Производители мебели в большой беде: «Покупатели откладывают покупки на время затишья»

По словам Михала Стшелецкого, директора Польской торговой палаты производителей мебели, в прошлом году прекратили свою деятельность около тысячи предприятий мебельной промышленности. – Это очень яркие примеры последствий экономического спада.

Польша является шестым по величине производителем мебели в мире и третьим по величине в Европейском союзе, опережая Германию и Италию. Мы являемся вторым по величине экспортером мебели в мире после Китая и первым в Европе. Однако отрасль, которая составляет около 2% польского ВВП, действительно затаила дыхание.

Магдалена Мартыновска-Бревчак, член правления компании eFaktor, которая предлагает финансовые услуги, в частности, мебельным компаниям, приводит данные Центрального статистического управления, которые показывают, что продажи мебели уже падали в 2022 и 2023 годах, и это худшие результаты за более чем 20 лет.

– Причинами были прежде всего высокие цены на электроэнергию и топливо, быстро растущие зарплаты, высокая инфляция и нестабильность рынка из-за войны на Украине, а также снижение спроса в стране, – объясняет Мартыновска-Бревчак. – 2024 год складывался лучше, в том числе из-за большого количества объявлений о продаже квартир, возрождения сектора PRS и растущей значимости электронной коммерции для мебельной промышленности. Ожидалась также новая редакция программы 2-процентного кредитования, к сожалению, она пока не началась, и это снижает спрос на мебель.

Массовые увольнения на крупных мебельных заводах

В последние месяцы много говорят о проблемах крупных производителей мебели в Польше. Проблемы есть у BRW, Fameg, Fabryka Mebli Forte и VMG Konstantynów.

В 2023 году Black Red White (BRW) уволила почти 500 сотрудников, что составило около 10 процентов от общей численности персонала. Причиной стало падение продаж на 14 процентов и убыток от продаж в размере 93 миллионов злотых.

В январе 2025 года BRW объявила о планах закрыть свой завод в Пшеворске, что повлекло за собой сокращение 220 рабочих мест. Кроме того, компания планирует групповые увольнения до 421 человека в разных местах. Компания не хочет комментировать ситуацию.

В 2024 году компания Fameg (Радомско) объявила о реструктуризации, в рамках которой планировалось уволить около 80 человек. Производитель гнутой мебели с более чем 140-летней традицией зафиксировал чистый убыток в размере 2,3 млн злотых в 2023 году. Компания начала процедуру одобрения соглашения с кредиторами, и одним из условий было увольнение 80 из 587 сотрудников — это 14 процентов персонала. 

Президент Тадеуш Полановский подчеркнул, что компания не планирует останавливать производство и выполняет все заказы. Он пояснил, что необходимость реструктуризации обусловлена ​​началом сложного периода для мебельной отрасли, при этом компания намерена сохранять свои позиции на рынке и работать над новыми продуктами.

«Мы сталкиваемся с конкуренцией со стороны Азии»

В январе 2024 года Grupa Forte провела групповые увольнения, охватившие 237 сотрудников, сократив занятость примерно на 10 процентов. Это было частью реструктуризации, связанной, среди прочего, с падением выручки на 18 процентов в годовом исчислении. 

Правление Forte Group поясняет, что «рынок мебели в Европе находится в фазе замедления, и проблемы, с которыми сталкивается отрасль, показывают необходимость адаптации к новым реалиям. Такие факторы, как рост стоимости рабочей силы, энергии, сырья и производственных материалов, а также нестабильность валютных курсов, вносят значительную неопределенность в деятельность производителей мебели. Потребители, пострадавшие от последствий инфляции, принимают все более осторожные решения о покупках, часто выбирая более дешевые альтернативы или откладывая более крупные инвестиции на потом.

Другим аспектом является, с одной стороны, ограниченная доступность древесины, нашего основного сырья для производства, а с другой — растущий спрос на нее в связи с новыми инвестициями в Польше и Европе.

Несмотря на трудности рынка, в Forte мы остаемся инновационными, мы развиваем наше продуктовое предложение, чтобы оставаться стабильным и конкурентоспособным партнером для наших клиентов и в то же время предлагать потребителям продукты, которые все лучше соответствуют их потребностям. Мы последовательно реализуем проекты оптимизации и сбережений и реализуем стратегию управления валютными рисками, что позволяет нам поддерживать финансовую стабильность».

В апреле мебельная компания VMG из Константынув-Лодзкого решила провести новые групповые увольнения. В январе 2025 года «Wyborcza» писала, что 50 человек потеряют работу, но в конечном итоге увольнения коснулись гораздо большего числа людей — 150 сотрудников. Томаш Фронтчак, директор компании, тогда объяснил, что меняется модель производства, что связано со значительным падением спроса на рынке на продукцию из массива сосны.  

