Как объездная дорога стоимостью 1,5 млрд фунтов стерлингов, «обеспечивающая сохранение дикой природы», превратилась в экологическую катастрофу

A14 в Кембриджшире обещал чистый прирост биоразнообразия в размере 11,5%, но большинство из 860 000 посаженных деревьев погибли. Что пошло не так?

A14 около Кембриджа, где погибли  тысячи деревьев, посаженных Дорожным агентством. Фотография: Шон Смит/The Guardian

Грузовики с грохотом проносятся по мосту А14 к северу от Кембриджа, над крутыми придорожными насыпями, покрытыми пластиковыми чехлами, в которых хранятся высохшие остатки деревьев.

Время от времени пустынный ландшафт прерывается вспышкой зелени там, где, казалось бы, вопреки всему пробивается молодой боярышник или молодая жимолость, но их ошеломляющее появление — исключение среди безлесного ландшафта.

Новая 21-мильная дорога между Кембриджем и Хантингдоном обошлась в 1,5 млрд фунтов стерлингов и была открыта в 2020 году, чтобы удовлетворить знакомое политическое желание: рост. Один из крупнейших инфраструктурных проектов Великобритании за последнее десятилетие, он был одобрен государственным секретарем по транспорту через головы избранных на местном уровне советников.

Государственная компания National Highways, которая строит и обслуживает дороги категории А в Великобритании, пообещала , что чистый прирост биоразнообразия в результате строительного проекта составит 11,5% ; иными словами, они пообещали, что после строительства дороги природная среда останется в значительно лучшем состоянии, чем до нее.

Однако спустя пять лет после открытия A14 все стало иначе: Национальная служба автомагистралей признала, что в результате реализации дорожного проекта биоразнообразие и окружающая среда находятся в худшем состоянии.

Пустые пластиковые ограждения для деревьев тянутся милю за милей вдоль новой дороги, свидетельствуя о массовой гибели большинства из 860 000 деревьев, посаженных для смягчения воздействия дороги. Водопропускные трубы, вырытые в качестве безопасного маршрута для животных, таких как тритоны и водяные полевки, пересохли и завалены мусором, а пруды, предназначенные для сбора дождевой воды и обеспечения среды обитания диких животных, забиты грязью и илом.

Обеспокоенная тем, что отказ от мер по защите окружающей среды в законопроекте лейбористов о планировании и инфраструктуре облегчит застройщикам задачу уничтожения природы, Эдна Мерфи, либерал-демократ в совете графства Кембриджшир, призывает депутатов комитета по экологическому аудиту расследовать многомиллионный провал проекта A14.

«Национальное управление автомагистралей сопротивляется попыткам местных представителей выяснить, что оно задумало», — сказал Мерфи.

«В течение многих лет мы пытались выяснить основные факты о гибели почти всех 860 000 изначально посаженных деревьев и о том, что произошло впоследствии с повторной посадкой.

«Как им можно позволить уйти от ответственности? Как кто-то может быть уверен в обещаниях по смягчению воздействия на окружающую среду в любых национальных инфраструктурных проектах в будущем?»

Эдна Мерфи (слева) и Рос Хаторн стоят на траве возле трассы A14.
Эдна Мерфи (слева) и Рос Хаторн возле A14. Фотография: Шон Смит/The Guardian

Мерфи и ее коллега из либерал-демократической партии Рос Хаторн считают, что провал экологических улучшений, созданных для смягчения последствий строительства трассы A14, является шокирующим примером того, как влиятельные застройщики дают экологические обещания, чтобы получить разрешение на строительство, которые затем не выполняются.

Они начали задавать вопросы National Highways в 2021 году, когда по масштабам гибели деревьев стало очевидно, что что-то пошло не так. Они просили предоставить подробную информацию о том, сколько деревьев было посажено, сколько погибло, а также регулярные отчеты о посадке деревьев.

В слайд-презентации, представленной Мерфи и Хаторну в 2022 году, говорилось о том, что 70% из 860 000 изначально посаженных деревьев погибли.

В конце 2023 года Мартин Эдвардс, менеджер проекта National Highways, предположил местным советникам, что отмирание могло составить всего 50%. Он сказал, что после отмирания было проведено две повторные посадки, обе из которых впоследствии также не увенчались успехом. Он обвинил в этом политику пересаживать одно и то же дерево на одно и то же место «и держать за это кулаки».

