Долина реки Анюй в российской тайге © Shutterstock
- В отчете Earthsight за январь 2025 года показано, что после введения санкций на эти продукты ЕС импортировал через третьи страны незаконной березовой фанеры из России и Беларуси на сумму более 1,5 млрд евро
- Наше новое исследование показывает, что с ноября 2024 года по апрель 2025 года ЕС импортировал еще на 273 млн евро «окрашенной кровью березы», отмытой через Китай, Казахстан, Турцию и Грузию
- Создание новой категории «безрисковых» стран в соответствии с Регламентом Европейского союза о борьбе с обезлесением (EUDR), как того требуют некоторые политики, упростит отмывание российской древесины и других незаконных продуктов из дерева через «безрисковые» третьи страны. Это подорвет более широкие усилия ЕС по лишению российского режима финансирования и нанесет ущерб европейской деревообрабатывающей промышленности
- Восемь из десяти крупнейших импортеров фанеры из зон конфликтов, которые в совокупности импортировали на 1,27 млрд евро фанеры, нарушающей санкции, поддерживают новую категорию «без риска» EUDR, что подорвет усилия их национальных властей по ограничению потоков санкционированной древесины
Кровавая проблема Европы с березой
В середине 2022 года в ответ на вторжение России в Украину ЕС ввел санкции на продукцию деревообработки из России и Беларуси. Эти санкции отражают важность лесного хозяйства для экономики России и Беларуси, а также тот факт, что российские военные получают прямую выгоду от продажи древесины. Древесная промышленность России также связана с олигархами, имеющими тесные связи с Кремлем, в том числе с некоторыми из тех, кто подпадает под санкции ЕС.
В январе 2025 года наше расследование «Окровавленные березы» показало, что с момента введения санкций ЕС импортировал незаконной российской и белорусской березовой фанеры на сумму более 1,5 млрд евро. Это эквивалентно двадцати контейнерам березовой фанеры, прибывающим на берега ЕС каждый день в нарушение санкций, а также Регламента Европейского союза по древесине (EUTR), который запрещает импорт всей незаконной древесины.
Импорт конфликтной фанеры продолжался и после последних расчетов Earthsight, основанных на данных до октября 2024 года. Новый анализ показывает, что за шесть месяцев с ноября 2024 года по апрель 2025 года ЕС импортировал еще на 273 миллиона евро.
Наше январское расследование получило широкое освещение в СМИ и побудило Еврокомиссию и Европарламент отреагировать в марте призывом к более строгому применению санкций и расширению санкций в отношении древесины. Их позиция послужила подтверждением важной поддержки Украины в бурной геополитической обстановке.
Затем в мае возникла внутренняя угроза — группа министров сельского хозяйства государств-членов ЕС вынесла на обсуждение предложение о «существенном упрощении» Регламента ЕС о борьбе с обезлесением (EUDR). Последующее письмо, инициированное Люксембургом, получило поддержку еще большего числа министров сельского хозяйства, а новое правительство Германии также сделало его одним из приоритетов. Эти предложения являются последними в серии попыток группы европейских политиков задержать и ослабить этот значительно улучшенный преемник EUTR.
Предложения предусматривают создание новой категории «незначительный риск» или «отсутствие риска» для стран-производителей в дополнение к существующим категориям низкого, стандартного и высокого риска, уже предусмотренным EUDR. Рейтинг «отсутствие риска» будет присваиваться странам, в которых риск обезлесения незначителен и где национальное законодательство уже ограничивает обезлесение и деградацию лесов.
Хотя это предложение кажется относительно безобидным, оно далеко от этого. Компании будут освобождены от предоставления данных о геолокации — одного из основных элементов EUDR — для товаров, поставляемых из новых стран с «нулевым риском». Национальные правоприменительные органы стран ЕС не будут обязаны тщательно проверять эти товары. Предложение министров сельского хозяйства также предусматривает отмену действующего требования EUDR, согласно которому органы власти должны проводить минимальное количество проверок для выявления незаконных или загрязненных вырубкой лесов товаров из новой категории стран с нулевым риском.
9 июля парламент ЕС также проголосовал за не имеющую обязательной силы резолюцию, в которой Комиссии было предложено отменить действующий бенчмаркинг стран и ввести категорию «без риска». Однако те, кто проголосовал за эту резолюцию, возможно, не осознали более широких последствий, которые неизбежно повлечет за собой введение категории «без риска».
