Помирит ли Рамсарская конвенция людей и природу?

13—14 ноября в Люблине (Польша) состоялся очередной международный семинар на тему: «Река Буг как природный коридор в европейском экологическом сотрудничестве: интегрированная защита и управление». В нем приняли участие специалисты из Беларуси, Франции, Голландии, Польши и Украины.

Вопросом семинара был проект ЮНЕСКО «Создание трансграничного биосферного резервата и региональной экологической сети «Западное Полесье» (Беларусь— Польша— Украина), являющийся одним из приоритетных проектов программ «Человек и биосфера» и Международной гидрологической программы. Он выполняется национальными комитетами Беларуси, Польши и Украины по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» при финансовой поддержке в 2006—2008 гг. японского трастового фонда. Проект направлен на развитие трансграничного научного сотрудничества между этими странами по сохранению водных ресурсов и биологического разнообразия в Полесском регионе, а также на его устойчивое развитие.

Об этом грандиозном проекте рассказывает участник семинара, начальник государственного управления охраны окружающей среды в Волынской области Владимир Мирка.

Миру нужны региональные экологические сети

— Рамсарская конвенция продолжает мирить людей и природу, — так начал разговор главный смотритель природы области. — Она была подписана в 1971 г. в Рамсаре (Иран), хотя в то время лишь немногие правительства были обеспокоены экологическими проблемами. Сегодня этот межправительственный форум по вопросам сохранения водно-болотных угодий объединяет в своих рамках 152 договаривающиеся стороны.

Сейчас вновь говорят о том, что потенциальные трансграничные биосферные резерваты призваны сыграть ключевую роль в сохранении биоразнообразия такого специфического региона, как Полесье, и на основе их соединения в единую пространственную сеть с другими резерватами подключиться к общеевропейской экологической сети. Работы по проекту включают три направления: создание и функционирование трансграничного биосферного резервата (ТБР) ЮНЕСКО «Западное Полесье» (Беларусь— Польша— Украина); обоснование региональной экологической сети в Полесье, включая долины рек Западный Буг и Припять; описание потенциального ТБР в прадолине реки Припять (Беларусь— Украина).

Полесская низменность одной из последних среди низинных территорий в Европе подверглась массированному осушению и сельскохозяйственному освоению, пик которого пришелся на 60-е — начало 70-х годов ХХ ст. К счастью, — акцентирует Владимир Мирка, — планы осушения не были доведены до конца, и на Полесье, как нигде более в Центральной и Восточной Европе, сохранились уникальные низинные болота, аллювиальные леса и сильно обводненные участки поймы реки Припять и ее многочисленных притоков. Биологическое разнообразие в регионе флоры и фауны, имеющее переходные черты от зоны северных бореальных лесов к европейским неморальным лесам, как нигде в Европе очень высоко.

Полесье пересекается рядом экологических коридоров общеевропейской значимости, соединяющих Центральную и Южную Европу. Несмотря на то, что в регионе создана и функционирует система особо охраняемых природных территорий, во многих местах единый природный комплекс рассечен границами сопредельных государств. Поэтому режимы природоохранной и хозяйственной деятельности различны, разное и отношение к некоторым биологическим видам. В связи с этим очевидна потребность в координации действий по созданию трансграничных биосферных резерватов с согласованным статусом и определенными границами. Создание региональной экологической сети в Полесье, ее интеграция в общеевропейскую экологическую сеть — важный этап соединения природных комплексов западной и восточной частей Европейского континента в единую пространственную экологическую сеть для сохранения этих природных образований.

Севильская стратегия Украины

Международная конференция по биосферным резерватам, — рассказывает главный эколог Волыни, — организованная ЮНЕСКО в Севилье (Испания) в марте 1995 г., приняла двуединый подход: они станут не только средством, позволяющим населению, живущему в этих районах или вблизи них, развиваться в равновесии с природной средой, но и будут способствовать удовлетворению потребностей общества в целом.

Севильская конференция пришла к выводу, что несмотря на проблемы и ограничения, встретившиеся в процессе реализации концепции биосферного резервата, эта программа в целом оказалась новаторской и имела определенный успех. Указанные функции полностью сохраняют свое значение для будущего. Вместе с тем в свете анализа, проведенного конференцией, были определены десять ключевых направлений, составляющих основу этой стратегии. 

В газетной статье нет возможности их перечислять, но все они основываются на необходимости защиты окружающей среды и борьбы с опустыниванием, создания таких резерватов в самых разнообразных экологических, экономических и культурных условиях — от больших ненарушенных районов до городских зон; расширения переходных зон и включения в них протяженных территорий для более рационального использования экосистем, биосферных резерватов для изучения взаимодействия человечества с природной средой (программы популяризации, информации и образования) в долгосрочной перспективе связи поколений. 

То есть биосферные резерваты должны способствовать сохранению и использованию природных и культурных ценностей благодаря надежному управлению, опирающемуся на солидную научную базу и творческий подход. Всемирная сеть биосферных резерватов, функционирующая в соответствии с Севильской стратегией, станет таким образом инструментом интеграции, позволяющим достичь более широкой международной солидарности.

Что в этой связи делается Украиной? — задает вопрос Владимир Мирка и отвечает: — В 2002 г. решением 17-й сессии Бюро координационного Комитета ЮНЕСКО МАБ Шацкому национальному природному парку (Волынь) был предоставлен статус биосферного резервата (49 тыс. га). В апреле того же года его территория была отнесена к мировой сети таких резерватов. Согласно программе, принятой ООН (UNDP), резерват «Шацкий» интегрируется в международный биосферный резерват «Западное Полесье» (Украина— Польша— Беларусь).

