Компания FireSwarm Solutions адаптирует шведские беспилотные летательные аппараты большой грузоподъемности с реактивными двигателями для борьбы с лесными пожарами.
Сверхтяжелые, долговечные беспилотники способны перевозить до 400 кг воды, обеспечивая работу в течение 2–4 часов с помощью реактивного двигателя, но могут поместиться в кузове грузовика с плоской платформой.
В течение нескольких недель до того, как поступил приказ об эвакуации, Алекс Делорье и его семья наблюдали, как лесной пожар на озере Даунтон бушевал в непроходимом лесу у вод озера Ган, в часе езды к северу от Пембертона.
Это был 2023 год, самый сильный пожароопасный сезон в истории Британской Колумбии.
«Мы наблюдали, как самолеты тушили пожар днем. В ночные часы, когда тушение пожара не проводилось, огонь приближался все ближе и ближе к населенному пункту», — сказал Делорье.
Его тесть много лет жил на участке на берегу озера, построенном его отцом в 1930-х годах. Делорье, аэрокосмический инженер и волонтер по поиску и спасению, и его жена Мелани Битнер построили на этом участке второй дом.
После эвакуации они наблюдали через веб-камеры, как огонь охватил общину.
Около 4:45 утра 18 августа налетел огненный смерч — редкое явление, когда огненный шторм создает собственный ветер и порождает большую вихревую массу пламени и пепла, вырывая с корнем деревья и поднимая предметы.
«Все на этой территории было сожжено и разбросано на расстоянии 2 км или оказалось в озере», — сказал Делорье. «Это было действительно травматично».

Лесной пожар уничтожил многопоколенный дом основательницы FireSwarm Мелани Битнер.
С тех пор Делорье сосредоточился только на одном: как сделать так, чтобы это никогда не повторилось.
«Мой инженерный мозг заработал», — сказал Делорье. «Я подумал, что должен быть другой способ»…
Почти в одночасье Делорье переключил всю свою карьеру, на решение этой проблемы. И вот теперь есть пожарные дроны.
После пожара на озере Ган Делорье, который живет в Скуомише, обшарил весь мир в поисках решения. Он нашел его в Швеции.
Теперь его компания FireSwarm Solutions адаптирует шведский беспилотный летательный аппарат большой грузоподъемности с реактивным двигателем для борьбы с лесными пожарами.
FireSwarm заключила партнерское соглашение со Strategic Natural Resource Group — коренной компанией из Принс-Джорджа, которая специализируется на лесном хозяйстве, реагировании на чрезвычайные ситуации и освоении удаленных территорий, чтобы вывести беспилотники на передовую борьбы с пожарами.
Сверхтяжелые и долговечные беспилотники способны перевозить до 400 кг воды и работать в течение 2–4 часов на реактивном двигателе. При этом они достаточно компактны, чтобы поместиться в кузове грузовика с безбортовой платформой.
Размеры дронов составляют 8 на 8 футов, вес — 800 килограммов. Они способны быстро и точно реагировать на лесные пожары, безопасно доставляя воду на передовую ночью, в условиях плохой видимости и в условиях, небезопасных для пилотируемых самолетов.
«Они будут летать стаями по три-пять штук», — сказал Делорье. Три из дронов имеют грузоподъемность эквивалентную грузоподъемности одного пожарного вертолета среднего размера.
Разница в том, что их можно легко транспортировать и развертывать, им не требуется пилот на борту, и они могут работать всю ночь в полуавтономном режиме.
Ссогласно недавнему исследованию, проведенному в Канаде в Университете Альберты, быстрое распространение лесных пожаров в ночное время — это новое явление, которое становится все более проблематичным и приводит к увеличению числа катастрофических пожаров, движущей силой которых является засуха.
«Обычно ночью ничего не происходит. Пожары предоставлены сами себе и просто горят», — сказал Доменико Яннидинардо, генеральный директор Strategic National Resource Group.
Организация сотрудничала с провинцией в вопросах борьбы с лесными пожарами и управления ресурсами в чрезвычайных ситуациях, а также в течение многих лет использовала небольшие беспилотники для тушения пожаров, чтобы картировать очаги возгораний и определять их местонахождение.
«Многие из наших операторов говорили, что нам нужно бороться с этими пожарами ночью, когда ветер и температура ниже», — сказал Яннидинардо. «Расширение наших операций на ночное время — это интуитивно эффективный и перспективный шаг в обеспечении безопасности для сообществ и инфраструктуры, которым угрожают лесные пожары».
Именно этот пробел в тушении пожаров в ночное время и хотел устранить Делорье, но он не мог сделать это в одиночку.
«Я понял, что создание собственного дрона, сборка собственного дрона и продажа собственного дрона… проблема стала слишком большой. Нам нужно было сотрудничать с лучшими в мире».

Решение он нашел в Швеции. Это был квадрокоптер Thunder Wasp компании ACC Innovation — известный сверхтяжелый беспилотный летательный аппарат, который уже использовался для снабжения в Арктике и размещения роботов на краях ветряных турбин.
Можно ли адаптировать его для использования «ведра Бэмби» — контейнеров, которые пожарные вертолеты используют для набора, переноса и слива воды?
Шесть месяцев назад компания FireSwarm подписала соглашение с ACC, сделавшее их эксклюзивными дистрибьюторами тяжелого вертолета Thunder Wasp в Северной Америке.
Делорье считает, что адаптация тяжелых беспилотников для тушения пожаров является первым случаем.
В настоящее время компании Sikorsky и Rain в США работают над адаптацией вертолетов Blackhawk к автономным полетам, но это требует огромных затрат, более сложных правил, и их трудно транспортировать.
«Мы можем управлять (нашими) машинами на заднем сиденье Ford 450», — сказал Делорье. Их небольшие турбинные двигатели работают на реактивном топливе, их можно заправлять на месте, они могут добираться до отдаленных районов и работать всю ночь.
Они стоят около 1,2 млн долларов за штуку, что составляет лишь малую часть стоимости пожарного вертолета, но Делорье утверждает, что они не конкурируют с пожарными вертолетами. «Это дополнительный летательный аппарат для экстренного реагирования».
По словам Ианнидинардо, помимо их способности тушить пожары на границах городских и природных территорий, их можно использовать для защиты общественной или частной инфраструктуры, включая трубопроводы и электростанции.
Единственное, чего нет в планах, так это использования в дневное время. Частные дроны стали проблемой для пожарных, часто мешая безопасности и мешая воздушному сбору воды.
FireSwarm работает над рекомендациями и аккредитацией для своих удаленных операторов в различных уровнях правительства и министерстве транспорта Канады, а также разрабатывает алгоритм полета дронов.
«Thunder Wasps» будут готовы к развертыванию к пожароопасному сезону 2026 года.
Strategic Natural Resource Group заказала один и планирует заказать еще четыре, у них есть заказ из Онтарио, и у компании есть меморандум о взаимопонимании с лесной организацией в Орегоне.
«Мы очень, очень взволнованы», — сказал Делорье. «Это мечта, ставшая реальностью».
Делорье говорит, что он все еще думает о пожаре, уничтожившем дома его семьи в 2023 году.
«Я представляю, что могло бы произойти, если бы у нас тогда были эти машины».