Древесина — доступный и универсальный материал, что из-за неконтролируемой эксплуатации лесов в прошлом означало, что естественного возобновления лесов было недостаточно для их сохранения. Просвещенные правители ответили на упадок лесов законодательной защитой и штрафами за их повреждение и несанкционированную вырубку. Однако жизнь подтвердила, что пассивная защита лесов, даже подкрепленная драконовскими штрафами, не приводит к цели, если древесину нельзя заменить ничем другим.
Лесное хозяйство было создано для достижения постоянного баланса между производством и потреблением древесины — в современной терминологии «для устойчивого развития». Казалось бы его можно легко достичь, если только каждый год вырубать столько же древесины, сколько вырастает в течение этого времени, а площади после вырубки леса восстанавливать как можно быстрее. Реальность не так проста. В зависимости от возраста деревья имеют разную динамику роста. Поэтому рост определяется для каждого класса возраста отдельно, и объем лесовосстановительных рубок определяется исходя из прироста, формируемого в младших классах возраста, а объем коммерческих рубок — из прироста в старших классах возраста. Поскольку производство древесины должно быть не только постоянно устойчивым, но и сбалансированным, «не следует ежегодно заготавливать больше, чем сумма вышеуказанных видов рубок». Объем рубок, рассчитанный таким образом, называется нормой. Лесное законодательство всегда помнило о так называемых случайных (санитарных ) рубках, необходимость в которых вознкает в результате гибели или повреждения леса из-за пожаров, веторовалов, повреждения насекомыми и т. д. Если., «происходит какая-либо катастрофическая лесозаготовка», плановые лесозаготовки прекращаются и все производственные мощности переводятся на проведене санитарных рубок. После освоение вне плановых санитарных рубок, плановые заготовки могут быть продолжены до тех пор, пока установленная норма не будет исчерпана. Поскольку за каждой природной катастрофой может последовать катастрофа, связанная с вспышкой размножения насекомых допускается превышения нормы в том случае, ели оно обусловлено санитарными рубками.
Ход заготовки древесины в Чешской Республике в 1992-2024 годах имеет особую динамику. Всего было заготовлено 538 423 тыс. м3 древесины, но средний показатель за тот же период составил около 421 080 тыс. м3 (12 760 тыс. м3 / год), что означает, что за 31 год было заготовлено 117 343 тыс. м3 сверх нормы, что является опережением заготовки по сравнению с возможностями заготовки по крайней мере на 9,2 года. В 1988-1990 годах заготовка была около средней, в 1991-1996 годах (в период реституции) преднамеренная заготовка была прекращена и заготовка поддерживалась на уровне ниже среднего, чтобы потенциальные бенефициары реституции не понесли ущерба от восстановления заготовленных насаждений. Поскольку мощности деревообрабатывающих предприятий были установлены на уровне штата, шесть лет вырубки ниже государственного уровня привели к упадку многих из них. В 1997 году вырубка леса уже превысила государственный уровень и продолжала расти.
Год | Общая добыча | Норма вырубки | Отклонение от нормы | |
---|---|---|---|---|
в млн м 3 | ||||
1988 | 12,632 | 12,760 | 0,128 | |
1989 | 12,303 | 0,457 | ||
1990 | 13,332 | + 0,572 | ||
1991 | 10,751 | 2,009 | ||
1992 | 9,850 | 2,910 | ||
1993 | 10,406 | 2,354 | ||
1994 | 11,950 | 0,810 | ||
1995 | 12,365 | 0,395 | ||
1996 | 12,584 | 0,176 | ||
1997 | 13,491 | + 0,731 |
Годовые объемы добычи и их отклонения от официальных показателей

Подписи на данном графике абсолютно не читаемы. Можно предположить, что он иллюстрирует соотношение плановых и вынужденных рубок, по отношению к норме лесозаготовок за прериод с 1992 по 2024 год
Из графика видно, что общий объем заготовок рос без учета плана!
