В июне 2025 года правительство Великобритании подтвердило в своем обзоре расходов, что оно выполнит свое предвыборное обещание и не будет сокращать программу «Теплые дома» на 13,2 млрд фунтов стерлингов, как предполагалось ранее. Эти средства будут потрачены в течение следующих четырех лет, что означает значительное увеличение финансирования энергоэффективной модернизации жилья по сравнению с предыдущим правительством.
План включает в себя несколько программ по сокращению счетов за энергию и выбросов углерода за счет облегчения отопления домов и замены газовых котлов и других систем отопления, работающих на ископаемом топливе. Домовладельцы и арендаторы с низким доходом получат субсидии на «модернизацию», такую как утепление, установка солнечных панелей и тепловых насосов, в рамках программ, реализуемых энергетическими компаниями и муниципалитетами.
Все домовладельцы могут воспользоваться программой модернизации котлов, которая предлагает 7500 фунтов стерлингов на покупку теплового насоса, а те, кто живет в наименее энергоэффективных домах, могут получить бесплатную теплоизоляцию чердаков или пустотных стен. Муниципалитеты и жилищные ассоциации также получат финансирование на модернизацию своих объектов.
Британское правительство предоставляет ту или иную финансовую поддержку для утепления и других мер по повышению энергоэффективности с 1970-х годов. В 2000-х годах были утеплены миллионы домов, но за последнее десятилетие поддержка была сокращена, и число домохозяйств, получающих субсидии, резко сократилось. Программы также не были разработаны для обеспечения комплексной и высококачественной модернизации.
В течение следующих нескольких лет план «Теплые дома» значительно увеличит объем финансирования, доступного для реконструкции домов. Это возможность пересмотреть стратегию Великобритании по ремонту холодного и нетеплого жилого фонда, снизить зависимость от газового отопления и сократить расходы домохозяйств на энергоносители.
Как развивалась поддержка реконструкции
В течение последних 30 лет энергетические компании были обязаны обеспечивать домохозяйства теплоизоляцией и другими мерами по повышению энергоэффективности. Эти программы финансируются за счет сборов с энергоносителей, а не за счет государственных расходов.
С 1994 по 2015 год любой домовладелец, арендодатель или арендатор мог получить от энергетических компаний меры по повышению энергоэффективности, такие как утепление. Дополнительные программы, финансируемые из государственного бюджета, были направлены на ликвидацию топливной бедности и ориентированы на домохозяйства с низким доходом. Этот подход оказался в целом успешным на протяжении 2000-х и начала 2010-х годов. На пике в 2008-2011 годах каждое пятое домохозяйство в Великобритании получило теплоизоляцию, более эффективные котлы или другую форму поддержки.
Однако эти программы никогда не были разработаны для обеспечения комплексной модернизации, требуемой современными климатическими целями. В конечном итоге они не смогли реализовать подход, охватывающий весь дом, который мог бы решить сразу несколько проблем энергоэффективности.
Переломный момент наступил в 2015 году, когда коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов отменило всеобщее право на участие в программах, реализуемых поставщиками, и сократило годовые счета домохозяйств на 30 фунтов стерлингов. Домохозяйства с низким доходом и уязвимые группы населения, которые уже составляли приоритетную группу в рамках программ, реализуемых энергетическими компаниями, стали единственной демографической группой, имеющей право на поддержку. После этого решения, а также других изменений в программах, количество мер по утеплению, реализуемых ежегодно, сократилось примерно на 70 %.
В 2023 году консервативное правительство Риши Сунака ввело программу «Великолепная британская теплоизоляция», которая предлагает бесплатную теплоизоляцию пустотных стен или чердаков для домов, зарегистрированных с рейтингом энергоэффективности D или ниже (рейтинги варьируются от A для наиболее эффективных до G для наименее эффективных). Также была введена универсальная программа модернизации котлов.
Между тем, обязательства энергетических компаний, которые предусматривают более широкий спектр мер, включая несколько видов утепления, тепловые насосы и солнечные панели, по-прежнему ограничены домохозяйствами с низким доходом и уязвимыми группами населения.
