15 мая 2025 г. – ISW Press
Обновление ISW по российской оккупации отслеживает действия, происходящие на оккупированных Россией территориях Украины. В докладах об оккупации будут рассмотрены усилия России по укреплению административного контроля над аннексированными территориями и принудительной интеграции украинских граждан в российскую социально-культурную, экономическую, военную и управленческую системы. Эта линейка продуктов заменяет раздел «Ежедневная оценка российской наступательной кампании», охватывающий действия на оккупированных Россией территориях Украины.Чтобы прочитать оценку ISW о том, как действия России на оккупированных территориях Украины являются частью принудительной кампании русификации и этнических чисток, нажмите здесь.
Ключевые события:
- Российские источники продолжают сообщать дополнительные подробности о масштабах планируемого вывоза и депортации украинских детей в летние лагеря в оккупированной Украине и по всей территории Российской Федерации.
- Российские оккупационные власти институционализируют свою приверженность идеологической обработке и милитаризации украинских детей.
- Российские оккупационные власти расширяют предоставление социальных выплат в оккупированной Украине для стимулирования роста рождаемости и содействия массовой выдаче российского гражданства.
- Оккупационные чиновники продолжают использовать инфраструктурные проекты в оккупированной Украине для интеграции оккупированных территорий в российскую сферу влияния при одновременной поддержке российской военной логистики.
Российские источники продолжают сообщать дополнительные подробности о масштабах планируемого вывоза и депортации украинских детей в летние лагеря в оккупированной Украине и по всей территории Российской Федерации. Как сообщили российскому изданию “Комсомольская правда” в оккупационном Министерстве образования Херсонской области 13 мая, летом 2025 года 4 086 детей из оккупированной Херсонской области отправятся в 77 летних лагерей и организаций по всей оккупированной Украине и России. [1] В «Комсомольской правде» отметили, что это и летние лагеря в оккупированной Евпатории, Крыму, Псковской и Калининградской областях; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Адыгея; и Республика Мордовия. [2] 240 детей из оккупированной Херсонской области будут посещать тренировки в военно-спортивном лагере «Авангард» в Волгоградской области, а 300 подростков из Херсонской области будут посещать занятия в рамках программы «Университетские смены» в различных вузах России. Хотя «Комсомольская правда» не назвала несколько лагерей, перечисленных в вышеупомянутых областях, ISW обнаружил свидетельства депортации российскими чиновниками, в частности детей из оккупированной Херсонской области, в следующие летние лагеря с 2022 года: детский лагерь «Звездный» под Крупевичами Псковской области; детские лагеря «Орленок», «Медведженок», «Смена» в Краснодарском крае; «Антарес Центр» в Нальчике Кабардино-Балкарской Республики; детские лагеря «Лань» и «Горный» в Республике Адыгея. [3] Российские власти также регулярно вывозят украинских детей в детские лагеря «Артек» и «Алые паруса» в оккупированном Крыму. [4] Российские СМИ в оккупированной Запорожской области также сообщили 13 мая, что российские власти отправляют 45 старшеклассников из оккупированной Запорожской области в Ростов-на-Дону на образовательную программу «Культурная карта 4+85». [5] Российские официальные лица недавно сообщили о своем намерении отправить более 53 000 украинских детей в летние лагеря в оккупированной Украине и России в течение лета 2025 года. [6]
По оценкам ISW, депортация Россией украинских детей в летние лагеря, военно-патриотические учебные лагеря и образовательные программы, такие как «Университетские смены» и «Культурная карта 4+85», поддерживают более широкую российскую кампанию по идеологической обработке и милитаризации украинских детей. [7] Намерение России, стоящее за изъятием и депортацией украинских детей в рамках этих программ, состоит в том, чтобы отделить их от украинской идентичности и фактически превратить их в следующее поколение россиян, что также противоречит международно-правовым требованиям к России как к воюющей оккупирующей державе. [8]
Российские оккупационные власти институционализируют свою приверженность идеологической обработке и милитаризации украинских детей. Глава Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин и глава Луганской Народной Республики (ЛНР) Леонид Пасечник 11 и 12 мая подписали «соглашения о сотрудничестве» с начальником Генерального штаба России капитаном Владиславом Головиным с целью увеличения набора украинских детей из оккупированных Донецкой и Луганской областей в «Юнармию». [9] «Юнармия» отвечает за воспитание провоенных настроений и военно-патриотических идеалов у российских и украинских детей, чтобы подготовить их к будущей службе в российских вооруженных силах. Эти соглашения о сотрудничестве, вероятно, увеличат набор украинских детей в «Юнармию» в ближайшие годы. Пушилин