Внутренний и внешний рынки сильно зависят друг от друга, и лесной сектор в этом отношении не является исключением. Министерство климата и окружающей среды и Леса Панствовы рекламируют сокращение экспорта древесины как свой успех. Нам интересно как он повлияет на внутренний рынок. Почему власти хотят ограничить экспорт древесины? Какого эффекта они ожидают от этих мер и как это выглядит на практике? Кто покупает больше всего польской древесины?
Объем рынка древесины в Польше составляет более 40 миллионов кубометров в год. Леса Панствовы поставляют 41-44 миллиона кубометров, кроме того, есть частные леса, на долю которых приходится около 19,5 процента от общей площади лесов страны. Хотя лесная промышленность в Польше сильно развита, многие посредники, рассчитывая на более высокую прибыль, предпочитают экспортировать древесину. Это не нравится Министерству климата и окружающей среды, чиновники которого считают, что место польской древесины – в Польше, и хотят сохранить ее в границах страны, хотя практика показывает, что речь идет о границах ЕС, а не Польши.
Лесопромышленный пакет
Отправной точкой для обсуждения заглавной темы является «лесопромышленный пакет», продвигаемый Министерством климата и окружающей среды и Государственными лесами. Это программа или набор рекомендаций, направленных на поддержку польской лесной промышленности, хотя, по словам представителей отрасли, изменения произошли не совсем по этой причине. Пакет предусматривает:
- Увеличение доли древесного пула, выделяемой постоянным, проверенным клиентам;
- повышение торговых надбавок за интенсивность обработки древесины – чем экономически выгоднее, совершеннее (глубже) использование древесины, тем выше надбавка;
- предложение продукции из древесины, отвечающей потребностям польских покупателей, а не иностранных, например, дальневосточных;
- климатический локализм – премия для покупателей, перерабатывающих древесину ближе к месту заготовки, чтобы избежать ненужной нерациональной транспортировки древесины, генерирующей CO2;
- устранение недобросовестных покупателей путем эффективного контроля за тем, как и где древесина обрабатывается. Торговцы, избегающие проверок, не получат баллов;
- устранение искусственного спроса на древесину;
- большая стабильность и более надежное будущее, более легкое планирование – введение возможности заключения контракта на покупку древесины на шесть месяцев;
- прозрачность продаж древесины – полное раскрытие информации о покупателях и стоимости контрактов, включая декларации о пропускной способности;
- высвобождение для промышленности полноценной крупной древесины, которая сегодня используется в энергетическом секторе (определение категорий энергетической древесины).
По словам представителей Министерства климата и окружающей среды, изменения призваны поддержать отечественную лесную промышленность и охрану природы, а также свести к минимуму экспорт древесины и выбросы, образующиеся при ее транспортировке. Министр климата и окружающей среды Паулина Хенниг-Клоска отмечает, что она хочет предоставить бонус местным лесопользователям из государственных лесов, реализующих древесину на короткие расстояния и создающим рабочие места на местах.
– Есть несколько чрезвычайно важных моментов, которые поднимались практически на каждой встрече с представителями лесной промышленности. Это вопрос о премиях для переработчиков древесины, максимальное сокращение экспорта необработанной древесины за пределы Польши и за пределы Европейского союза, прозрачность продажи древесины и выделение полезной древесины для промышленности», – объясняет заместитель министра Миколай Дорожаля.
Сокращение экспорта польской древесины
Министерство климата и окружающей среды больше всего озабочено ограничением экспорта польской древесины в Китай. Как мы читаем на сайте министерства, меры, принятые в прошлом году, решительно затормозили продажи в этом направлении. В первой половине 2024 года в Китай было отправлено 279 000 тонн древесины, а во второй половине – только 171 000 тонн.
– Наши действия приносят конкретные результаты! Во второй половине 2024 года мы зафиксировали снижение экспорта древесины в Китай до 60 процентов по сравнению с первой половиной года. Более чем на 100 000 тонн меньше дров и необработанной древесины ушло из Польши на китайский рынок по сравнению с первой половиной 2024 г. Контракты первой половины этого года являются следствием контрактов, подписанных нашими предшественниками в самом конце правления правительства осенью 2023 г., говорит министр климата и окружающей среды Паулина Хенниг-Клоска.
Получается, что действия министерства направлены не совсем на то, чтобы польская древесина оставалась в Польше, а скорее на то. чтобы она оставалась в Европейском союзе. Хотя министр Хенниг-Клоска рада прекращению экспорта в Китай, крупнейшим импортером польской древесины является не Китайская Народная Республика, а Германия, которая получает до 36 процентов экспорта. Китай занимает второе место, покупая 27 процентов польского экспорта древесины, за ним следуют Швеция, Вьетнам и Индия.
Стоит отметить, что доля Германии значительно увеличивается, ведь еще несколько лет назад говорилось, что около 25 % древесины, экспортируемой из Польши, отправляется в Германию. На этот факт указывает и Польская экономическая палата лесопромышленников, подчеркивая, что экспорт древесины за пределы Европейского союза фактически сократился, но в целом экспорт продолжает расти.
Ограничение экспорта и внутренний рынок лесоматериалов
То, что внутренний и экспортный рынки связаны между собой, не вызывает удивления. Однако вопрос не так прост, потому что, как это часто бывает, у медали есть две стороны. С одной стороны, благодаря сокращению экспорта польская древесина должна пойти к польским переработчикам и стимулировать польскую экономику, но с другой стороны, для польских переработчиков польская древесина часто является дорогой, и, кроме того, экспорт только в Китай составляет около 4 миллионов тонн древесины в год, поэтому многие компании и рабочие заняты работой, которую они больше не смогут выполнять.
В то же время мы сталкиваемся с другой проблемой, которая в большей степени затрагивает отечественную деревообрабатывающую промышленность. По данным Польской экономической палаты лесопромышленников, запланированное Министерством климата и окружающей среды исключение 20 процентов лесов из лесопользования, аргументированное соображениями охраны природы, приведет к значительному ухудшению рентабельности польской деревообрабатывающей промышленности, которая и так находится в сложной ситуации, учитывая резкое повышение цен на древесину из государственных лесов в последние годы.
Предполагалось, что экспорт упадет, но он растет. Цены на древесину растут, и на рынке должно быть на 20 процентов меньше сырья. Может ли это закончиться хорошо? Раз уж мы зашли на портал, посвященный сельскохозяйственной отрасли, стоит отметить, что проблемы есть и в сельском лесном хозяйстве. Очень либеральные правила тендеров, проводимых государственными лесами, оставляют большое пространство для маневра спекулянтам, завышающим цены, поэтому все больше польских лесопереработчиков импортируют древесину, чтобы сохранить рентабельность своего производства. Определенной альтернативой является заготовка древесины в частных лесах, которые в Подляшье, Люблине и некоторых районах Мазовецкого и Малопольского регионов составляют более 70 % лесов, а ведь государственные леса должны были обеспечить стабильность польской лесной промышленности.
А что это значит для рядового хлебопашца, а точнее, дровосека или пользователя деревянной мебели? Если коротко, то то, что она и так была дешевой. Поскольку древесина, занимающая второе место в польских условиях, экспортируется, например, в Германию, которая имеет наибольшую долю, где производственные затраты выше, чем в Польше, а затем готовый продукт возвращается в Польшу с маржой посредника, нет никаких шансов, что он будет дешевым. Что касается дров, то с сегодняшнего дня, по крайней мере, в некоторых регионах Польши, несомненно, выгоднее искать других поставщиков, а не государственные леса, не считая того, что зачастую розничным покупателям нечего искать там, кроме хвороста.