Конкурс и недавнее назначение новых членов Совета директоров Национального лесного агентства – Romsilva вновь привлекли внимание общественности к серьезным проблемам действующей правовой базы, которая допускает доступ к руководящим должностям людей с неоднозначным прошлым или без реальной конкуренции на соответствующие должности.
«У нас есть закон, который, по сути, обязывает назначать единственного зарегистрированного кандидата при соблюдении определённых минимальных условий. У нас есть процедура, которая позволяет лицам, привлеченным к ответственности, пересечь стартовую черту без каких-либо правовых препятствий. И у нас есть система, посредством которой члены совета могут самостоятельно определять размер своей компенсации, в то время как министр лишь подписывает и утверждает. Если это не призыв к злоупотреблениям, то я не знаю, что это», — заявила министр окружающей среды, водных ресурсов и лесного хозяйства Диана Бузояну.
Эти недостатки имеют прямые и видимые последствия:
- Лица, обвиняемые по уголовным делам, могут пройти процедуру отбора без каких-либо правовых препятствий, поскольку не существует критериев добросовестности, которые могли бы снизить баллы при отборе;
- В некоторых случаях на должность в Совете директоров претендует только один кандидат, и, хотя это является явным нарушением идеи конкурса, министр обязан по закону назначить единственного кандидата, без возможности отмены конкурса на эту должность и возобновления конкурса;
- Хотя в начале срока надбавки устанавливаются министром, позднее надбавки устанавливаются комитетом по вознаграждениям, сформированным самими членами Совета директоров, что означает, что они могут сами определять размер своего вознаграждения, а министру остается только утверждать новый размер надбавки;
- Представители министерства в советах директоров не могут голосовать в соответствии с прямым мандатом министра, что лишает опекунский орган возможности вмешиваться в решения, имеющие существенное влияние на компанию. Согласно закону, они консультируются с представителями министерства, но не имеют обязательного письменного мандата, которому должны следовать, хотя формально, на бумаге, они представляют министерство.
Среди изменений, которые Министерство охраны окружающей среды предложит в рамках Межведомственной рабочей группы по реформированию государственных компаний, следующие:
- Введение критериев честности, которые позволят дисквалифицировать или отстранять кандидатов, которым предъявлены обвинения или которые предстали перед судом;
- Возможность возобновления процедуры отбора при отсутствии реальной конкуренции, чтобы избежать автоматического назначения единственного зарегистрированного кандидата;
- Установление размера компенсации исключительно на основании договора поручения, руководителем органа опеки и попечительства, а не комиссией по вознаграждениям, сформированной из лиц, получающих эту компенсацию;
- Предоставление конкретных полномочий от министра представителям министерства в советах директоров, чтобы опекунский орган мог осуществлять реальный контроль.
«Необходимо срочно реформировать систему управления государственными компаниями. Дело Ромсилвы наглядно показывает, что действующее законодательство не защищает общественные интересы и даже вынуждает к спорным назначениям. Я буду доказывать реальную необходимость скорейшего принятия этих изменений в рабочей группе, созданной для реформы государственных органов», — добавила министр Диана Бузояну.