Тогда на заводе работало 330 человек, сейчас их 158, но с июня их станет еще меньше.

– В апреле 39 человек были окончательно уволены, с июня компания будет нанимать 119 человек, – перечисляет Томаш Фронтчак. – Ситуация на рынке сложная, мы сталкиваемся с конкуренцией, в том числе из Азии.

В феврале 2024 года компания Pomorska Fabryka Mebli (Klose Group) подала заявление о банкротстве, завод в Нове, на котором ранее работало около 1000 человек, прекратил свою деятельность. Все сотрудники потеряли работу.

Мебель не является предметом первой необходимости

Я попросил Михала Стшелецкого, директора Польской торговой палаты производителей мебели, оценить ситуацию на рынке, причины проблем, с которыми сталкиваются польские компании, и перспективы отрасли.

Алиция Збойньска: В прошлом году объем продаж польской мебельной промышленности упал на 4% до 64 млрд злотых, а стоимость экспорта также снизилась. Это временные проблемы или мы говорим об отрицательной тенденции?

Михал Стшелецкий: Это точно не временные проблемы, мы наблюдаем ослабление экономики в мебельной промышленности уже как минимум два года. Прошлый год только подтвердил то, что происходит на рынке сегодня. Причин тому несколько, главная из которых — экономическая и политическая неопределенность в Европе, вызванная в основном войной на Украине, из-за чего сфера спроса сейчас довольно слабая. Клиенты откладывают покупку мебели на более благоприятное и мирное время — мебель не является предметом первой необходимости.

Другая причина связана с темой конкурентоспособности. У нас сейчас очень серьезные проблемы с конкуренцией вообще на европейском и мировом рынках, и не только с китайской продукцией, которая очень сильно наводняет Европу, но и с Южной и Юго-Восточной Европой. Такие страны, как Болгария и Румыния, набирают обороты, а Албания стала производственным хабом для арабских стран. Там цены на электроэнергию, зарплаты и сырье, используемое в производстве мебели, намного ниже, чем в Польше. Производственные издержки в Польше растут очень динамично в последние годы.

За год обанкротились до тысячи мебельных компаний

Из-за повышения минимальной заработной платы или проблем с сырьем?

– Оба фактора негативно влияют на то, что сейчас происходит в мебельной отрасли. Вспомним, что расходы на заработную плату в последние годы растут очень динамично. В последнее время также увеличилась стоимость получения финансовых ресурсов, то есть кредитов и лизинга. Кроме того, конечно, есть вопросы, связанные с материалами, транспортными расходами и расходами на электроэнергию. За последние два года мебельная отрасль сократила занятость примерно на 25 тысяч рабочих мест, с уровня около 160-170 рабочих мест до уровня около 140 тысяч.

Этот масштаб сокращения занятости по-разному влияет на состояние и деятельность компаний, он зависит, помимо прочего, от размера компании. Некоторые компании сокращают смены. Сегодня фабрики больше не работают в три смены, только в две или одну. Это, в свою очередь, вызывает сокращение занятости, и отрасль сталкивается с проблемой загрузки мощностей. В среднем отрасль недополучает 20–30 процентов заказов, мы работаем ниже своих производственных мощностей. В случае малых и микрокомпаний эти ограничения привели к их закрытию, потому что не было места для дальнейших ограничений.

Таких примеров в мебельной промышленности становится все больше, в прошлом году даже тысяча компаний прекратили свою деятельность. Это очень яркие примеры последствий экономического спада, с которым мы имеем дело.

В этот список также входят компании, которые работают на рынке много лет и не пережили экономическую ситуацию?

– Это разные компании, в том числе с историей в несколько десятков лет, например, Klose с очень давней традицией. Нет правила, закрываются компании с давними традициями, но также и относительно молодые, которые просто не справляются с текущим рынком.

Каковы будут последствия тарифов администрации Трампа?

В прошлом году польские производители продали в США мебели на сумму около полумиллиарда злотых. Как действия или заявления Дональда Трампа, связанные с введением пошлин, могут повлиять на отрасль?

– Это немного похоже на игру в догадки, потому что мы на самом деле не знаем, будут ли введены тарифы для отдельных стран и какие именно. Гипотетически, если случится так, что администрация Трампа введет тарифы в размере 20-30 процентов для Европы, то это, конечно, проблема. Вопрос в том, что будет с нашими основными конкурентами? Введет ли администрация Трампа тарифы для Китая, для стран Южной Америки, с которыми мы сегодня конкурируем на этом рынке?