Анализ Earthsight, основанный на углубленных расследованиях незаконной торговли древесиной, показывает, что если Европейская комиссия введет в законодательство категорию «без риска», это не только откроет ЕС для большего количества незаконной древесины, но и помешает реализации санкций ЕС в отношении российской и белорусской древесины.
EUDR, который должен вступить в силу в конце декабря 2025 года, является наиболее значимым усилиям ЕС по прекращению своего соучастия в стремительном росте масштабов уничтожения лесов и связанных с этим нарушений прав человека. Это достигается путем регулирования торговли древесиной, пальмовым маслом, соей, говядиной и другими продуктами, которые являются причиной этого уничтожения. Закон также значительно поможет усилиям по прекращению импорта в ЕС конфликтной фанеры из России и Беларуси.
Вот почему последняя попытка ослабить EUDR может помешать ЕС ввести санкции на импорт древесины из России и Беларуси.
Секретный видеоразговор с торговым представителем российской фирмы Екатериной Мурашинской, которая с удовольствием рассказала нам, как импортировать товары в обход санкций через Китай © Earthsight
Маршруты отмывания российской древесины могут быть исключены из проверки в рамках предлагаемой категории «без риска»
Девятимесячное тайное расследование Earthsight показало, что единственный способ, которым российская древесина всё ещё может попасть в ЕС после вступления санкций в силу, — это через третьи страны, в частности, Турцию, Грузию, Казахстан и Китай. Переупакованные и перемаркированные отмывателями денег в этих странах и сопровождаемые мошеннически оформленными сертификатами происхождения, товары часто выдаются за произведенные из древесины, заготовленной в этих третьих странах, а не в России или Беларуси.
Во всех этих третьих странах низкие темпы вырубки лесов, что, вероятно, позволит им получить статус «без риска» в рамках нового предложения. Властям стран ЕС не придётся проводить какие-либо проверки товаров из этих стран. Таким образом, хотя Россия и Беларусь и были отнесены к странам «высокого риска», добавление новой категории «без риска» может обеспечить лёгкий доступ к товарам из стран, известных своей «отмывкой» древесины.
Помимо обхода законодательства ЕС, нелегальный импорт также представляет угрозу для лесной промышленности ЕС. Он подрывает позиции европейских производителей фанеры, которые давно предупреждали о наплыве санкционированной древесины, и других потребителей древесины из ЕС, которые предприняли согласованные усилия по изменению своих цепочек поставок после вторжения в Украину.
© Earthsight
Неизменный EUDR предоставит важные дополнительные инструменты, которых не хватает в законе о санкциях, но предложение об «отсутствии риска» может затруднить исполнение.
В нашем докладе мы призвали санкционные органы к тесному сотрудничеству с органами Европейского союза по регулированию торговли древесиной (EUTR). Некоторые недавние меры по обеспечению соблюдения санкций в отношении российской древесины были приняты при поддержке этих органов. Такое сотрудничество между двумя группами органов власти станет ещё более важным для пресечения импорта российской древесины после вступления в силу EUDR.
Санкции запрещают импорт российской и белорусской лесоматериалов только в том случае, если готовая продукция произведена в России или Беларуси. Они не распространяются на лесоматериалы, произведенные в третьих странах (например, в Китае) с использованием российской или белорусской древесины. Эта лазейка позволяет российским олигархам продолжать получать прибыль от продаж в ЕС. Кроме того, это облегчает компаниям обход санкций, покупая российскую фанеру в Европе через третьи страны и делая вид, что она была переработана в этих странах, даже если фанера полностью произведена в России.
Именно здесь вступает в действие Регламент ЕС: он запрещает импорт любой древесины из России или Беларуси, если существует риск её незаконной заготовки. Национальные органы стран ЕС постановили, что вся российская и белорусская древесина должна считаться подверженной риску незаконной заготовки. Фанера, содержащая российское сырье, является незаконной согласно Регламенту ЕС, даже если она была обработана в Китае или Казахстане.
EUDR, который заменит EUTR, станет более строгим законодательным актом, требующим, чтобы все поставки древесины сопровождались геолокационными данными, показывающими место заготовки древесины, предоставленными до ввоза партии в ЕС.
