Военнослужащий 79-й десантно-штурмовой бригады Украины ведет огонь по российским войскам в районе Марьинки, Украина, в прошлом году. Фото…Тайлер Хикс/Нью-Йорк Таймс
Публикация подробного анализа стала признаком того, что прекращение огня превратилось из теоретического упражнения в неотложный и практический вопрос.
Когда весной 2022 года в Женеве начали встречаться военные и гражданские эксперты по миротворчеству, они настаивали на осмотрительности. Их тема была чувствительной: как обеспечить будущее прекращение огня в Украине.
На прошлой неделе эта группа экспертов впервые выступила с публичным документом, опубликовав 31-страничный документ, в котором подробно рассматриваются технические детали того, как можно контролировать и обеспечивать соблюдение режима прекращения огня вдоль более чем 700-мильной линии фронта. Документ был распространен в прошлом месяце по другому конфиденциальному каналу: во время повторяющейся встречи в Женеве между американскими, российскими и украинскими экспертами по внешней политике, близкими к своим правительствам.
Этот документ, один из самых подробных шаблонов для прекращения огня в Украине, является признаком того, как быстро тема планирования прекращения огня превратилась из спорного и теоретического упражнения в неотложный и практический вопрос.
Франция и Великобритания подняли вопрос о перспективе отправки тысяч своих военнослужащих в Украину после прекращения боевых действий, хотя нет ясности в том, в чем будет заключаться ответственность этих сил. Россия не продемонстрировала никаких признаков согласия на такую силу, в то время как президент Трамп не дал никаких гарантий того, что США окажут ей поддержку.
«Одна из крупнейших операций по наблюдению за прекращением огня начнется очень быстро, и пока никто не планирует, как это будет выглядеть», — сказал Уолтер Кемп, специалист по европейской безопасности, который подготовил документ Женевской группы.
Трамп заявил, что хочет скорейшего урегулирования, и на прошлой неделе предпринял шаги, направленные на то, чтобы заставить Украину сесть за стол переговоров: приостановил военную помощь и передачу разведданных Украине, в то же время неоднократно заявляя, без каких-либо доказательств, что, по его мнению, президент России Владимир Путин хочет заключить сделку.
На протяжении большей части трехлетнего вторжения России в Украину возможность прекращения огня казалась далекой и, по мнению некоторых аналитиков, запретной темой. Киев и западные лидеры стремились сосредоточить внимание на поле боя, а не на сложностях возможного компромисса, и не хотели публично говорить о возможности того, что Украине не удастся одержать победу.
Но желание Трампа быстро положить конец боевым действиям привлекло внимание к тому, что произойдет на местах, если боевые действия закончатся. Предыдущее соглашение о прекращении огня в Украине, заключенное в Минске (Беларусь) в 2015 году, было омрачено нерегулярным мониторингом и отсутствием способа наказания за нарушение условий соглашения.

Одной из трудностей прекращения огня будет борьба с границей между российской и украинской территориями, которая простирается более чем на 700 миль. Фото…Дэвид Гуттенфельдер для The New York Times
В документе, подготовленном на прошлой неделе финансируемым швейцарским правительством аналитическим центром под названием Женевский центр политики безопасности, были изложены некоторые конкретные цифры. В нем предлагалось создать буферную зону шириной не менее шести миль для разделения двух армий, а также план патрулирования 5000 гражданских лиц и полицейских. В документе утверждается, что для обеспечения безопасности этих наблюдателей может потребоваться около 10 000 иностранных военнослужащих.
Наблюдатели будут докладывать о соблюдении режима прекращения огня и о том, было ли отведено тяжелое вооружение на согласованное расстояние от буферной зоны. Миссия будет действовать в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций или другого международного органа.
Такие силы могли бы помочь предотвратить перерастание напряженности и недоразумений в возобновление боевых действий, но они были бы отделены от любых сил «растяжки», призванных обеспечить гарантии безопасности для Украины в случае очередного российского вторжения.
Томас Гремингер, директор Женевского центра, курировал мониторинг прекращения огня в Украине с 2017 по 2020 год в качестве генерального секретаря базирующейся в Вене группы по мониторингу — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
По его словам, вскоре после начала вторжения 2022 года он собрал группу экспертов по прекращению огня, чтобы придумать варианты того, как сделать будущее перемирие в Украине более прочным, чем предыдущее.
По его словам, в число экспертов вошли представители международных организаций и бывшие военачальники с опытом работы в миротворческих операциях. Они попросили не называть их имени публично из-за деликатности этой темы для их учреждений.
«Мы должны были быть довольно осторожными», — сказал он.
Кроме того, Гремингер провел конфиденциальные дискуссии между экспертами по внешней политике из Украины, России, Соединенных Штатов и Европы.
По его словам, участники этих встреч, чьих имен Гремингер не раскрыл, действовали в своем личном качестве, хотя ожидалось, что они будут проинформированы своими правительствами заранее, а затем доложат их. По его словам, первоначальной целью встреч, которые начались в 2022 году, было «установление канала связи» с Москвой, а также обсуждались сценарии прекращения огня или урегулирования.

