Зелёные километры в лесном хозяйстве Литвы: от сомнений к 690 000 км реальности

Осенью 2024 года Государственное лесное хозяйство Литвы (ГЛХ, SFE или VMU) сделало значительный шаг к устойчивости — автопарк предприятия пополнился аж 89 электромобилями. Спустя чуть более полугода с момента начала их работы уже видны очевидные результаты, развеивающие окутанные сомнениями мифы и раскрывающие истинный потенциал электромобилей в сфере лесного хозяйства.

Решение о покупке электромобилей было обусловлено долгосрочным видением SFE — снизить воздействие деятельности компании на окружающую среду и создать эффективный, современный автопарк. Компания поставила перед собой цель достичь климатической нейтральности к 2030 году. На этот устойчивый шаг также повлияло решение Европарламента запретить продажу автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем с 2035 года.

690 000 км реальности

С октября 2024 года по конец мая 2025 года электромобили SFE проехали 690 тыс. километров. Средний расход энергии составил около 24 кВт·ч/100 км, а сэкономленные (или предотвращенные) выбросы углекислого газа составили около 147 тонн. Это эквивалентно годовому количеству CO₂, которое поглотили бы примерно 11 000 деревьев. Однако следует подчеркнуть, что этот период включает в себя холодный сезон, а значит, средний расход был выше из-за неблагоприятных погодных условий. Поэтому реальный потенциал с точки зрения потребления энергии раскроется позднее, – на протяжении вегетационного периода.

Для оценки воздействия различных автомобилей на окружающую среду SFE провела детальный анализ и сравнила электромобили, находящиеся в эксплуатации, с обычными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, используемыми в эксплуатации. Расчеты показали, что электромобилям требуется в 3-4 раза меньше энергии для преодоления того же расстояния. Кроме того, при использовании зеленой электроэнергии не происходит выбросов в окружающую среду. 

С финансовой точки зрения выгода также очевидна. Подсчитано, что проезд 100 км на электромобиле обходится в 1,5–2 раза дешевле, чем на дизельном или бензиновом автомобиле. Поэтому смысл и выгода полностью сделанной инвестиции доказаны.   

«Использование электромобилей в лесном хозяйстве позволило нам сократить выбросы CO₂, оптимизировать затраты и поддерживать эффективность работы. Мы последовательно работали над оценкой того, где мы можем использовать электромобили в соответствии со спецификой работы, и искали способы поощрить сотрудников использовать их. Мы рады, что коллеги ценят электромобили как удобный и эффективный рабочий инструмент, и мы можем выполнять свою повседневную деятельность экологически безопасными способами, которые соответствуют как нашим ценностям, так и амбициозным будущим целям», — говорит Валдас Каубре, генеральный директор Лесхоза.

Мифы развенчаны

Хотя изначально высказывались скептические мнения о пригодности электромобилей в лесном хозяйстве — от пробега до времени зарядки и проходимости по лесным дорогам — практика развеяла эти скептические мнения. Лесникам практически не пришлось менять привычки в своей повседневной деятельности, когда в автопарке появились электромобили. Кроме того, практика показала, что пробега вполне достаточно, зарядка не вызывает затруднений, а ощущения от вождения, по мнению большинства пользователей компании, даже превосходят автомобили с ДВС — и по динамике, и по комфорту.

Конечно, технологические сложности все еще существуют. Хотя электромобили Škoda Enyaq 85X (4×4, запас хода 533 км, аккумулятор 77 кВт·ч), которых в автопарке SFE 88, обладают достаточной проходимостью, они все равно не сравнятся с классическими внедорожниками, когда дело касается самых сложных лесных участков, которые приходится преодолевать лесникам. Однако все остальные случаи и дорожные условия электромобиль прекрасно преодолевает.

Помимо обновления транспортных средств, компания также инвестировала в инфраструктуру — во всех региональных филиалах установлено 49 зарядных станций для электромобилей (мощностью 22 кВт). Электромобили компании заряжаются там только зеленой энергией. Стоит подчеркнуть, что SFE является одним из учреждений с наибольшим количеством электромобилей в своем автопарке. Это показывает, что решения в области устойчивого дорожного транспорта могут эффективно применяться даже в лесном секторе.

Стоит отметить, что, заменяя свой автопарк, VMU создает дополнительную социальную ценность. С 2022 года предприятие передало 267 автомобилей различным украинским учреждениям и организациям в качестве гуманитарной помощи. Это реальная польза, которая не ограничивается декларативной «зеленостью».

Долгосрочная цель — найти баланс.

SFE стремится стать климатически нейтральной компанией к 2030 году. Это амбициозная, но последовательно достижимая цель, требующая системных изменений и долгосрочных инвестиций. Однако следует признать, что в определенных областях деятельности, связанных с использованием тяжелой лесозаготовительной техники, достижение этой цели является и, скорее всего, будет затруднительным из-за ограниченного выбора альтернатив, доступных на рынке. Тяжелая техника, используемая для лесозаготовок, противопожарной защиты или обслуживания лесной инфраструктуры, имеет важное значение для операций, и доступные в настоящее время более экологичные решения часто не могут обеспечить выполнение всех функций. Для эффективного управления лесами, особенно в условиях изменения климата, когда частота природных явлений — штормов, ураганов, нашествий вредителей — увеличивается, необходимо использовать оборудование, которое позволяет быстро и надежно реагировать на любую ситуацию В таких случаях SFE должна выбирать эффективность, одновременно занимаясь поиском решений по снижению воздействия на окружающую среду.

Нахождение баланса между экологическими, экономическими и социальными аспектами является одним из важнейших приоритетов SFE. Невозможно обеспечить полную устойчивость во всех областях, но компания последовательно инвестирует в решения, которые помогают сократить ее экологический след. К ним относятся не только электромобили, но и гибридный харвестер, который выбрасывает до 30% меньше парниковых газов, мелкомасштабная лесозаготовительная техника, позволяющая вести лесное хозяйство близко к природе, и гибридные автомобили, заменяющие транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Такие инновационные решения позволяют выполнять операции с наименьшим воздействием на окружающую среду, обеспечивая при этом ее эффективность.

 

 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.