Перспективы развития лесного законодательства в России: как новый Лесной кодекс изменит отрасль

Лесной кодекс постоянно претерпевает изменения. В конце декабря 2024 года очередные поправки были приняты и подписаны президентом РФ Владимиром Путиным. Они коснулись лесоклиматических проектов.

Федеральный закон от 26.12.2024 №492-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» вступил в действие с 1 января 2025 года. В документе определено понятие «лесоклиматический проект» как добровольные действия по сохранению лесов с целью увеличения поглощения парниковых газов.

Реализовывать лесоклиматические проекты, согласно новым правилам, можно будет на землях любых категорий, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

«Лесной комплекс» обратился к президенту Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольге Калюжной с просьбой рассказать подробнее о последних поправках, внесённых в Лесной кодекс, и поделиться мнением о них.


— Насколько правки в Лесной кодекс действительно были необходимы и как повлияли на работу отрасли?

— Принятые изменения направлены на вовлечение бизнеса в реализацию климатических проектов и использование климаторегулирующего потенциала лесов. В рамках новой редакции Лесного кодекса предусмотрено заключение соглашений между Рослесхозом и бизнесом, которые регламентируют границы, виды мероприятий, сроки реализации и объёмы работ. Это создаёт правовую основу для долгосрочного взаимодействия и повышает инвестиционную привлекательность таких проектов.

Ключевым принципом лесоклиматических проектов является принцип дополнительности, т. е. способность проекта обеспечивать дополнительное поглощение парниковых газов по сравнению с базовым сценарием. К примеру, традиционные посадки лесных культур без должного ухода такого эффекта не дают.

Соответственно, механизм лесоклиматических проектов представляет собой инструмент устойчивого развития, позволяющий бизнесу участвовать в сохранении и восстановлении лесных ресурсов при одновременном получении экономических преимуществ.

Для полноценной реализации потенциала подобных проектов необходимо дальнейшее развитие рынка углеродных единиц. Приоритетным направлением представляется формирование общего рынка с партнёрами по БРИКС и другими заинтересованными странами.

—  Как развивается нормативное регулирование в ЛПК?

— Важно отметить, что любое изменение нормативной базы требует переходного периода, в течение которого необходима адаптация как со стороны бизнеса, так и со стороны регулирующих органов. Такая адаптация возможна только в рамках постоянного конструктивного диалога, который профильные объединения и отраслевые эксперты ведут на различных площадках.

Лесоклиматические проекты в законе: зачем нужны поправки в Лесной кодекс?

В целом можно констатировать, что нормативное регулирование в лесной отрасли последовательно развивается и совершенствуется в направлении повышения прозрачности и эффективности.

— Как вы оцениваете перспективы развития лесопромышленного комплекса России? Какие задачи сегодня в приоритете?

— Основной целью стратегии развития лесного комплекса является увеличение его вклада в ВВП страны. Согласно действующей Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, планируется удвоение показателя с 0,75 до 1,5% ВВП. При этом целевые ориентиры требуют пересмотра в сторону большего охвата и амбициозности — с учётом задач технологического суверенитета, цифровой трансформации и устойчивого роста. В настоящее время Стратегия проходит доработку с продлением горизонта планирования до 2035 года.

Среди приоритетных направлений отрасли сейчас — развитие технологического суверенитета, повышение престижности лесных профессий и приток молодых специалистов в отрасль. Особое внимание следует уделять стимулированию внутреннего спроса — в частности, в сфере деревянного домостроения, производства биотоплива и других сегментов глубокой переработки древесины.

Важным фактором устойчивого роста является поддержка малого и среднего предпринимательства, которое формирует около 50% объёма заготовки древесины в стране. Необходимо создавать условия для масштабирования субъектов МСП и развития кластерной политики. Оптимальным шагом может стать объединение региональных кластеров в федеральные по округам.

Потенциал лесопромышленного комплекса в России остаётся значительным: при расчётной лесосеке в 730 млн м3 в 2024 году объём заготовки составляет 194,3 млн м3. Задача отрасли — обеспечить устойчивое развитие с сохранением баланса между экономическими интересами и экологической ответственностью.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.