Томас Гремингер, директор Женевского центра, в прошлом руководил мониторингом прекращения огня в Украине с 2017 по 2020 год. Фото…Мартин Дивисек/EPA, через Shutterstock
Неясно, какое влияние окажет предложение о прекращении огня на сами переговоры, особенно учитывая личный подход Трампа и Путина. Но усилия Женевского центра также проливают свет на закулисную дипломатию, которая является отличительной чертой войны, в которой Запад и Украина стремятся изолировать Россию на мировой арене, в то же время взаимодействуя с Москвой по некоторым вопросам в частном порядке.
Закулисные переговоры с Россией, например, привели к серии обменов военнопленными и сделке, которая позволила Украине экспортировать свое зерно через Черное море (пока Россия не вышла из него в 2023 году). На протяжении всей войны, говорится в документе Женевского центра, Россия и Украина «находили способы сотрудничать по вопросам, представляющим взаимный интерес».
В документе предлагается, чтобы международные наблюдатели работали с совместной комиссией, состоящей из российских и украинских военных чиновников. С помощью комиссии обе стороны могли бы привлекать друг друга к ответственности и вести переговоры о таких вещах, как освобождение задержанных, разминирование и гражданские коридоры через буферную зону.
«Это будет беспрецедентная, сложная проблема», — сказал Сэмюэль Чарап, аналитик по России в корпорации RAND, имея в виду выполнение режима прекращения огня в Украине.
Одна из причин заключается в протяженности границы между украинской и оккупированной Россией территориями — примерно в пять раз длиннее демилитаризованной зоны между Северной и Южной Кореей. Во-вторых, по его словам, это сложность и дальность вооружения, доступного как России, так и Украине.
Чарап сказал, что он не участвовал в проекте женевского центра, но знаком с ним, и что он работает над своими собственными предложениями о том, как датчики, установленные на беспилотных летательных аппаратах, аэростатах, буях и лодках, могут быть использованы для контроля за прекращением огня.

Зубы дракона и колючая проволока укрепляют поле возле ранее оккупированных российскими войсками сел в Харьковской области в декабре. Фото…Маурисио Лима для The New York Times
По его словам, точный мониторинг будет ключевым фактором в том, будет ли долгосрочное перемирие в Украине. По его словам, повышение вероятности того, что нарушение будет задокументировано, уменьшит стимулы для любой из сторон проверять стабильность перемирия. Это также может уменьшить вероятность того, что непреднамеренные или мошеннические действия могут спровоцировать возобновление боевых действий.
«Я не думаю, что существует план, с которым можно было бы легко ознакомиться и который лежал бы на полке» о том, как осуществить прекращение огня в Украине, сказал Чарап, который давно призывает Запад изучить возможность урегулирования путем переговоров. «Отчасти потому, что это был такой табуированный вопрос так долго».
Тем не менее, скептицизм по поводу готовности Путина согласиться на прекращение огня, не говоря уже о том, чтобы придерживаться его условий, остается широко распространенным; Российские официальные лица почти до начала войны клялись, что не собираются вторгаться в Украину. И никакая мониторинговая миссия не сможет сдержать российского президента, если он решит начать новое вторжение в Украину.
Янис Клюге, эксперт по России в Немецком институте международных отношений и безопасности в Берлине, сказал, что «опасно занимать свой ум этой иллюзией» о потенциально неизбежном прекращении огня.
«Я не думаю, что Россия согласится на что-то, где Украина останется независимой и суверенной, даже на территории, которую она контролирует», — сказал Клюге.