Если вести речь о расширении украинской части резервата (сегодня вопрос об этом стоит очень остро), то в настоящее время ведутся работы по присоединению к нему земель других пользователей площадью 26 тыс. га. В нее войдут заболоченные поймы с торфяниками, пойма Припяти от Великого болота, которое подверглось масштабной мелиорации в брежневские времена. Невысокая продуктивность сельскохозяйственных мелиоративных земель Верхней Припяти и большое их значение в природоохранном значении обусловливают необходимость возобновления природных комплексов Волыни.

Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды (1997 г.) охватывает территорию верховья Припяти. Включение этих земель в состав Шацкого национального природного парка будет существенным шагом в реализации международной программы ПРООН-ГЭФ (программа ООН — Глобальный экологический фонд) экологического оздоровления Днепра. В состав парка нужно включить природоохранные объекты Волыни, граничащие с территорией Беларуси. К ним относятся гидрологические заказники местного значения «Пищанский» и «Пулемецкий».

Для того, — акцентирует Владимир Мирка, — чтобы биосферные резерваты Волыни соединялись с резерватами стран— участниц проекта, в них необходимо включить все леса и земли на границе с этими государствами, где фрагментарно представлены редкие флора и фауна. Тем более что создание трилатерального резервата «Западное Полесье» поддерживают жители местных сел, а также органы местного самоуправления — ведь нужно сохранять биологическое разнообразие Полесья и улучшать социально-экономическое состояние региона.

Потребление или устойчивое развитие?

Перестройка экономических отношений, отказ от коммунистической идеологии привели к смене идеологических основ. Фактически в Украине в качестве полуофициальной негласно принята модель общества потребления, отношение же властей к идеям устойчивого развития — пассивно. Элита активно усваивает стандарты потребительства, вслед за ней тянутся и те слои населения, которые в состоянии подняться над чертой бедности. Фирмы и частные лица активно продвигают на рынок товары и услуги западного типа. В печати и других средствах массовой информации идет пропаганда безудержного потребления (вспомним хотя бы рекламу!). Расточительность ресурсопотребления даже увеличилась по сравнению с последними пятилетками социалистического общества.

В этой ситуации идеи устойчивого развития могли бы стать консолидирующим элементом нового общества. Пути решения экологических проблем должны быть связаны с интересами конкретных групп людей, прежде всего наиболее влиятельных. Неверным было бы мнение, что все жители региона однозначно заинтересованы в активизации деятельности по улучшению экологического состояния территорий. Ситуация гораздо сложнее. Большая часть природоохранных мероприятий носит затратный характер и на первых порах неизбежно приведет к определенному снижению материального уровня людей. Для значительной части населения, находящегося за чертой бедности или около нее, вопросы экологического оздоровления неизбежно отходят на второй план. Эти люди вынужденно нацелены на достижение некоего минимального стандарта жизни или хотя бы уровня выживания. Призывы к ним отказаться от привлекательного потребительского образа жизни, согласиться на увеличение вложения средств в природоохранную сферу за счет, например, социальной сферы неуместны.

По другим причинам не заинтересована в активизации природоохранной деятельности значительная часть представителей власти (руководители разных рангов, управленцы). При дефицитной экономике такими же оказываются и экологические блага: они распределены территориально неравномерно. «Верхи» имеют реальную возможность находиться в более благоприятной экологической среде. Значительной части чиновников высокого ранга, очевидно, выгодно, если выполнение природоохранного законодательства осуществляется не в полной мере. При слабом контроле появляется возможность решать собственные задачи: получать земельные участки в зонах, где по закону это запрещено, с выгодой для себя разрешать строительство объектов без экологической экспертизы и т. д.

Этому способствует расплывчатость как законодательства, так и правил и положений, регламентирующих природоохранную деятельность. В результате стали возможными такие вопиющие правонарушения (совершаемые буквально на глазах), как строительство дач в водоохранной зоне Днепра, Днестра, Киевского, Каховского и Симферопольского водохранилищ, Азовского и Черного морей, озера Свитязь и других природоохранных зонах.

Сложилась ситуация, при которой по сути выгодно дозировать информацию об экологическом состоянии региона, о природоохранном законодательстве, препятствовать вовлечению общественности в решение экологических проблем.

Существенным элементом общественной жизни является слабое внимание властей к экологическим проблемам. С одной стороны, это объясняется необходимостью решения первоочередных вопросов социально-экономического характера, с другой — связано с приходом к власти людей без экологического менталитета, не нацеленных на перспективу, не уверенных в своем политическом долголетии. Нужны большая политическая воля и уверенность, чтобы вложить капитал (не только финансовый, но и интеллектуальный) в решение экологических проблем, поскольку он обеспечит отдачу только через 10—20—50 лет.

Рассматривая экономические аспекты биоразнообразия, можно сделать вывод об очевидности обстоятельства, что сохранение биологического и ландшафтного разнообразия является рентабельным как с экономической точки зрения, так (и в этом случае — тем более) и с эколого-социально-экономической. Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия легко становится просматриваемой, осязаемой, если учитывать последствия хозяйственной деятельности через 20 лет и более. Вопрос заключается лишь в разработке схемы и механизмов осуществления новой экономической политики.

При этом в первые годы реализации такой политики может иметь место снижение прибыли и ряда других показателей, которые в традиционной экономике служат индикаторами экономического роста. Зато, отказавшись от сиюминутных достижений, можно заложить прочный фундамент успехов в будущем. Только таким образом мы окончательно примирим природу и человека.
 

Петр ЧЕЧЕЛЮК

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.