заявил, что в оккупированной Донецкой области в движении «Юнармия» участвуют более 5 500 украинских детей, а Пасечник заявил, что в оккупированной Луганской области в движении участвуют более 6 000 украинских детей. [10] Недавно в ISW сообщалось о скоординированных усилиях Кремля по расширению российских военно-патриотических молодежных организаций, таких как «Юнармия», для поддержки долгосрочных усилий России по наращиванию сил как в России, так и в оккупированной Украине. [11] 12 мая оккупационная администрация Херсонской области заявила, что украинские школьники и члены российской молодежной общественной организации «Движение первых» из оккупированной Херсонской области приняли участие в военно-патриотической игре «Зарница 2.0», которую, по оценкам ISW, российские чиновники также используют для идеологической обработки украинских детей на оккупированных территориях и стирания их украинской идентичности при подготовке их к службе в российских вооруженных силах. [12]
Российские оккупационные власти расширяют предоставление социальных выплат в оккупированной Украине для стимулирования роста рождаемости и содействия массовой выдаче российского гражданства. Федеральный фонд пенсионного и социального страхования России (Российский социальный фонд) сообщил 13 мая, что с начала 2025 года выплатил материнский капитал почти 10 000 семьям в оккупированной Украине, в том числе 4 400 сертификатов материнского капитала только в оккупированной Донецкой области. [13] Оккупированное крымское издание «Вести Севастополь» сообщило 13 мая, что в этом году выплаты материнского капитала получили 356 семей в Севастополе. [14] Материнский капитал – это единовременная выплата, которая выплачивается через российское государство женщинам при рождении или усыновлении каждого ребенка после первого года и исторически используется для стимулирования многодетных семей в целях повышения рождаемости в России. [15] Для достижения той же цели Россия с начала 2023 г. выплачивает материнский капитал в оккупированной Украине, но выплачивает их только родителям, получившим российское гражданство. [16] Дети, рожденные в оккупированной Украине, получают российское гражданство сразу после рождения. Семьи могут использовать материнский капитал для оплаты жилья, образования, медицинского обслуживания и других необходимых расходов, а значит, у родителей высокий стимул для принятия российского гражданства и рождения дополнительных детей. [17] Рождаемость в России и усилия по паспортизации идут рука об руку, и оба эти фактора способствуют усилению административного контроля России над оккупированной Украиной. [18]
Оккупационные чиновники продолжают использовать инфраструктурные проекты в оккупированной Украине для интеграции оккупированных территорий в российскую сферу влияния при одновременной поддержке российской военной логистики. Единый институт территориального планирования (ЕИП) РФ, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, 12 мая сообщил, что подготовил проект реконструкции и модернизации электросети оккупированной Херсонской области до 2029 года. [19] Проектом предлагается реконструкция 16 электрических подстанций и семи ветряных электростанций, а также строительство двух новых центров электроснабжения электрических подстанций 330 и 150 кВ, двух подстанций и 180 километров воздушных линий электропередачи 330 и 150 кВ. [20] Усилия России по созданию энергетической инфраструктуры в оккупированной Украине, вероятно, преследуют две пересекающиеся цели: с одной стороны, владение энергетической инфраструктурой позволит России получать прибыль и использовать энергию, произведенную в Украине, а с другой стороны, российские энергетические проекты вынудят жителей оккупированных территорий полностью зависеть от России в плане электроэнергии.
Российские оккупационные власти также продолжают реализовывать проекты транспортной инфраструктуры в Украине. Советник мэра Украины в Мариуполе Петр Андрющенко 13 мая опубликовал снимки, на которых видно продолжающееся строительство объездной дороги, соединяющей Левобережный район оккупированного восточного Мариуполя с трассой H-20 Мариуполь-Донецк, и отметил, что оккупационные власти также строят логистическую платформу за комбинатом ММК им. Ильича на севере Мариуполя, чтобы соединить железную дорогу и объездную дорогу в единый логистический узел. [21] Российские войска регулярно используют гражданскую логистическую инфраструктуру для переброски военной техники и личного состава из России в районы фронта и, вероятно, расширяют транспортную инфраструктуру в оккупированном Мариуполе, чтобы облегчить транспортировку военной техники и необходимых товаров ближе к линии фронта. [22] ISW продолжает оценивать, что российские инфраструктурные проекты увеличивают российские военные логистические возможности в оккупированной Украине, позволяют России извлекать экономическую выгоду из оккупированных территорий и еще больше интегрировать оккупированную Украину в российскую экономическую сферу. [23]