Реальность заставляет нас менять свои решения. Что происходит с целью Европейского союза по сокращению выбросов к 2040 году?

Были высказаны предположения, что Европейская комиссия (ЕК) поддалась политическому давлению и «сделала цель сокращения выбросов к 2040 году более достижимой», включив так называемые механизмы гибкости или адаптивности, такие как международные углеродные кредиты. Как известно, ЕК предложила сократить чистые выбросы Европейского союза (ЕС) на 90% к 2040 году, сократить чистые выбросы на 55% к 2030 году и достичь климатической нейтральности Европы к 2050 году. Вышеизложенное будет учтено в целях ЕС по сокращению выбросов к 2035 году, которые, в соответствии с Парижским соглашением, должны быть представлены этой осенью, в сентябре.

Какова климатическая цель Европейского Союза на 2040 год?

Цель Европейского союза по сокращению выбросов к 2040 году представляет собой юридически обязательную поправку к Европейскому закону о климате, согласованную в 2021 году, которая устанавливает цель ЕС по сокращению чистых выбросов на 55% к 2030 году и достижению чистых нулевых выбросов к 2050 году.

Предложение , представленное 2 июля, предполагает сокращение выбросов на 90% к 2040 году по сравнению с уровнем 1990 года. Это соответствует рекомендации независимого Научного совета Европейского союза по климату установить целевой показатель на уровне 90-95%. Первоначальный план предложить это ранее в этом году был отложен из-за растущего политического давления. Теперь предложение включает определенную гибкость, чтобы сделать общую цель более политически приемлемой.

Один из вариантов заключается в использовании ограниченного количества международных углеродных кредитов для достижения цели — первый в контексте климатических целей Европейского союза, поскольку цели 2030 и 2050 годов должны быть достигнуты только за счет внутренних мер. Другой вариант заключается в том, чтобы взять на себя обязательство включить постоянное удаление углерода Европейским союзом в схему торговли выбросами и предоставить большую свободу действий между секторами после 2030 года. Некоторым секторам может быть разрешено не достичь целей, а другие сектора компенсируют это. Хотя Научный совет признает, что гибкость целей может помочь облегчить переход к климатической нейтральности, он отмечает, что такой подход не должен снижать амбиции по достижению целей.

Каким образом будут задействованы международные углеродные кредиты?

Еврокомиссия впервые разрешила использовать международные углеродные кредиты для достижения цели по сокращению выбросов. Они будут приобретаться за пределами Европейского союза и продаваться в соответствии с Парижским соглашением . Это означает, что углеродные кредиты будут рассматриваться как меры, способствующие достижению цели ЕС в целом, а не только страны, в которой они реализуются. Еврокомиссия подчеркивает, что будет предоставлена ​​так называемая страховочная сетка для гарантии достижения цели. Вклад будет применяться только с 2036 по 2040 год и будет ограничен 3%, что Комиссия описала как «правильный баланс» между внутренними мерами и международным сотрудничеством.

По словам руководителя политики ЕС в области климата Вопке Хукстра, углеродные кредиты должны быть «высокого качества», проверяемыми и сертифицируемыми, иметь оценку воздействия и применять правила относительно их стабильности, происхождения и использования. Типы кредитов могут включать кредиты от прямого улавливания и хранения углерода в воздухе и биоэнергетики с улавливанием и хранением .

Решение включить углеродные кредиты было названо спорным и снова подверглось критике со стороны экологических организаций, назвававшим его ослаблением цели и высказавшим обеспокоенность как по поводу экологической целостности кредитов , так и по поводу отвлечения зеленых инвестиций за пределы ЕС. Конечно, такое решение беспокоит экологические организации, поскольку оно потенциально сократит объем их амбициозного финансирования… Несмотря на «озабоченности и опасения» экологических организаций, глава политики ЕС в области климата Вопке Хекстра защитил решение по углеродным кредитам.

Сокращение выбросов также требует привлечения…

«Чистый» элемент цели относится к общему объему выбросов, которые попадают в атмосферу, — или валовые выбросы за вычетом деятельности человека и естественных процессов, которые их удаляют. Удаление может быть основано на природных явлениях, когда леса, почва и различные естественные процессы поглощают углерод из атмосферы, или на техническом, постоянном удалении, когда углерод «изымается» с помощью новых технологий и постоянно хранится, например, технологиях прямого улавливания и хранения углерода (DAC).

Согласно оценке воздействия Европейской комиссии , Европейский союз достигнет валового сокращения выбросов на 75-85% к 2040 году, что показывает, что абсорбция также необходима наряду с сокращением выбросов. В отличие от цели 2030 года, при достижении которой вклад абсорбции решили ограничить, Европейская комиссия указывает, что так называемые внутренние абсорбции будут становиться все более важными в достижении климатических целей.

Европейская комиссия подверглась критике за игнорирование призывов сделать цель более достоверной и измеримой, разбив ее на три подцели — валовые выбросы, временные удаления и постоянные удаления. Призывы исходили от «самых ярых сторонников действий по борьбе с изменением климата» — около 100 ученых, предприятий, НПО,  группы исследовательских институтов и Научного совета .

Недавнее исследование Carbon Gap показало , что отдельные цели возможны и необходимы. Carbon Gap раскритиковал Европейскую комиссию за то, что она не учла этот аспект.

