Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии. Фото: Европейский Союз, 2025, EC – аудиовизуальная услуга
Ассоциация владельцев муниципальных, частных и церковных лесов в Чешской Республике (SVOL) и Ассоциация предприятий лесного хозяйства и деревообработки (ALDP) обратились к президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой о кардинальном пересмотре и упрощении Регламента (ЕС) 2023/1115 Европейского парламента и Совета о размещении на рынке Союза и экспорте из Союза определенных товаров и продуктов, связанных с вырубкой лесов и деградацией лесов (так называемый Регламент о вырубке лесов), принятого 31 мая 2023 года, отменяющего Регламент (ЕС) № 995/2010 (EUTR).
Вышеупомянутые организации подчеркивают, что нынешняя формулировка европейского регламента не только не может противостоять импорту древесины и продукции из третьих стран, где фактически происходит вырубка или деградация лесов, но и, напротив, создает ненужное бюрократическое бремя, увеличивает финансовые издержки и ограничивает конкурентоспособность лесовладельцев в ЕС и переработчиков отечественного сырья.
В совместном запросе о кардинальном пересмотре Регламента ЕС о вырубке лесов (EUDR) SVOL и ALDP ссылаются на основные механизмы контроля законности заготовки древесины в Чешской Республике.

«В Чешской Республике, как и во многих других государствах-членах ЕС, вырубка и деградация лесов в соответствии с определением EUDR не происходят », — говорит председатель SVOL Иржи Свобода. « Поэтому мы просим включить в Регламент EUDR, в дополнение к существующим трем категориям (низкий, стандартный, высокий риск), еще одну новую категорию для стран, не подверженных риску», — говорится в обосновании запроса.
Проблема проверки цепочки поставок
В качестве еще одного весомого аргумента в пользу пересмотра EUDR SVOL и ALDP приводят большой риск для экономических операторов или трейдеров в ЕС, поскольку практически невозможно проверить полную цепочку поставок происхождения товара, содержащегося в продукте, при импорте из третьих стран, где происходит вырубка лесов. Подлинность документально подтвержденных счетов-фактур, сопроводительных документов и деклараций о происхождении товаров от поставщиков из этих стран не может быть доказана/проверена.
И SVOL, и ALDP указывают на нефункциональность информационной системы для администрирования «Декларации о должной осмотрительности», которая является основополагающим условием для применимости регламента. Они подчеркивают, что даже за восемь месяцев до истечения срока приостановления регулирования ответы на ряд проблем и рисков неизвестны. Учебные материалы для информационной системы EUDR также не были завершены, а обучающие видеоролики были переведены только для нескольких государств-членов (не для Чешской Республики).
Угроза конкурентоспособности
Отдельной проблемой является институт обоснованных опасений, когда национальная или международная неправительственная некоммерческая организация может, публично выразив обеспокоенность, необоснованно и на длительный срок приостановить продажу большого объема древесины, принадлежащей конкретному хозяйствующему субъекту или трейдеру.
Обе организации указывают на огромный риск утечки данных и раскрытия подробностей цепочек поставок, что может существенно угрожать конкурентоспособности субъектов, подлежащих уплате в ЕС.
И SVOL, и ALDP считают неприемлемым тот факт, что мир продолжает терять 10 миллионов человек каждый год. гектаров леса, но они опасаются, что EUDR в его нынешнем виде не является хорошим решением, и призывают к его кардинальному пересмотру и упрощению.