График не может отразить тот факт, что «было решено» часть леса, пострадавшего от стихийного бедствия, не вырубать а оставить «для естественного развитие», то есть предоставить короеду возможность беспрепятственно развиваться, доведя леса до полного усыхания. Не вырубленная древесина была включена в хозяйственные планы в качестве запасов, предназначенных для заготовки, и ее оставление в лесу по своим последствиям равносильно чрезмерной заготовке. Еще одно скрытое превышение квоты произошло в результате запрета заготовки усыхающих древостоев в национальных парках, производственный потенциал которых был исключен из заготовок, но был учтен в плановой норме. Лесной закон был грубо нарушен тем, что не была остановлена плановая вырубка в пользу освобождения мощностей для заготовки поврежденной древесины. Фактические данные показывают, что сначала была произведена плановая вырубка и только потом осуществлялась разработка лесосек санитарных рубок. Это позволило в годы короедного усыхания вырубить 80–95 % плановых лесосек. Такое беспрецедентное игнорирование Лесного закона подтвердило парадигму: «Только природа не нарушает свои собственные законы».
Драматические перерубы, не имеющие аналогов даже во времена нацистской оккупации, имеют ряд причин, из которых становится очевидным, что нынешний объем заготовки леса не может быть сохранен. Показателем интенсивности лесозаготовительной деятельности является объем заготовки в м3/га. Интересно, что в 2007 году в Чешской Республике было зафиксировано 6,98 м3/га, и этот результат вошел в «пятерку лучших» в Европе. Показатель 2020 года практически вдвое выше, что сигнализирует о том, что столь высокие объемы заготовки не могут быть устойчивыми в будущем и что «деревянная эпоха» заканчивается!
Динамика интенсивности заготовки древесины в м 3 /га
Год | 1793 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
м3 / га | 2.08 | 2.96 | 3.12 | 3.91 | 5.19 | 5.07 | 5.48 | 6.30 | 13.35 |
Нормальность возрастных классов должна обеспечивать устойчивость и сбалансированность добычи, но в таблице указано, что «нормальность совершенно ненормальна», что означает отсутствие возможности продолжения высоких «устойчивых и сбалансированных» объемов добычи!
Исторический ход нормы и текущее отклонение от нее

Расчистка после рубки 2,3% лесных угодий (т.е. 61 571 га) никогда не достигалась за всю историю Чешской Республики! В первых четырех классах возраста отсутствует 297 247 га насаждений, пятый класс с минимальным избытком площади ничего не спасет, а последние два класса возраста обычно включают защитные леса, в которых рубка не ведется. Даже неспециалисту должно быть ясно, что при росте вырубок и современной возрастной структуре лесов невозможно соблюсти баланс в рубках! Но министр сельского хозяйства Выборный заявил во время третьего чтения поправки к Закону о лесах в Палате депутатов 23 апреля 2025 года, что необходимо продлить сроки облесения вырубок и обеспечения посевов (расчистки увеличатся, а обеспечение посевов продлится), а также сократить период оборота до 60 лет! (Последнее сокращение срока ротации рубок было предписано во время нацистской оккупации, только на некоторых хозяйственных единицах и всего со 100 до 80 лет). При нынешнем состоянии лесного хозяйства это совершенно бессмысленные меры, но говорить об этом «невежливо», потому что «возникнут» неприятные вопросы: куда питомники будут девать выращенные ими саженцы, если лесовладельцы отложат лесовосстановление (невозможно сохранить саженцы); где и по каким ценам лесопилки будут закупать круглый лес; из чего мебельщики будут делать продукцию; где целлюлозные заводы будут брать волокно, когда объемы рубок все равно сокращаются? Никаких обсуждений на тему того, как чешское лесное хозяйство будет справляться с последствиями тридцатилетней хищнической вырубки, не проводилось. Только мебельщики получили первый « совет» о том, что при производстве продукции им надо «больше использовать стекла и металла»! Какой интересный поворот от продвижения возобновляемых ресурсов!
Леса обеспечивают не только древесину, но и общественные функции, и поэтому всегда были особой собственностью. Их управление никогда не было полностью либерализовано, и государство сохранило за собой надзор над ними, независимо от того, кто является их нынешним владельцем. Даже сегодня состояние лесов не может быть исключительно делом их владельцев и управляющих, но государство должно чувствовать и нести за него ответственность. Предлагаемая поправка не отвечает интересам улучшения состояния лесов , и, более того, она бессмысленно облегчает требования к лесовладельцам в областях, требующих немедленных решений. Это социально неприемлемый провал функции государства по уходу за лесами, подкрепляющий ощущение, что поправка является результатом лоббирования лесовладельцев.
К сожалению, надежды на быстрое решение нет, поскольку лесное хозяйство работает на временной горизонт в 80-100 лет, а потому необходимо готовиться к тому, что «век древесины» прервется надолго, а общественность убедится в том, что производство древесины неважно, а национальных парков и зон невмешательства у нас совершенно недостаточно.