Очевидно, что многие в Брюсселе (и за его пределами) очень обеспокоены возможным изменением курса европейской «зеленой» политики. На протяжении многих лет на основе этой политики можно было делать заявления, которые можно воспринимать и интерпретировать совершенно по-разному. До сих пор европейская «Зеленая сделка» была программой, которую по большей части боялись подвергать сомнению и критике. «Правильный тон» требовал, чтобы мы со всем соглашались… Сейчас все чаще говорят об ошибках, нереалистичных целях и задачах «Зеленого курса», в результате чего Европа стремительно теряет свою глобальную конкурентоспособность, а на государства-члены ЕС ложится непропорциональное бремя выполнения «зеленых» задач; это особенно актуально для Северной Европы, Прибалтики, а также для стран Восточной Европы.
В Латвии нас, конечно, беспокоит «автоматическое» и «некритичное» восприятие указаний Брюсселя и «бег колес», когда забывают о национальных интересах и не видят развития ситуации в целом. Особенно ярко это проявляется в чрезмерном регулировании и навязывании природоохранных требований, которые напрямую затрагивают сферы землепользования. В период сложной и опасной геополитической ситуации, угрожающей нашей стране, эксперименты с ослаблением экономической стабильности и обороноспособности страны, ограничением (фактически сокращением) потенциального национального дохода и игнорированием приоритетов крайне нежелательны. Однако официальный Брюссель продолжает настаивать на том, что «прибегать к ревизии „Зеленой сделки“ нежелательно», о чем напомнил еврокомиссар Марош Шефчович: «Цели „Зеленой сделки“ остаются неизменными…» Что бы он ни говорил, ситуация быстро меняется. Однако ЕС придется пересмотреть свою ранее одобренную политику и изменить свое иллюзорное мировоззрение…
В интервью французскому информационному агентству AEF Info французский евродепутат и эксперт по устойчивому финансированию Паскаль Канфин из центристской группы Renew выразил свою обеспокоенность в связи с продолжающимися дискуссиями по пакету реформ в области корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), который должен быть представлен 26 февраля. Он предупредил о рисках так называемого дерегулирования: «Открыв ящик Пандоры, вы рискуете оказаться в ситуации, когда каждый аспект „Зеленой сделки“ будет поставлен под сомнение. За термином «упрощение» часто скрывается дерегулирование и потенциальная отмена экологических целей».
После обвинений, выдвинутых консервативной Европейской народной партией (ЕНП) в Европарламенте, Politico провело проверку фактов. ЕНП утверждает, что Еврокомиссия использовала программу LIFE для финансирования экологических НПО в попытке повлиять на законодательство в пользу «Зеленой сделки».

«Административное упрощение будет одним из ключевых направлений рабочей программы Европейской комиссии до 2025 года», – сказал Марош Шефчови. заявил Марош Шефчович, комиссар по торговле и экономической безопасности, на пленарной сессии Европейского парламента в Страсбурге. Усилия по снижению административного бремени для бизнеса должны начаться с трех так называемых комплексных пакетов, которые будут касаться ключевых аспектов «зеленого курса».
Рабочая программа ЕК задает политический тон на ближайшие пять лет», – подчеркнул г-н Шефчович, подтвердив, что цели „Зеленого курса“ остаются неизменными. Речь идет о цели ЕС по обеспечению климатической нейтральности к 2050 году, которая заключается в повышении конкурентоспособности европейской экономики при дальнейшей декарбонизации ее промышленных секторов.
Климатическая цель Европы на 2040 год будет официально объявлена в первом квартале 2025 года. ЕС – одна из многих сторон, подписавших Парижское соглашение, которая пропустила установленный 10 февраля срок представления обновленного климатического плана (Nationally Determined Contributions или NDCs) с пересмотренными целями на 2035 год.
26 февраля также должен быть представлен обзор механизма углеродного квотирования (CCM). В интервью Financial Times комиссар по климату Вопке Хёкстра рассказал о плане Еврокомиссии освободить около 80 % европейских компаний от обязательств по КСМ, который вводит так называемый «углеродный налог» на товары, импортируемые в ЕС. «Менее 20 процентов компаний, на которые распространяется действие этого налога, отвечают за более чем 95 процентов выбросов продукции».
Для более глубокого понимания сложностей разработки политики ЕС в подкасте «How Green is Your Deal?» дает представление о различных аспектах «зеленой сделки».
Актуальные темы января. Конкурентоспособность, «зеленые» требования и автомобильный сектор
«Компас конкурентоспособности”: 29 января председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен выступила с инициативой „Компас конкурентоспособности“, направленной на оживление испытывающей трудности экономики Европы. Стратегия, основанная на докладе о конкурентоспособности Европы, подготовленном бывшим премьер-министром Италии Марио Драги, выделяет три ключевых направления деятельности: инновации, декарбонизация и безопасность. Что касается декарбонизации, то в докладе в качестве ключевой проблемы названы высокие и нестабильные цены на энергоносители, а также изложены меры по улучшению доступа к чистой и доступной энергии, что лежит в основе «Плана действий по доступной энергии». Выступая в Брюсселе, г-жа фон дер Ляйен подчеркнула, что сокращение бюрократических проволочек также является одним из ключевых приоритетов, заявив, что за законопроектом о комплексной финансовой отчетности последуют дополнительные законодательные пакеты, посвященные Механизму ограничения выбросов углерода (CCM) и Закону о климате.
«Зеленые» требования: 28 января состоялся первый раунд переговоров в трилоге по Директиве об экологических требованиях. Директива, которую Европейская комиссия представила в марте 2023 года, направлена на защиту потребителей от вводящих в заблуждение экологических заявлений. Первая встреча была посвящена разработке технической дорожной карты для дальнейшего обсуждения, а следующая встреча запланирована на 24 апреля. По словам евродепутата Делары Буркхард (S&D), основными камнями преткновения в переговорах являются проверка экологических заявлений и заявления о климатической нейтральности.
Автомобили. За первым раундом обсуждений в рамках «Стратегического диалога о будущем автомобильной промышленности» последовали дискуссии, которые привели к представлению Европейской комиссией плана действий 5 марта. Стратегический диалог, созданный по образцу Инициативы сельскохозяйственного сектора, был объявлен У. фон дер Ляйен в ноябре 2024 года. Диалог официально стартовал 30 января. Он направлен на решение проблем, стоящих перед автомобильным сектором, в частности, в условиях усиления конкуренции со стороны китайских производителей электромобилей и потенциального торгового конфликта с США.