Вооруженные информацией о геолокации, как EUDR, так и органы по обеспечению соблюдения санкций могли бы тщательно изучить вероятность производства древесины в конкретном регионе, оценивая, может ли импортируемая древесина поступать с заявленного участка леса. Лица, занимающиеся отмыванием древесины, в том числе те, кого расследует Earthsight, часто используют ложные данные о местах вырубки или предлагают поддельные разрешения на вырубку для прикрытия импорта российской древесины. В нашем отчете даже зафиксированы страны, практически не имеющие березовых лесов, экспортирующие огромные объемы отбеленной березовой фанеры в ЕС. Требование геолокации значительно затрудняет мошеннические заявления о вырубке. Как только данные о геолокации станут известны, те же органы могли бы использовать новые технологии, включая изотопное тестирование, чтобы уличить отмывателей во лжи.
В то время как органы власти государств-членов уже могут запрашивать у импортеров данные геолокации в каждом конкретном случае в соответствии с EUTR, EUDR делает это требование обязательным для всех, что повышает их возможности по выявлению и судебному преследованию нарушителей санкций.
Согласно новому предложению, компании, закупающие конфликтную древесину из стран «без риска», будут освобождены от требования геолокации. Как минимум, это будет означать, что правоохранительным органам придётся запрашивать эту информацию в каждом конкретном случае при возникновении подозрений, как это происходит сейчас, что лишит их одного из преимуществ EUDR. Однако предложение об «без риска» может иметь ещё более серьёзные последствия. Например, можно было бы сформулировать предложение так, чтобы запретить правоохранительным органам государств-членов запрашивать какие-либо данные геолокации товаров, поступающих из стран «без риска», что значительно подорвёт применение санкций.

Отмыватели денег в Казахстане и Китае отказываются раскрывать реальные места сбора урожая или предлагают использовать поддельные места сбора для соблюдения правил Европейского союза, чтобы скрыть незаконный импорт из России © Earthsight
Те же страны, которые поддерживают предложение об «отсутствии риска», являются ключевыми точками входа для российской и белорусской древесины.
Из десяти крупнейших импортеров берёзовой фанеры за последние месяцы восемь являются государствами-членами ЕС, поддержавшими призывы к введению категории «без риска». К этим странам относятся Болгария (где мы связали запрещённый российский импорт с крупнейшим в мире производителем скалодромов), Хорватия (которая становится всё более заметной как импортёр, вероятно, нелегальной берёзовой фанеры в 2025 году), Чехия, Эстония, Италия, Польша, Португалия и Словения.
Оценочный объем импорта в ЕС незаконной березы из стран, занимающихся отмыванием древесины. Февраль-апрель 2025 г. – розничная стоимость

Источник: на основе данных об общем объеме импорта березовой фанеры (код HS 44123310 согласно Eurostat) за вычетом «базового» месячного импорта до конфликта (январь 2022 г.), который, как предполагается, представляет собой легальную внутреннюю продукцию. Цифры в весе пересчитаны в объем в кубических метрах на основе типичной средней плотности, а затем пересчитаны в розничную стоимость на основе недавнего примера розничной цены. Earthsight •
В совокупности на эту группу приходится более 67% всего импорта конфликтной древесины в ЕС общей стоимостью 1,27 млрд евро. В беседах с тайными следователями Earthsight несколько российских производителей и компаний в странах, отмывающих деньги за российскую древесину, признались, что имеют клиентов в некоторых из этих европейских стран или используют их в качестве пунктов ввоза своих товаров в ЕС.

Китайский «отмыватель» российской древесины в ЕС называет Болгарию и Румынию возможными пунктами входа в ЕС © Earthsight
Некоторые политики хотят более жестких мер в отношении санкционированной древесины, но их предложение EUDR значительно затруднит эти действия.
Политики из ряда стран и с самых разных политических взглядов поддержали открытые письма и парламентские резолюции, призывающие к более строгому соблюдению или расширению санкций ЕС в отношении российской и белорусской древесины. Они призвали к суровым наказаниям для тех, кто способствует торговле, разжигающей войну, или способствует её «зелёной отмывке». Их поддержка крайне важна, а их вмешательство было своевременным. Однако принятие предложения об «отсутствии риска» затруднит более строгие меры в отношении древесины из зон конфликтов, которых также требуют политики.
Предложение об «отсутствии риска» препятствует надлежащему обеспечению соблюдения запрета ЕС на импорт российской и белорусской древесины. Еврокомиссия должна категорически отвергнуть эту очередную атаку на EUDR.
Сгоревшая высотка в результате артиллерийского обстрела, Украина © Shutterstock