За последнее десятилетие программисты и инженеры добились огромных успехов в использовании цифровых технологий для пропаганды экологических идей.
Тем не менее, все еще существуют серьезные проблемы, которые необходимо преодолеть:
- Как компании и организации могут поощрять индивидуальные действия по защите окружающей среды, ассоциируя усилия пользователей с инвестициями в реальный мир?
- Как привлечь широкую аудиторию и мотивировать ее к участию в экологических акциях в цифровом формате?
Инновации в области цифровой экологии с Ant Forest
Чтобы решить проблемы цифрового экологизма, финтех-компания Ant Group разработала Ant Forest – некоммерческую мини-программу в платежном приложении Alipay, которая стимулирует людей к устойчивому развитию в повседневной жизни. Пользователи Ant Forest могут зарабатывать виртуальные «очки зеленой энергии» за такие «низкоуглеродные» действия, как езда на велосипеде на работу, использование общественного транспорта и переработка отходов.

На фото: Ant Forest – микроприложение
На накопленные в Ant Forest баллы Ant Group финансирует реальные акции, такие как посадка деревьев, программы по сохранению биоразнообразия и восстановлению среды обитания, используя партнерские отношения с некоммерческими и экологическими организациями. Например, пользователи могут конвертировать баллы в пожертвования на сохранение дикой природы, а виртуальные деревья можно обменять на реальные, чтобы посадить их в зонах лесовосстановления.
Уже более 700 миллионов пользователей по всему Китаю приняли участие в акции Ant Forest через приложение Alipay. За успехом Ant Forest стоит история преодоления препятствий: команде программистов и инженеров пришлось мыслить нестандартно, чтобы выполнить обещание устойчивого развития рациональным и ответственным способом.
Превращение «очков» в действие
Сегодня многие приложения используют элементы геймификации, такие как система виртуальных очков, чтобы стимулировать пользователей. «Система баллов обычно используется для управления, мобилизации и отслеживания действий, которые иначе было бы трудно измерить», – говорит Ван Сяоин, руководитель инициативы Ant Forest.
«Зная о том, как системы баллов реализуются в других цифровых приложениях, мы постарались отделить систему баллов Ant Forest от материальных выгод, но при этом эффективно мотивировать пользователей к долгосрочному участию», – говорит Ван.
«Не имея денежной стоимости, баллы в Ant Forest служат двум целям: Во-первых, баллы, которые накапливают и которыми владеют отдельные пользователи, позволяют им визуализировать и расширять свои усилия по обеспечению устойчивого развития».
«Во-вторых, Ant Group создала фонд, объем которого зависит от количества баллов, накопленных 700 миллионами пользователей Ant Forest. Фонд инвестирует в реальные проекты, а это значит, что пользователи Ant Forest могут косвенно участвовать в более масштабных и значимых инициативах по устойчивому развитию, которые в противном случае они не смогли бы осуществить из-за нехватки времени или финансовых средств».
Популярность Ant Forest также побудила Ant Group внедрить в приложение механизмы контроля, обнаружения и наказания за неправильное использование мини-программы – например, мошенничество с целью набрать больше баллов – вплоть до блокировки пользователей-нарушителей. Эти усилия помогают Ant Forest сохранять свою целостность. «Даже если будет трудно на 100% исключить мошенничество из платформы, Ant Forest будет продолжать финансировать посадку деревьев на 100%», – добавил Ван.
В результате создания Ant Forest компания Ant Group выделила 4,18 млрд юаней (около 577,7 млн долларов США) на экологические инициативы к августу 2024 года. Эти средства пойдут на посадку 548 миллионов деревьев в 13 провинциях Китая и на природоохранные мероприятия, охватывающие 4 900 кв. км в 34 заповедных зонах. Управление устойчивым развитием является одним из главных приоритетов: Каждый проект проходит проверку независимой третьей стороной.

Некоторые инициативы уже принесли свои плоды. Недавно в китайском регионе Внутренняя Монголия в течение трех лет с 2021 по 2024 год на опустыненном участке площадью 4,17 кв. км при участии Ant Group были восстановлены леса, к уже имевшимся. Для реализации этих проектов Ant Group сотрудничала со сторонними учеными и природоохранными организациями, которые помогли выбрать подходящие местные породы деревьев и обеспечить соответствие посадок и ухода местным стандартам лесовосстановления.
«Когда пользователи получают базовое представление об экологических проблемах с помощью Ant Forest, они могут постепенно проявить более глубокую приверженность делу защиты окружающей среды», – говорит Ванг. «Мы надеемся, что со временем этот путь превратит пользователей из пассивных последователей в активных участников, что подчеркнет потенциал цифровых платформ в развитии устойчивой экологической ответственности».
Создание партнерств в экосистеме устойчивого развития
Такая масштабная инициатива, как Ant Forest, не может существовать и развиваться только за счет одного сторонника, ее успех зависит от расширения партнерских связей и экспертных знаний. Ant Group уделяет особое внимание развитию местного и глобального сотрудничества с экспертами и организациями, чтобы усилить воздействие своих инициатив в области устойчивого развития, адаптируя их к местным условиям для повышения эффективности.
В частности, Ant Group сотрудничает с Китайским зеленым фондом и Центром охраны природы Шань-Шуй для мониторинга и проверки соответствия проектов по посадке деревьев требованиям выживания. Постоянное сотрудничество с The Nature Conservancy (TNC) оценивает и проверяет углеродные выгоды проектов по устойчивому развитию, включая посадку деревьев.
Кроме того, бренды сотрудничают с Ant Forest, чтобы усилить свои экологические инициативы. В 2022 году мировая компания Nike, производящая спортивную одежду, запустила мини-программу «Recycle-A-Shoe» в приложении Alipay, позволяющую потребителям в Китае получать виртуальные баллы «зеленой энергии» в Ant Forest, когда они отправляют свою изношенную обувь под брендом Nike на переработку. С помощью технологии Nike Grind эта обувь перерабатывается и превращается в более экологичные спортивные площадки для школ в Китае. По состоянию на ноябрь 2024 года компания Nike переработала 180 000 пар обуви, что позволило создать 38 спортивных площадок по всему Китаю.
Помимо Ant Forest, Ant Group считает, что индивидуальное образование и ответственность – это лишь малая часть головоломки, и стремится подавать пример. В 2024 году международное подразделение Ant Group, Ant International, запустило AquaViva, глобальную программу по сохранению морской среды в партнерстве с Conservation International, направленную на защиту, восстановление, финансирование и расширение масштабов природоохранных мероприятий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. AquaViva направлена на использование технологических инноваций и цифровых платформ для поддержки инициатив, направленных на улучшение морских экосистем.
С момента своего запуска в 2016 году компания Ant Forest стала примером того, как низовое сообщество участвует в экологических инициативах и повышает осведомленность об инициативах в области устойчивого развития, получая ценные сведения. Несмотря на то, что работа по оптимизации и совершенствованию инициативы продолжается, совместные усилия Ванга и его команды служат жизненно важной цели: они подтверждают свою веру в продвижение мероприятий по устойчивому развитию через открытое партнерство и массовое цифровое участие.