Однако из-за сложных требований к правомочности, низкой осведомленности населения и недоверия, среди прочих причин, большая часть доступной финансовой поддержки не доходит до домохозяйств, и количество домов, прошедших модернизацию, не восстановилось.
Воздушный тепловой насос на доме, покрытом растениями.

Тепловые насосы могут избавить дома от газа, но их установка отстает от установки котлов. Мартин Бергсма/Shutterstock
Проблемы существующих программ
Хотя восстановление всеобщей поддержки является положительным шагом, программа модернизации котлов покрывает только около половины затрат на установку теплового насоса, что делает ее субсидией для более обеспеченных домохозяйств, которые могут оплатить остальную часть счета.
Сборы на энергоносители, которые финансируют обязательства энергетических компаний, непропорционально обременяют бедные домохозяйства, которые тратят на энергию большую часть своих доходов. В то же время, хотя все продолжают оплачивать программу через счета за энергоносители, ограничительные требования к участникам оставляют без поддержки большинство домохозяйств, которые не могут самостоятельно покрыть расходы на модернизацию.
Программа также стимулирует компании и их субподрядчиков к выполнению требований по сокращению выбросов углерода при минимально возможных затратах. Это сдерживает капитальный ремонт всего дома, более сложные меры по утеплению, ремонт перед капитальным ремонтом (такой как удаление сырости и плесени или ремонт крыши) и работы в определенных типах домов.
В результате неэффективное утепление подорвало доверие населения к программам капитального ремонта. Эти проблемы подчеркивают несоответствие рыночного подхода и комплексных изменений, необходимых для того, чтобы сделать дома более здоровыми для проживания и более дешевыми в отоплении, а также для достижения климатических целей и восстановления доверия населения.
Несмотря на предполагаемые финансовые ограничения правительства, аргументы в пользу замены программ, реализуемых поставщиками, на государственные альтернативы остаются убедительными. Вместо того чтобы полагаться на энергетические компании и их субподрядчиков в вопросах сложных работ в домах, муниципалитеты могли бы получить полномочия для содействия домохозяйствам в процессе реконструкции и объединения домов в районные программы.
План по обеспечению теплых домов включает финансирование местных советов для модернизации домовладений с низким доходом, в том числе домохозяйств с доходом менее 36 000 фунтов стерлингов, получающих пособия в зависимости от дохода или проживающих в определенных почтовых индексах. Однако масштаб программы намного меньше, чем обязательства энергетических компаний, хотя в ближайшие несколько лет инвестиции будут увеличены.
Это по-прежнему узкий подход к улучшению жилищных условий в стране, который ориентирован на домохозяйства с низким доходом, хотя большинство домохозяйств со средним доходом также не могут позволить себе расходы на модернизацию. Бюджет на другие меры по улучшению жилищных условий остается минимальным — дома, находящиеся в плохом состоянии, скорее всего, останутся без внимания.
Подробная информация о том, как будет потрачена большая часть средств, выделенных на план по обеспечению теплых домов, будет обнародована осенью 2025 года. У правительства еще есть время, чтобы выбрать более прогрессивный подход.
Альтернативным вариантом могло бы быть расширение субсидируемых модернизаций для домовладельцев с низким доходом и предоставление низкопроцентных долгосрочных кредитов, обеспеченных недвижимостью, для домохозяйств со средним доходом. Эта программа могла бы охватывать капитальный ремонт всего дома, включая утепление, вентиляцию, установку тепловых насосов, солнечных панелей и другие меры, а также ремонт.
Кроме того, консультационные компании, работающие с местными органами власти, разрабатывают планы по созданию региональных программ модернизации, сочетающих государственные и частные инвестиции, с целью привлечения пенсионных фондов для переложения затрат на модернизацию с домохозяйств.
Однако пока неясно, смогут ли такие модели обеспечить достаточно конкурентоспособную доходность и достаточно низкий риск, чтобы привлечь институциональных инвесторов, а Великобритания не может позволить себе ждать появления частного капитала, когда срочно необходима модернизация по всей стране.