Сейчас у ЮБ есть прекрасная возможность почитать что-нибудь для души…Для начала предлагаю ему статью, ставшую в Швеции частью острых деббат по проблемам лесног сектора между представителями церкви и бизнеса. М.П.
Что Бог думает о лесном хозяйстве? Ответ на этот вопрос требует теологического подхода. В преддверии расследования Шведской церкви по поводу лесопользования, которое она критикует, бывший архиепископ Антье Джекелен взялась за тему «духовной устойчивости».
Дерево с листьями в форме сердца, это липа? Ни бывший архиепископ, ни фотограф, ни я не являемся знатоками деревьев. Мы присматриваемся к листьям, смотрим на крону и в конце концов приходим к выводу, что это липа. Но дуб мы узнаем наверняка.
Листья этого могучего дерева есть на гербе архиепископа Антье Якелен и символизируют как город ее детства, немецкий Хердеке с дубом на гербе, так и диалог между теологией и естественными науками.

«Мы не можем осуществлять лесопользование, которое обходится очень дорого для условий жизни других видов», — говорит Антье Якелен.
Лес — это также церковь
Мы находимся в самом маленьком национальном парке Европы: Дальби-Сёдерског, расположенном недалеко от Лунда, где Антье Якелен живет с 2022 года, когда она стала архиепископом-эмеритом (пенсионером). В в средние века лес национального парка принадлежал монастырю.
В паре километров отсюда находится старейшая каменная церковь Северных стран. Но для любящих природу шведов это тоже церковь, а лес — место духовных поисков.
– Несложно понять, почему деревья считались божественными, когда видишь их величие и учитываешь временную перспективу. Обычно говорят, что дуб растет 500 лет, живет 500 лет и умирает 500 лет, не так ли?
Вера в знание
Антье Джекелен интересуется временем. 25 лет назад она защитила диссертацию «Время и вечность», в которой исследовала понимание времени в естественных науках и теологии. Это две разные величины и она возвращается к ним снова и снова.
– Для меня важно сохранить веру в знание и знание веры – науку, теологию и духовность – в их общей ответственности за общественное благо.
Она до сих пор остается единственной женщиной, занимавшей пост архиепископа. Сейчас она «на пенсии», но работает неполный рабочий день в качестве старшего советника в Лундском университете и готовит к выходу книгу «Десять мыслей для голодного духа».
Критика лесопользования церковью

Когда Антье Джеклен вступила в должность архиепископа, она была новичком в лесопользовании.
Весной она посвятила себя теологической перспективе в исследовании лесного хозяйства Шведской церковью, которое будет представлено в сентябре. Церковная крит ика лесопользования подвергается тщательному анализу с целью достижения большей устойчивости. Вместе с Андерсом Вейридом, также бывшим архиепископом, Антье Джеклен рассмотрела значение духовной устойчивости.
– С теологической точки зрения церковь иногда ошибалась. Она колебалась между оправданием безжалостной эксплуатации творения и его романтизацией, далекой от реальности. Ориентированный на творение взгляд на жизнь может предотвратить такие промахи.
Пятый по величине лесовладелец Швеции
Шведская церковь является пятым по величине лесовладельцем страны, владея около 465 000 гектаров лесных угодий. Это часть так называемых приходских доходов, включающих капитал и землю, которыми управляет церковь. Этот порядок регулируется законом и означает, что церковь использует доходы для финансирования своей деятельности, но не имеет права продавать свое имущество.
В течение нескольких последних лет лесопользование церкви является предметом ожесточенных дебатов как внутри церкви, так и за ее пределами. Эта дискуссия имеет свои аналоги на нескольких уровнях, как в Швеции, так и в ЕС.
Лес – горячая тема церковных выборов
В преддверии церковных выборов 2021 года была создана «церковная партия» Himmel och jord (Небо и земля), целью которой является изменение лесопользования. Сеть за устойчивое лесопользование в Шведской церкви написала статьи, в которых говорилось, что церковь должна перестать «служить и Богу, и Мамоне».
В том же году церковный собор постановил провести расследование о том, как сделать лесное хозяйство более экологичным, экономичным, социально, духовно и экзистенциально устойчивым. В директиве говорится: «Управление касается вопросов нашего отношения к Богу, нашей роли в творении и нашей ответственности друг перед другом и справедливости между поколениями».
