются твёрдыми бытовыми отходами и запрещены для ввоза в страну. Минпромторг России уже несколько раз предпринимал попытки переговоров о снятии ограничений, однако положительный сдвиг наметился только в начале августа текущего года.
По итогам 20-го заседания Постоянной Российско-Китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов представители профильных ведомств и деловых кругов двух стран приняли решение о содействии торговле древесными пеллетами.
«Мы рассчитываем, что вопрос об исключении пеллет из данной классификации будет решён в ближайшее время. Открытие возможности экспортировать пеллеты в КНР позволит российским производителям полностью компенсировать объёмы, которые были утрачены в связи с международными ограничениями», — считает Дмитрий Береснев.
Конечно, в этой ситуации не обходится и без скептицизма. Пеллетчики высказывают мнение, что оживление рынка больше похоже на судороги и строить далеко идущие планы пока рано. Другие эксперты, напротив, уверены, что Китай возьмёт намного больше, чем открытые сегодня рынки. Недаром власти Архангельской области уже заявили, что готовы обеспечить поставку более 400 тыс. тонн пеллет ежегодно.
По словам вице-президента «Сегежа Групп» Николая Иванова, спрос на биотопливо в КНР повышается на 15-20% ежегодно, но войти на этот рынок могут только те, кто готов соответствовать жёстким экологическим стандартам.
Сложности остаются
Поморье вообще отличается активными действиями в продвижении лесопродукции на внешние рынки, а также массой предложений, адресованных правительству. Пару недель назад власти Архангельской области акцентировали внимание на необходимости субсидирования транспортных расходов для экспортных поставок.
По подсчётам специалистов, в досанкционный период рентабельность продаж пеллет достигала 50%. Однако низкая стоимость и затратная логистика, например, в Южную Корею, сегодня делают такие поставки убыточным и бесполезным занятием. Тем более что субсидирование транспортных расходов ежегодно уменьшается. В регионе отмечают, что снижаются и объёмы финансирования, предусмотренные для ЛПК, и лимиты на одно предприятие.
В 2023 году лесопромышленники Архангельской области получили самую большую помощь ― 2,3 млрд рублей, которая состояла из двух субсидий. Одна из них была выдана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1347, вторая ― финансирование, предоставляемое при отправке продукции морским путём через порты СЗФО. Но с 2024 года последняя категория выплаты отменена, что делает перевозки морским транспортом нерентабельными, сетуют в правительстве региона.
Как показала практика, на перевозки ж/д транспортом тоже полагаться не следует. Проблема, связанная с неразвитостью железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и, как следствие, с его низкой пропускной способностью, обострилась после массового разворота российских грузоотправителей на Азию. Поэтому вопрос, каким образом будет осуществляться доставка пеллет в Китай, чтобы она при этом была рентабельной, остаётся открытым.
«В первую очередь китайское направление станет выгодным предприятиям, расположенным на Дальнем Востоке и в Сибири. Производители Северо-Запада тоже поставляют пеллеты на экспорт на азиатский рынок, однако внутренний рынок стоит в приоритете», — отмечает Дмитрий Береснев.
Спрос на биотопливо в России
В процессе урегулирования международной логистики производители и власти не забывают про отечественного потребителя. И, хотя говорить о том, что Россия, наконец, догнала Европу и встала на путь экологичного отопления, пока рано, мы можем отметить активные движения в эту сторону. В некоторых регионах развитие происходит чуть сильнее, а до некоторых и вовсе не дошло.
Серьёзным драйвером в развитии древесного топлива стала программа перевода неэффективных муниципальных мазутных и угольных котельных на биомассу (щепу, пеллеты), которая распространилась на 11 субъектов Северо-Западного федерального округа. Пока в Республике Коми, Архангельской области и других регионах со значительным опозданием идёт строительство пеллетных котельных, власти Поморья смотрят на перспективу и разрабатывают новые предложения.