Это глобальная головоломка, и сегодня из нее, по сути, ничего не выходит, кроме того, что американские клиенты находятся в состоянии ожидания, чтобы увидеть, что произойдет. Недавно мы вернулись с High Point, крупнейшей мебельной выставки в мире. После пандемии это была худшая выставка с точки зрения посещаемости. Клиенты не знают, что делать, где заказывать мебель, потому что нет четкого сообщения о таможенной политике США.

Что необходимо для развития польской мебельной промышленности?

– Прежде всего, нам нужно бороться за конкурентоспособность, в том числе и по затратам, что в Польше очень сложно по многим причинам. У нас самая дорогая или одна из самых дорогих в Европе электроэнергия и одно из самых дорогих в Европе древесных сырьевых ресурсов. Цены на электроэнергию мы, вероятно, менять не будем, но на цены на сырьевые ресурсы мы можем влиять, но для этого нужна соответствующая государственная политика. Это основа всей деревообрабатывающей промышленности. Будет ли у этой отрасли шанс развиваться в Польше или совсем наоборот?

Если Министерство климата и окружающей среды продолжит свою политику, как оно делало до сих пор, то в ближайшем будущем может оказаться, что этого сырья будет слишком мало для всей деревообрабатывающей промышленности. У нас уже сейчас есть проблемы, и при плохой рыночной ситуации с дубовой древесиной производители дубовых полов испытывают серьезную проблему с получением этого сырья. За последние два года добыча дуба в Польше упала примерно на 50 процентов.

То же самое происходит с древесиной бука и березы. Береза ​​является основным сырьем для производства фанерных плит. Мы наблюдаем реальные угрозы, если древесного сырья станет меньше и экономическая ситуация изменится, то древесина снова станет очень дорогой очень динамично и мы не сможем конкурировать на рынках. Потребитель же ориентируется в основном на цену при покупке мебели. В такой ситуации мы потеряем большую часть рынка.

Вы не будете поддерживать свои цены.

– Это уже очень сложно, мы все еще можем конкурировать с некоторыми странами по качеству, сервису, дизайну, технологическим решениям. Это тоже становится все сложнее, потому что сегодня все в принципе имеют равный доступ к технологиям. Есть несколько или десяток крупных технологических компаний, которые продают свою продукцию по всему миру. Мы можем выделяться дизайном, думать о сервисе, о специальных технологических решениях, но на рынке в данный момент решает цена, и с этим у нас проблема.

Большие компании, большие проблемы

Рафал Бжоска, основатель InPost, готовит решения по дерегулированию. Какую выгоду может получить от этого мебельная промышленность?

– Вопросы дерегулирования сейчас затрагивают в основном небольшие компании, устраняя административные барьеры. Я не вижу и не знаю решений, над которыми работает эта команда в контексте мебельной промышленности. В случае с деревообрабатывающей и мебельной промышленностью основным вопросом является доступ к сырью на конкурентных условиях. Если доступа нет, то разговоры о других вопросах в принципе второстепенны. Тематика FSC-сертификации, которая медленно и кропотливо восстанавливается в Польше, или вопросы, связанные с Green Deal, которые рассматриваются на уровне Европейской комиссии, требуют соответствующей государственной политики, мы пытаемся действовать в этой сфере.

Кто сейчас испытывает большие трудности: малые или крупные компании?

– Крупным компаниям определенно сложнее справляться с вызовами рынка, чем малым. Крупным компаниям гораздо сложнее адаптироваться к изменениям экономической ситуации или к изменениям ожиданий клиентов. Они быстро развиваются, им нужны объемы и мощности, которых сегодня нет на рынке. С другой стороны, микро- и малым компаниям, работающим на локальном рынке, гораздо проще изменить профиль своего производства.

Если плотник талантлив, то для него нет большой проблемы. Например, он может начать производить кухонную мебель, хотя раньше он делал мебель для гостиной. Он способен принять любой заказ, если он технологически в состоянии его выполнить. С другой стороны, крупная мебельная фабрика, которая специализируется, например, на мебели для гостиной, не начнет производить мебель для кухни или ванной в одночасье. Это выглядит немного по-другому.

Швейная промышленность также борется с проблемами, особенно компании, которые имеют старую модель производства, которая не адаптируется к новым условиям. Может быть, мебельная промышленность имеет ту же проблему?

– Есть способы реорганизации сферы производства, такие как оптимизация процессов, их компьютеризация и автоматизация. Роботы все чаще встречаются в мебельной промышленности, хотя это все еще довольно дорогие решения. Также есть вопрос адаптации продукции к ожиданиям клиентов. Если раньше коллекции мебели заменялись в большей степени два раза в год, то сегодня это происходит гораздо чаще. Ожидания клиентов должны быть отражены в производстве. Также можно сосредоточиться на специальных акциях, решениях для крупных клиентов, есть много способов, но инертность крупных компаний однозначно больше, чем у мелких.

Под редакцией Бартломея Дердзиковского.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.