На протяжении тысячелетий коренные народы формировали австралийские экосистемы посредством целенаправленного и искусного использования огня. Это культурное сжигание является важным способом для аборигенов поддерживать связь со страной и заботиться о ней.
В условиях изменения климата на Земле происходят более частые и сильные лесные пожары . Это побудило переосмыслить западные подходы к управлению пожарами и положило начало разработке программ по сжиганию на основе историчкского опыта аборигенов, поддерживаемого государственными учреждениями.
В то же время представители коренных народов призывают возродить культурное выжигание как часть многолетнего стремления к самоопределению .
Наше новое исследование подробно описывает результаты программы культурного сжигания, проводимой коренными народами в лесах, находящихся под угрозой исчезновения в Новом Южном Уэльсе. Оно показывает, как западная наука может поддерживать культурное сжигание, чтобы принести пользу разным культурам, а также природе.

Что мы сделали
Леса самшитовой травы были широко расчищены для сельского хозяйства. Осталось только около 5% от их первоначальной площади. Леса находятся под угрозой исчезновения в Новом Южном Уэльсе и в критической опасности по всей восточной Австралии.
Здесь произрастают разнообразные эвкалипты, редкие кустарники и местные травы, а также обитает местная фауна, включая находящихся под угрозой исчезновения медососов-регентов и стриж-попугаев.
Наш проект объединил общины коренных народов, экологов из Австралийского национального университета и сотрудников местных земельных служб. Он также включал сельскую пожарную службу.
Культурные палы — это относительно низкотемпературные, медленные пожары. Они просачиваются сквозь ландшафт, позволяя животным спасаться от пламени. Среди прочих преимуществ, они способствуют прорастанию растений, включая культурно важные пищевые и лекарственные растения, среди прочих преимуществ.
Культурные палы важны для коренных народов по ряду культурных и социальных причин. Эта практика является частью более широкого набора унаследованных культурных обязанностей, разделяемых поколениями.
Наш проект включал в себя культурные пожары зимой и весной 2023 года. Народ вираджури выжег свою территорию около Янга и Вагга-Вагга, а народ нгуннавал – около Ясса.
Сжигание произошло на остаточных участках растительности, которые исторически использовались для перемещения скота из загона на рынок. Эти резервы очень важны для аборигенов и фермеров как места прогона скота и его выпаса во время засухи.
Наряду с программой культурного сжигания, исследователи-экологи ANU следили за тем, как леса реагировали на пожары. Они делали это, обследуя растения, почвы и биомассу до и примерно через восемь месяцев после пожаров, а также изучали несгоревшие территории.

Что удалось выяснить
Мы измеряли реакцию растений, подсчитывая количество сохранившихся особей и регистрируя прорастание новых.
Многие местные виды растений проросли после пожара. Они включали местный горох – один из видов, находящихся под угрозой исчезновения, горох малый парша , который пророс исключительно после пожаров.
Всхожесть была выше на выжженных участках, чем на несгоревших, в том числе у чувствительных видов, которые обычно хорошо реагируют на огонь, таких как местная глициния (трава) и ломандра.
Важно отметить, что состояние участка до пожара повлияло на то, как хорошо растения отреагировали. Состояние определяется такими факторами, как разнообразие местных растений (включая чувствительные виды) и наличие сорняков.
После пожара местные растения были более многочисленны на участках с лучшим начальным состоянием, чем на тех, которые были в плохом состоянии. Это подчеркивает важность улучшения здоровья участков в плохом состоянии после пожаров.
Тип соответствующего управления будет зависеть от участка, но может включать борьбу с сорняками и посадку или посев местных видов. Дополнительный мониторинг также поможет количественно оценить долгосрочные реакции после пожара.

Инвестиции в общество и природу
Члены коренного сообщества возглавили выжигание своей земли и были представлены женщинами и мужчинами разных поколений. Им платили за их работу, обучали пожарной безопасности и выдавали средства индивидуальной защиты.
Сожжения часто были общественными событиями – днями связи и обмена знаниями внутри сообществ и между культурами. Это способствовало возможностям «двустороннего обучения» и «двуглазого видения» – способам уважительного объединения знаний коренных народов и западных знаний.
Наш проект показывает, как кросс-культурное партнерство может играть центральную роль в сохранении и восстановлении уникальных и разнообразных экосистем Австралии в период изменения окружающей среды. Но чтобы это произошло, культурное сжигание должно быть лучше интегрировано в основное управление земельными ресурсами.
Это особенно необходимо в некоторых районах южной Австралии, где финансируемые правительством программы получают меньше ресурсов, чем в районах северной и центральной Австралии .

Государственные органы и учреждения могут оказывать поддержку управлению землями коренных народов различными способами .
К ним относятся:
-
разработка проектов с изначальным участием коренных народов в планировании работ
-
формирование значимых межкультурных партнерств между агентствами для управления сложными бюрократическими процессами
-
Предоставление Коренным народам ресурсов и доступа к земле для управления , включая финансирование труда, обучения и оборудования. Положения о достаточных ресурсах должны быть сделаны с самого начала, в заявках на гранты
-
защита и признание прав коренных народов на их культурное наследие, такое как традиционные знания, посредством официальных соглашений о защите.