Ожидается, что киберпреступность будет расти во всем мире. Розничная торговля также должна быть готова отражать её атаки. В то время как новые технологии, включая искусственный интеллект, решают текущие проблемы в торговле, такие как нехватка рабочей силы и рост издержек, они также все более умело используются киберпреступниками. Поскольку мир меняется, ритейлеры также должны осознать, что данные — это «новая нефть». Они должны уметь и использовать, и защищать ее, признал на конференции «Baltic Retail Forum» эксперт по кибербезопасности Питер Фальстром, представитель компании Truesec. По его словам, если сравнить текущий рынок киберпреступности с национальными экономиками, то он занял бы третье место в мире после экономик Китая и США.
Как подчеркнул региональный менеджер компании смарт-технологий StrongPoint в Латвии и Эстонии, согласно данным учреждения по предотвращению киберинцидентов CERT.LV, количество кибератак в Латвии выросло на 40% за последние два года. Целью большинства кибератак являются государственные учреждения и критическая инфраструктура. Компании, как правило, становятся целями кибератак не только в тех случаях, когда злоумышленники интересуются их ресурсами или финансами. Часто злоумышленники выбирают компании в качестве «шлюзов» для доступа к государственным учреждениям или поставщикам основных услуг, которые являются клиентами этих компаний, поясняет У. Зачс. Это означает, что повышенное внимание кибербезопасности необходимо уделять не только государственному сектору, но и компаниям частного сектора, чтобы поддерживать высокий общий уровень кибербезопасности в стране и продолжать бесперебойно предоставлять услуги гражданам.
«Сегодня для совершения киберпреступления не требуется никаких знаний, никаких усилий. Киберпреступность можно просто купить — заказать. Преступники предлагают возможность доступа к различным организациям и разрабатывают специальное программное обеспечение, которое эксплуатирует уязвимости систем этих организаций», — пояснил П. Фальстром. Он подчеркнул, что 95% киберпреступлений носят оппортунистический характер — они ищут уязвимости в системах компаний и организаций и, если находят, используют их для совершения атаки. Чаще всего — для вымогательства денег.
Эксперт привел в пример атаку на сеть магазинов Coop в Швеции. В результате этой атаки остановилась работа около 700 магазинов этой сети — в них невозможно было совершать транзакции. Он пояснил, что в этой ситуации Coop выбрал открытость, не подчинился требованиям преступников, ставивших своей целью вымогательство денег, и открыто заявил о том, что произошла кибератака. Общественность отреагировала благосклонно, и даже конкурирующие сети магазинов включились в поддержку Coop, разместив их продукцию в своих магазинах. В итоге Coop вышел из этой ситуации победителем — его популярность выросла.
Чтобы снизить риски кибератак, П. Фальстром призвал розничные компании осознать, что их данные представляют большую ценность, и создать системы защиты от потенциальных кибератак.
Индустрия розничной торговли, как в странах Балтии, так и в других частях мира, сталкивается со значительными проблемами, связанными с ростом стоимости рабочей силы и ее доступности. Переложить все эти издержки на потребителей невозможно, а допускать снижение качества услуг т неразумно. По этой причине ритейлеры целенаправленно инвестируют в новые технологии, в том числе решения на основе искусственного интеллекта (ИИ), чтобы иметь возможность предлагать быстрое и качественное обслуживание и разумные цены, пояснил на конференции Baltic Retail Forum представитель компании по разработке интеллектуальных решений StrongPoint.
«Три основные области, в которых решения на основе ИИ быстро развиваются, — это определение возраста покупателей, распознавание продуктов и устранение дефицита», — пояснил У. Зачс.
Также ищутся решения, позволяющие направлять клиентов с крупными покупками на кассы самообслуживания, например, используя ИИ для распознавания и сканирования нескольких товаров одновременно. Ведется работа по предоставлению возможности людям с особыми потребностями совершать покупки в магазинах самостоятельно, что связано с требованиями Европейского союза (ЕС) к доступности окружающей среды.
Представитель компании «StrongPoint» рассказал, что вскоре на кассе самообслуживания при размещении товара, например, фруктов, на весах искусственный интеллект будет автоматически распознавать конкретный вид фруктов — покупателю больше не придется искать его и отмечать в каталоге товаров. Это значительно ускорит процесс совершения покупок, а также снизит вероятность того, что покупатели ошибутся или попытаются злонамеренно выбрать не тот сорт фрукта или овоща в каталоге товаров.
В свою очередь, сотрудникам магазина больше не придется связываться с менеджером, чтобы узнать о следующей задаче — она будет приходить на телефон, когда сотрудник «отметит галочкой» выполнение предыдущей задачи. «Выяснилось, что 16-летние подростки предпочитают получать инструкции по телефону, чем лично от менеджера. Это снижает для них неприятное чувство, что кто-то ими командует», — пояснил эксперт StrongPoint.
Также будут предложены новые решения для более быстрого поиска интересующих товаров в магазине – ими будут пользоваться как покупатели, так и сотрудники. Сбор данных будет важен – с помощью ИИ, например, в магазине одежды можно будет собирать информацию о том, как часто измеряется конкретный предмет одежды по отношению к тому, как часто измерение сопровождается покупкой, сказал У. Зачс.