Европейская комиссия также хочет включить внутреннее постоянное связывание углерода в систему ценообразования углерода ЕС, чтобы компенсировать оставшиеся выбросы из секторов, которые трудно сократить, и создать более весомый экономический аргумент для новых технологий и методов. Это предложение также вызвало критику со стороны экологических НПО, включая, конечно, Всемирный фонд природы и Европейскую сеть действий по климату .

Реалистичный подход: ответ на цель 2040 года

Многие экологические организации настаивают на том, что введение адаптации ослабит климатические цели, поставив под сомнение включение международных углеродных кредитов. Один из наиболее последовательных призывов к Европейскому союзу — обеспечить, чтобы кредиты соответствовали строгим критериям, если они используются.

Экологические организации, такие как Европейская сеть действий по климату , настаивают на том, чтобы Европейский союз достиг своей цели климатической нейтральности на 10 лет раньше запланированного срока, что является абсурдным и нереалистичным требованием. Активисты-экологи постоянно критиковали Европейский союз за то, что он не двигается быстрее. По общему признанию, продвижение нереалистичных целей — это способ для организаций привлекать постоянное финансирование, не беря на себя никакой ответственности, если цели не будут достигнуты.

Однако следует подчеркнуть, что в последнее время позиция и давление экологических активистов снизились (они уже не всеобъемлющие и «абсолютно преобладающие»). Многие общественные организации, аналитические центры, включая ученых, предпринимателей и лидеров общественного мнения в Европе приветствовали послание, направленное международному сообществу. Strategic Perspectives выразили мнение, что это четкий сигнал логично и приемлемо сочетать экономическое процветание, обеспечение качества жизни людей и справедливый переход от ископаемых ресурсов. Европейский центр политических исследований указывает на важность этой цели перед саммитом Европа-Китай в июле. Китай, конечно, пока не установил новую климатическую цель, и в этом отношении все еще много неопределенностей.

Ветроэнергетическая отрасль хочет ежегодных целей для ветра и других возобновляемых источников энергии и устранения ключевых препятствий, таких как сети электропередач и разрешения. Солнечная энергетическая отрасль назвала новый подход к установлению и реализации целей важным сигналом: декарбонизация — это не затраты, а инвестиции в конкурентоспособность, безопасность поставок и промышленное развитие, призывая ЕК работать над руководящими принципами и целями на период после 2030 года для возобновляемых источников энергии, электрификации и адаптивности. С другой стороны, углеродоемкая сталелитейная промышленность предупреждает об отсутствии условий для достижения цели. Производители стали призывают к реализации Плана действий по стали и металлам и дополнительных мер поддержки сектора

На деловом фронте Группа институциональных инвесторов по изменению климата призвала к быстрому соглашению по предлагаемой цели до COP30, что пошлет инвесторам важный долгосрочный сигнал о пути Европы к климатической нейтральности. Кембриджский институт лидерства в области устойчивого развития приветствовал связь с Соглашением о чистой промышленности, заявив, что оно обеспечивает столь необходимое соответствие между целью и конкурентоспособностью.

Цель 2040 года связана с инвестициями, определенными европейскими странами.

Европейский союз должен представить свою цель по сокращению выбросов к 2035 году в рамках своего обновленного плана действий по климату в соответствии с Парижским соглашением . Это определяемые на национальном уровне вклады, или NDC. Европа пропустила первоначальный срок в феврале 2025 года. ООН установила новый срок в сентябре 2025 года для представления плана перед COP30 в Бразилии.

Европейская комиссия объявила, что цель 2035 года будет лишь промежуточной целью, следующей за целью 2040 года. Цель 2035 года должна быть одобрена всеми 27 государствами-членами ЕС, а не квалифицированным большинством, необходимым для принятия цели 2040 года.

Оба обязательства, 2035 и 2040, важны для установления международных климатических целей. Если эти цели важны, достижимы и срочны… Они кажутся особенно важными после выхода США из Парижского соглашения и критики в адрес стран за представление недостаточно амбициозных NDC.

Что планируется дальше?

Чтобы поправки стали законом, они должны быть одобрены государствами-членами ЕС и Европейским парламентом. Хотя будет соблюдена обычная процедура, в соответствии с которой парламент и государства-члены разрабатывают свои позиции, а затем согласовывают общую позицию, следует подчеркнуть, что этот процесс, скорее всего, будет более быстрым, поскольку соглашение должно быть достигнуто до COP30 в Бразилии.

В настоящее время Дания, председательствующая в ЕС, возглавляет переговоры от имени государств-членов и стремится достичь политического соглашения по целевому показателю на 2040 год и соответствующим определяемым на национальном уровне вкладам Европейского союза на 2035 год для его достижения на внеочередном заседании Совета по окружающей среде 18 сентября.

В долгосрочной перспективе Европейскому союзу необходимо будет оценить, какие изменения в политике необходимы для достижения цели 2040 года, которая ляжет в основу климатической политики после 2030 года, аналогично пакету «Fit for 55», который был разработан для достижения климатической цели 2030 года. Учитывая реальные обстоятельства, геополитическую ситуацию и неопределенное экономическое развитие, ЕС подчеркивает упрощение и адаптивность как правильное решение. Время, когда можно ожидать принятия этих законов, будет установлено в Рабочей программе Европейской комиссии на 2026 год. Есть надежда, что принятие решений на основе текущей ситуации и оценки реальных условий также будет правильным решением…

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.