Машины ПВО Raven. Фото Минобороны Великобритании
Raven британского производства является одним из нескольких украинских «Франкен ЗРК».
Учитывая масштабы российских ракетных и беспилотных атак на украинские города и базы — тысячи ударов в месяц по всей Украине — украинским силам нужны все ракеты класса «земля-воздух» (ЗРК), которые они могут достать.
Последняя система, Raven, является странной: средний грузовик, вооруженный избыточными ракетами для воздушного боя. Странности Raven запланированы.
«Это удивительная система, которая сочетает в себе транспортное средство HMT 600 Supacat с передовой ракетой класса «воздух-воздух» малой дальности, ракетой ASRAAM», — сказал полковник Королевской морской пехоты Олли Тодд из британской военной оперативной группы Kindred, которая разрабатывает оружие для Украины.
Великобритания отправила в Украину восемь самолетов Raven; Еще пять находятся на подходе. Этот тип сбивает российские беспилотники как минимум с 2023 года, но только недавно публично дебютировал в официальных видео.
Эклектичное сочетание датчиков, пусковых установок и ракет, которые украинские военные унаследовали от Советского Союза, приобрели на месте или получили в качестве пожертвований от своих иностранных союзников, создали проблему, когда Россия расширила свою войну против Украины в 2022 году. Различные компоненты не всегда были спроектированы для совместной работы. Конкретный радар может быть несовместим с конкретной ракетой, которая, в свою очередь, может не работать с конкретной пусковой установкой.
Министерство обороны Великобритании приступило к работе по сбору разрозненного оборудования еще в 2022 году. В 2023 году Министерство обороны США последовало этому примеру со своей инициативой «FrankenSAM», отсылающей к собранному по кусочкам монстру доктора Франкенштейна. Параллельно работает и Министерство обороны Украины.
Проблема заключается в интеграции: заставить разрозненные датчики, ракеты и пусковые установки работать как единая система. Для производства «Raven» британские инженеры сняли старые ракетные рельсы с бывших истребителей Королевских ВВС и прикрутили их к грузовикам «Супакат». Простые карданы камеры на крышах грузовиков, управляемые модифицированными контроллерами видеоигр, направляют пусковые рельсы и их 200-фунтовые ракеты ASRAAM на приближающиеся цели.
После запуска ASRAAM с инфракрасным наведением направляется к ближайшему источнику тепла. Дальность полета ракеты достигает 15 миль (24 км). Тодд назвал «Raven» «одной из самых эффективных систем ПВО малой дальности, используемых в Украине на данный момент».
На украинской службе много других ЗРК «Франкен», в том числе машины советского производства, стреляющие старыми ракетами класса «воздух-воздух» американского производства с инфракрасным и радиолокационным наведением, а также советские машины, стреляющие советскими ракетами класса «воздух-воздух», которые никто и не думал запускать с земли до нынешней войны.
Однако распространение зенитных ракет FrankenSAM в основном привело к созданию противовоздушной обороны меньшей дальности, и это имеет смысл, поскольку наиболее распространенные ракеты класса «воздух-воздух» имеют радиус действия всего в десятки миль. Самая насущная потребность Украины — в ракетах класса «земля-воздух» большой дальности, которые могут защитить города и базы от самых мощных российских баллистических ракет.
Только две системы, американская Patriot и европейская SAMP/T, соответствуют этим требованиям. В то время как некоторые ракетные установки Patriot, возможно, были интегрированы со старыми советскими радарами, почти все восемь или около того украинских батарей дальнего действия ЗРК являются чистокровными конструкциями, а не FrankenSAM.