Электрохарвестеры и форвардеры работают в лесу, а менее шумные лесовозы загружаются на лесовозной дороге. Это всего лишь несбыточная мечта или серьёзное достижение?
К концу десятилетия описанный выше сценарий может стать вполне обычным явлением для тех, кто посещает лес, поскольку сейчас ведется поиск источников энергии с низким уровнем выбросов для питания машин и транспортных средств в цепочке поставок лесной промышленности.
Ископаемое топливо по-прежнему в значительной степени используется в харвестерах и лесовозах, а также в оборудовании для обработки древесины на лесозаготовительных заводах и терминалах. Однако ситуация скоро изменится. Ряд предприятий лесной отрасли решили объединить усилия и принять участие в проекте «Ускорение мер и инвестиций в борьбу с изменением климата» (ACE).
Проект ACE, финансируемый в рамках программы Европейского Союза LIFE, поддерживает цель сокращения выбросов в секторе совместного использования ресурсов к 2030 году и достижение углеродной нейтральности к 2035 году.
Стремление к переменам было очевидным на лесопильном заводе Stora Enso в Иматре в мае, когда группа экспертов и рабочих осмотрела седельный тягач, используемый для перевозки древесины внутри предприятия. На предприятии используется множество различных транспортных средств и машин, и в настоящее время изучается возможность замены их дизельных двигателей на альтернативные источники энергии (Изображение 1). Учитывая отточенные за несколько лет производственные процессы и квалифицированный персонал, дальнейшее сокращение выбросов с использованием только имеющегося оборудования представляет собой сложную задачу. Поэтому Stora Enso стремится к поиску инноваций в области транспортировки древесины в рамках собственной цепочки поставок от леса до завода.

Водители и операторы, которым помогают новые системы
Для Stora Enso важной частью проекта ACE является разработка систем помощи водителям и операторам, а также обеспечение автоматического сбора информации о лесах и транспортировке необработанной древесины.
Параллельно с текущими моделями расчётов необходимы более точные и актуальные данные для обеспечения общего развития деятельности. Улучшение определения и мониторинга текущего уровня поможет выявить влияние решений на углеродный след поставок.
При разработке систем основное внимание будет уделяться автоматизированному сбору данных, поскольку у водителей и операторов уже есть ряд задач, и им вряд ли захочется нажимать еще какие-то кнопки в течение рабочего дня.
Одной из амбициозных целей является совершенствование систем мониторинга таким образом, чтобы водители и другие работники, выполняющие оперативные задачи, могли на месте оценивать воздействие своих действий на выбросы.
Инфракрасная фотография обнаруживает дополнительное потребление энергии
Из-за высокой нагрузки современное оборудование подвергается серьёзным механическим нагрузкам. Техническое обслуживание оборудования крайне важно, но, особенно в тёмное время суток, такие незначительные изменения расхода топлива, как, например, небольшие изменения, трудно заметить во время работы.
Инфракрасная фотография — одно из испытанных решений этой проблемы (рис. 2). Она используется для обнаружения чрезмерного нагрева компонентов электропередачи, возможно, вызванного попаданием камней или упавших веток между движущимися частями.
Компания Stora Enso планирует расширить сферу применения инфракрасной фотографии, включив в нее не только лесозаготовительные машины, но и лесовозы, чтобы обеспечить бесперебойную работу машин.
Полезные инновации не обязательно цифровые. Помимо цифровых решений, нам по-прежнему нужны простые решения, работающие на практике. Такие низкотехнологичные инновации — результат сотрудничества, и проект ACE оказывает ему хорошую поддержку.

Что такое АСЕ?
- Проект «Ускорение мер и инвестиций в борьбу с изменением климата » (ACE LIFE) поддерживает достижение Финляндией целей углеродной нейтральности. Он рассчитан на семь лет, до 2030 года.
- Проект ищет решения по сокращению выбросов, исключенных из торговли квотами на выбросы, в сельском хозяйстве, на большегрузном транспорте и в промышленных процессах.
- Проект объединяет более 50 участников: организации государственного сектора, научно-исследовательские институты, предприятия и фонды.
- Основная часть финансирования проекта осуществляется за счет программы Европейского Союза LIFE.
- Координатором проекта является Финский институт окружающей среды (Syke). Другими организациями, ответственными за различные рабочие пакеты в рамках проекта, являются Институт природных ресурсов Финляндии, Финское агентство транспорта и коммуникаций (Traficom), Университет Восточной Финляндии и Министерство окружающей среды Финляндии.
- Среди опубликованных на данный момент в рамках проекта материалов можно отметить промежуточный отчет научно-исследовательской компании Metsäteho по расчету и представлению отчетности о выбросах в результате лесозаготовительной работы и транспортировки древесины транспортными средствами.