Летающие авианосцы: Украина совершенствует тактику базирования FPV

Авианосец с неподвижным крылом и шестью FPV-дронами, недавно показанный компанией UNITED24

Украина развертывает беспилотные летательные аппараты или материнские корабли для транспортировки FPV в район цели перед их запуском. Российские войска сообщали об этом еще в ноябре 2023 года, а в прошлом месяце российское информационное агентство ТАСС заявило, что Украина осуществляет FPV-атаки в 25 милях или более за линией фронта в семи регионах, что говорит о том, что их использование становится широко распространенным.

Командир подразделения беспилотных летательных аппаратов «Тайфун» Национальной гвардии Украины, известный под позывным «Майкл», рассказал мне, что авианосные операции все еще находятся в стадии разработки.

«Это сочетание использования существующих технологий и их постоянного совершенствования на основе операционной обратной связи», — говорит Майкл. «Речь идет об оптимизации того, что у нас уже есть, при этом добавляя новые улучшения там, где это необходимо».

Летающие авианосцы

Здесь есть параллели с диаграммой обучения на традиционных плавучих авианосцах. В 2012 году ВМС Китая официально ввели в строй свой первый авианосец «Ляонин». Потребовалось четыре года испытаний и тренировок, а также ряд несчастных случаев, прежде чем он был объявлен боеготовым. У китайцев уже были военно-морской флот и военно-воздушные силы, но управление самолетами с кораблей требовало совершенно нового набора навыков для обоих. Новые военные операции требуют отработки до совершенства, а обучение в полевых условиях сложнее.

В то время как один удар FPV может быть простым, оператор с одним или несколькими FPV является более сложным и требует большего количества людей и оборудования. Авианосец остается в этом районе, чтобы действовать в качестве летающего радиоретранслятора для FPV, и Майкл говорит, что они не будут запускать многоразовый дрон-носитель против малоценных целей.

«Если что-то пойдет не так, мы рискуем потерять не только FPV, но и всю систему», — говорит Майкл

Украина представила беспилотные летательные аппараты, включающие как неподвижное крыло, так и мультироторные типы, несущие один, два, четыре или шесть FPV. Больше может выглядеть лучше, но это сопряжено с трудностями.

«Например, если мы используем аналоговую передачу видео, каждый дрон должен работать на разных частотах, чтобы избежать помех сигнала, — говорит Майкл. — Управление несколькими видеопотоками, каналами управления и системами питания значительно усложняет задачу, особенно в полевых условиях. Это требует четкой координации и надежной коммуникационной инфраструктуры, чтобы все работало гладко на практике».

FPV-дрон на летательном аппарате типа «Летательный аппарат». UNITED24

Так что носитель с одним беспилотником, поставленный на Birds of Magyar, может оказаться предпочтительнее чего-то более крупного.

Выбор между неподвижным крылом и поворотным носителем также связан с компромиссами.

«Когда речь идет о беспилотных летательных аппаратах, основным недостатком является их относительно небольшая рабочая высота — обычно около 300–400 метров», — говорит Майкл. «На этой высоте они уязвимы для широкого спектра угроз, включая огонь из стрелкового оружия, другие беспилотные летательные аппараты и средства радиоэлектронной борьбы, такие как глушение».

Россия регулярно летает на беспилотниках-перехватчиках против украинских мультикоптеров «Баба Яга», и роторный носитель беспилотников может стать главной целью.

«С другой стороны, беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом работают на гораздо больших высотах», — говорит Майкл. Это позволяет избежать одних угроз, но натолкнуться с другими. «На этих высотах они становятся более заметными для радаров противника и с большей вероятностью станут мишенью для зенитных систем».

В любом случае, авианосные миссии должны быть тщательно спланированы в обходе российской противовоздушной обороны.

«Во многих зонах боевых действий воздушное пространство защищено сочетанием средств радиоэлектронной борьбы и радиолокационных систем», — говорит Майкл. «Успешное использование таких систем требует детальной разведки для выявления брешей в зоне действия ПВО противника».

Автоматизация систем атак

Майкл говорит, что его подразделение «Тайфун» начинает сосредотачиваться на одном конкретном режиме атаки для авианосцев.

Мультикоптерный дронодержатель с FPV. UNITED24

«С нашей точки зрения, наиболее перспективным вариантом использования на данный момент является интеграция функции «захвата цели», которая позволила бы более автономно и точно развертывать FPV-дроны с платформы-носителя», — говорит Майкл.

При таком подходе носитель находится на безопасном расстоянии от постановщиков помех, а FPV подлетают, захватывают и поражают хорошо защищенные цели. Ранее Майкл рассказывал о работе своих подразделений с автоматизированными системами захвата целей для FPV. После захвата они невосприимчивы к глушилкам и являются ограниченным, но полезным способом помощи пилотам-людям.

«Реализация этой возможности требует дополнительных технических разработок и системной интеграции, так что работа над этим все еще продолжается», — говорит Майкл.

Тем не менее, в перспективе есть реальные преимущества. Помимо увеличения дальности, дроны-носители устраняют такие проблемы, как радиозатенение, и сокращают время между обнаружением цели и ее поражением. Они также открывают возможность нанесения множественных скоординированных ударов по дальним целям.

Между тем, операторы перехватчиков, как сообщается, используют беспилотные летательные аппараты для быстрого ввода FPV в действие против высотных целей. Авианосец может патрулировать на высоте, а FPV запускаются только при необходимости.

Это были первые дни беспилотных летательных аппаратов. В будущем мы можем увидеть материнские корабли, несущие смешанную нагрузку разведывательных и ударных беспилотников, авианосцы, доставляющие беспилотники, которые приземляются и проводят атаки из засады, и авианосцы с незаглушимыми FPV, управляемыми по волокну.

Но, несмотря на то, что у них есть потенциал, Майкл остается агностиком в отношении того, станут ли дроны-носители чем-то большим, чем инструмент специального назначения.

«Станут ли дроны-носители более распространенными в будущем, во многом зависит от оперативной обстановки и целей миссии», — говорит Майкл.

Но он отмечает, что увеличенный запас хода является мощным преимуществом. Территория в пределах досягаемости ударов беспилотников больше не является безопасной, и противнику придется передислоцировать склады боеприпасов, топливные хранилища, ремонтные мастерские и другие объекты на несколько миль дальше, не говоря уже об артиллерии и средствах ПВО, пока более дальнобойные носители не отодвинут красную линию еще дальше.

Простое обладание носителями FPV усложняет жизнь противнику, даже если они редко используются.

«Даже если миссия не является экономически эффективной с чисто тактической точки зрения, психологическое воздействие успешного удара беспилотника авианосца, особенно в глубоком тылу противника, может быть значительным», — говорит Майкл.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.