Так, парламентарии просят снова выдать специальные казначейские кредиты в размерах не меньше, чем в 2023 году, на перевод котельных на пеллеты и строительство новых объектов. По их мнению, это увеличит потребление топливных гранул, а также число пользователей среди частных домовладельцев.
«Объём потребления пеллет в РФ показывает положительную динамику. Существует два сегмента применения: в качестве топлива для ТЭЦ и частных домовладений, как альтернатива углю и абсорбент (наполнители) для содержания домашних животных. В последние годы в стране при поддержке федеральных и региональных властей идёт активное развитие программ модернизации котельных для использования пеллет, и мы, как производители, также отмечаем тенденцию к повышению спроса на внутреннем рынке. В рамках диверсификации рынков сбыта в 2024 году около 50% биотоплива от общего объёма выпускаемой продукции компания поставила на внутренний рынок. В 2025 году «Сегежа Групп» продолжает реализацию мероприятий по развитию биоэнергетики: в первом полугодии 2025-го было отгружено свыше 14 тыс. тонн пеллет, что выше в пять раз аналогичного периода прошлого года», — делится Дмитрий Береснев.
Предложения и возможности
Правительство Архангельской области отмечает ещё одно серьёзное препятствие для развития пеллетной отрасли — длительное прохождение государственной экспертизы для получения разрешения на строительство, особенно в арктической зоне. Чиновники настаивают на оптимизации процедуры.
Сейчас она состоит из нескольких этапов:
- разработка проекта и получение заключения государственной экспертизы проектной документации;
- прохождение государственной экологической экспертизы для объектов Арктической зоны;
- получение разрешения на строительство.
Всё это требует времени. Например, в Устьянском районе 11 из 14 котельных реализуются в блочно-модульном исполнении единым объектом заводского изготовления. Но пройти экспертизу не могут, так как вышестоящие инстанции относят их к объектам капитального строительства, соответственно, к ним предъявляют иные требования. Изменение подхода позволит сократить сроки получения разрешений на строительство, поясняют эксперты.
Предприятия Архангельской области способны выпускать более 700 тыс. тонн топливных гранул в год, однако сегодня некоторые производства задействуют не более 10% мощностей. Повысить спрос на древесное топливо поможет поэтапный отказ от мазутных котельных на арктических территориях и их замена на пеллетные к 2035 г. Об этом в ходе III Форума «Арктика – Регионы» в Архангельске сообщил директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Закондырин.
В Красноярском крае, где население и производства уже много лет отапливаются углём, не первый год пытаются стимулировать переход на альтернативный источник тепла. Так, «Сегежа Групп» подписала соглашение с Правительством Красноярского края о модернизации действующих на территории региона угольных котельных.
Кроме того, с 1 сентября 2025 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в нескольких городах региона на законодательном уровне будет запрещено использовать бурый и каменный уголь, а также антрацит в отопительный период. За нарушение запрета вводятся административные штрафы. Однако пока развитие экологичного источника тепла идёт с трудом, несмотря на то, что пеллетные предприятия находятся практически под боком.
«Компания постепенно наращивает объёмы производства топливных гранул: в этом направлении активно работают наши заводы в Красноярском крае и Иркутской области, которые являются ключевыми производителями пеллет в «Сегеже Групп». С 1 августа мы возобновили производство топливных гранул на Новоенисейском ЛХК, что увеличит совокупные показатели по производству и отгрузке на 2025 год более чем на 20 тыс. тонн», — цитирует вице-президента, руководителя дивизиона «Деревообработка» Олега Шубина пресс-служба компании.
Естественно, масштабные проекты требуют времени и ресурсов. Наивно полагать, что эффект от совокупных мероприятий, направленных на улучшение положения пеллетчиков, будет достигнут моментально. Кто не спотыкается — тот не идёт, как гласит народная мудрость. В последние годы лесной отрасли приходится нелегко, но обвинить промышленников в том, что они сидят, сложа руки, точно нельзя.