Эдвардс настоял на том, что уроки были извлечены, и в 2023 году Национальные автомагистрали провели полное обследование почвы и трехмесячный анализ деревьев.

По его словам, это показало, что они посадили неправильный вид в неправильном месте, и дало ценные уроки о наиболее подходящем времени года для посадки дерева.

Николь Гуллан, главный эколог в консалтинговой компании Arbtech, сказала, что она была удивлена ​​подходом: «Посадка деревьев в таком масштабе должна была подкрепляться экологической экспертизой, включая отбор проб почвы, гидрологические и геотехнические исследования, а также адаптивным планом управления для устранения потенциальных сбоев. Правильная отчетность и картирование мест посадки также имеют важное значение для долгосрочного мониторинга и подотчетности».

Третья пересадка 165 000 деревьев — предполагаемая стоимость £2,9 млн — состоялась осенью и зимой 2023–2024 годов. Национальные автомагистрали пообещали поделиться подробностями своих обследований и новым планом посадки с командой по биоразнообразию совета Кембриджшира.

Ряды пластиковых чехлов для деревьев вдоль обочины дороги
Сегодня части A14, где должны были бы процветать деревья, по-прежнему напоминают пустыню. Фотография: Шон Смит/The Guardian

Однако в отчете, опубликованном в июне этого года, должностные лица совета заявили, что эта информация им так и не была передана, несмотря на неоднократные запросы.

«Документы, предоставленные группе, представляли собой базовые обзоры и не содержали запрошенной подробной информации», — заявили офицеры. «Поэтому у совета не было доказательств того, где и почему посадка не удалась, что имело бы решающее значение для информирования о стратегии повторной посадки, гарантируя более успешный результат посадки».

Сегодня те части трассы A14, где должны были бы процветать деревья, по-прежнему напоминают пустыню, а местонахождение 165 000 новых деревьев остается загадкой.

«Совет не знает, где именно проводилась пересадка деревьев», — заявили чиновники, добавив, что офицеры проехали по маршруту, чтобы попытаться найти их, но обнаружили лишь несколько ограниченных участков, где, по-видимому, проводилась пересадка деревьев.

Некоторые жители начали высаживать собственные саженцы. Вари Рассел из Брамптона сказала, что вырастила в своем саду в горшках разные деревья и высадила их все на набережной А14. «Я думаю, мы, наверное, посадили 150», — сказала она местным журналистам.

Национальное управление автомагистралей, получившее выговор от Управления автомобильных и железных дорог за невыполнение ключевого показателя по увеличению биоразнообразия, признало, что проект A14 ухудшил состояние природы, несмотря на обещания по ее улучшению.

В отчете об оценке National Highways заявили, что воздействие на биоразнообразие «было хуже, чем ожидалось», как и воздействие на водную среду. National Highways не столкнулась с какими-либо санкциями за эти неудачи.

С 2026 года чистый прирост биоразнообразия станет обязательным для крупной инфраструктуры, такой как дорога A14. Но Бекки Пуллингер, глава управления земельными ресурсами Wildlife Trusts, заявила, что застройщиков нужно будет призвать к ответу после вступления в силу этого распоряжения, чтобы воссозданные среды обитания имели шанс на выживание. Недавний отчет показал , что была выполнена лишь треть экологических улучшений, обещанных застройщиками.

Пуллингер отметил, что пример А14 показал, насколько важно изначально избегать нанесения вреда дикой природе, что снижает необходимость в компенсационных посадках.

«Эти неудачи подчеркивают трудности, связанные с попытками воссоздать зрелые среды обитания: требуются годы, если не десятилетия, чтобы молодые деревца превратились в леса и обеспечили столь необходимые пространства для диких животных, [пострадавших] от освоения территорий», — сказала она.

Представитель National Highways заявил: «Мы очень серьезно относимся к своей ответственности перед окружающей средой. Проект модернизации A14 не ограничивался только улучшением дороги; наша текущая работа по охране окружающей среды остается долгосрочным проектом, который мы продолжим контролировать и поддерживать. В период с октября 2023 года по апрель 2024 года — оптимальный сезон посадки — было высажено 165 000 деревьев и кустарников. Они включали 16 различных видов, специально отобранных для улучшения прилегающих территорий и мест обитания. Наше последнее исследование показало, что почти 90% этих деревьев выжили. На национальном уровне мы продолжаем контролировать, оценивать и адаптировать наши методы, чтобы реагировать на быстро меняющийся климат и решать проблемы, которые он несет».

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.