«Мы не можем вести лесопользование, которое влечет за собой очень высокую цену для условий жизни других видов. Это противоречит представлению о творении. Климатическая справедливость имеет центральное значение для церкви, и речь идет как о времени и пространстве, так и о будущих поколениях и о том, что те, кто внес наименьший вклад, часто страдают больше всего».
Немного леса в Библии
Когда журнал Sveriges Natur спросил, что Библия говорит о лесе, оказалось, что она нашла всего двенадцать упоминаний. Но, учитывая природу, в которой разворачиваются библейские истории, это неудивительно.
Деревья встречаются гораздо чаще. Она читает вслух отрывок из Исайи, который заканчивается тем, что деревья хлопают в ладоши.
В тексте о духовной устойчивости к лесному исследованию, написанном Джекелен и Вейридом, есть несколько цитат из Библии, например, из Псалтиря о том, что «земля принадлежит Господу», и основная идея о том, что человек является лишь управляющим или «созданным сотворцом».
– Как создание, человек не является мерилом всего. Он зависит от создателя и творения. Но человек также является сотворцом. Таким образом, во всей нашей беспомощности мы обладаем большой силой и, следовательно, большой ответственностью.
Можно ли считать это одним из руководящих принципов лесопользования Шведской церкви?
– Да, я так думаю. Это жизненная позиция, которая преодолевает антропоцентризм и показывает нашу способность к изменениям.
Я перед Богом
Все начинается с самого начала. В Эдемском саду формируются отношения человека с Богом, творением, ближними и самим собой. Именно в таком порядке.
– Но современный человек перевернул все с ног на голову. Сначала я, потом снова я, потом ближний, потом мир вокруг, и наконец отношения с Богом. Если бы мы не перевернули все с ног на голову, мы бы, наверное, никогда не оказались в этом климатическом кризисе, – говорит Антье Якелен.
Что конкретно означает духовная перспектива для лесного хозяйства? Она говорит, что не имеет компетенции, чтобы вдаваться в методы, но что они должны основываться на исследованиях и исходить из всех аспектов устойчивости.
– Церковь могла бы быть примером того, как мы вместе оцениваем различные ценности леса, не ориентируясь исключительно на доходность. Можно выбрать защиту леса или посмотреть, как мы его используем. Альтернативы вырубке леса небольшими участками в настоящее время в церкви применяются в ограниченном масштабе, в основном в качестве эксперимента.
Лесному вопросу не хватает доверия
В промежуточном отчете лесного исследования, опубликованном в декабре прошлого года, описывается необходимость примирения между группами и отдельными лицами в церкви. Исследователь Гёран Энандер пишет, что лесной вопрос характеризуется недоверием, «внутрицерковным недоверием».
Антье Якелен рассказывает о многолетних дебатах, о церковных собраниях, на которых результаты исследований противопоставлялись друг другу.
«Существует явный разрыв между теми, кто занимается вопросами климата и окружающей среды, и теми, кто управляет лесами и землей. Было бы хорошо, если бы этот разрыв сократился. Доходы необходимы для деятельности церкви, но активы должны управляться этически оправданным образом».
Новичок в лесном хозяйстве
Сама она была новичком в лесном хозяйстве, когда стала архиепископом. Визит в епархию Карлстада, посвященный лесному хозяйству, помог ей понять ритм леса, чуждый мандатным срокам и квартальным отчетам.
«Я пришла к важному пониманию, что нужно думать по-другому, когда речь идет о сотнях лет.
Время снова ставится во главу угла.. В первом епископском письме о климате от 2014 года шведские епископы требуют долгосрочного подхода, который может означать непопулярные политические решения. Сейчас это актуально как никогда.
– Проблема в том, что политики заинтересованы только в том, чтобы быть переизбранными. Климатическая политика, которую предлагает правительство, недостаточна для того, чтобы соответствовать Парижскому соглашению.
Она разочарована тем, что климатическая проблема не является приоритетной, но говорит, что духовность — это сила, обещание надежды и помощь в преодолении неопределенности и принятии решений, даже когда будущее непредсказуемо.
Исправление: Далби-Сёдерског — это самый маленький национальный парк Европы, а не заповедник, как было указано ранее.
Статья была опубликована в журнале Природа Швеции № 4-2024
Фотограф Дженни Лейман