Китайский военный самолет пролетает в Чэнду, Китай, на скриншоте из видео в социальных сетях, опубликованном 26 декабря. (Социальные сети/Reuters)
Вирусные изображения в китайских социальных сетях показывают сложные самолеты, летящие на низкой высоте. Аналитики говорят, что это может стать прорывом в военной модернизации Пекина.
Изображения современных самолетов, курсирующих на малых высотах в Китае в четверг, удивили аналитиков, которые говорят, что они могут ознаменовать первые полеты истребителей шестого поколения, представляющие собой крупный прорыв для вооруженных сил страны.
На фотографиях и видео, размещенных в китайских социальных сетях и опубликованных в четверг, видно, как большие треугольные самолеты совершают резкие медленные повороты на очень низкой высоте. На изображениях видны два разных самолета, один меньше другого — оба имеют бесхвостый, малозаметный дизайн, предполагающий, что они полагаются на передовые вычислительные технологии для пилотирования.
Видео с самолетами были популярны в пятницу на Weibo, китайском сайте социальных сетей, похожем на X, хотя их происхождение неясно, и The Washington Post не смогла проверить подлинность. На одном из видео большой истребитель, по-видимому, окружен J-20 пятого поколения, нынешним лучшим действующим истребителем Китая.
По мнению аналитиков, испытания двух новых современных самолетов средь бела дня также весьма необычны и могут указывать на то, что Пекин целенаправленно демонстрирует свою силу.
Это происходит на фоне неопределенности в отношении будущего собственной инициативы Соединенных Штатов по созданию истребителей шестого поколения, известной как программа Next-Generation Air Dominance (NGAD). Прогнозируемые затраты на каждый из будущих американских самолетов оцениваются в сотни миллионов долларов, и ВВС в ноябре решили отложить ключевые решения о направлении проекта до новой администрации Трампа.
Китайская демонстрация новых военных технологий также последовала за критикой со стороны Илона Маска, которому избранный президент Дональд Трамп поручил консультировать по вопросам сокращения бюджета, в отношении программы истребителей пятого поколения F-35, которая была обременена несовершенными технологиями и перерасходом средств. Маск назвал строителей F-35, Lockheed Martin, «идиотами» и предложил заменить пилотируемые истребители беспилотниками.
«Кажется вполне преднамеренным, что [китайские военные] хотели, чтобы мы увидели этот летающий самолет. Лично я думаю, что время для этого действительно любопытно, потому что они знают об этих дебатах, и кажется, что они почти предназначены для того, чтобы повлиять на эти дебаты», — сказала Келли Грико, старший научный сотрудник Центра Стимсона.
На фоне неопределенности в отношении проекта пилотируемого истребителя представители Пентагона заявили, что хотят создать беспилотный «адский пейзаж» беспилотников для защиты Тайваня. «[Китай], возможно, больше обеспокоен тем, что ВВС США будут двигаться в этом направлении», — сказал Гриеко.
China's sixth-generation fighter jet reportedly conducted its first flight, according to visuals shared on Chinese social media. pic.twitter.com/ta8hKFnNax
— International Defence Analysis (@Defence_IDA) December 26, 2024
Пентагон не ответил на просьбу прокомментировать очевидные испытательные полеты. Министерство обороны Китая и государственные СМИ не опубликовали никаких подробностей о полетах, которые, как отметили китайские пользователи сети, совпали с днем рождения Мао Цзэдуна.
Нет никакой установленной закономерности в том, как Пекин объявляет о новых военных прорывах, хотя часто это происходит в даты, которые знаменуют национальные годовщины. Первый полет J-20 в 2011 году совпал с визитом тогдашнего президента США. Министр обороны Роберт Гейтс обратился к Пекину, и многие расценили это как попытку Пекина продемонстрировать свою военную мощь.
Отечественные китайские СМИ сообщили, что испытательные полеты состоялись около 16:00 в четверг на авиабазе Хуантяньба недалеко от Чэнду, где расположены аэродромы Chengdu Aircraft Corporation — дочерней компании государственного авиационного конгломерата, которому поручено разрабатывать и производить некоторые из самых современных боевых самолетов страны, включая J-20.
Давно известно, что Пекин — наряду с Соединенными Штатами и другими крупными державами — стремится к тому, что широко известно как истребительный потенциал шестого поколения. Они включают в себя ряд потенциальных прорывов, в том числе автономность на основе искусственного интеллекта, гиперзвуковую скорость, передовые системы радиоэлектронной борьбы и стелс-технологии следующего уровня — все это может дать Пекину преимущество в потенциальном конфликте вокруг Тайваня или в Южно-Китайском море.
Первоначальные изображения нового самолета не дают конкретных доказательств таких возможностей. Однако аналитики отмечают, что проекты намекают на значительный скачок вперед по сравнению с истребителями пятого поколения страны, включая Chengdu J-20, который за последнее десятилетие претерпел несколько серьезных модернизаций.
Из изображений неясно, станет ли какой-либо из тестовых самолетов преемником этой модели. J-20 разработан как истребитель-невидимка дальнего радиуса действия и занимает видное место во все более агрессивных учениях вокруг самоуправляемого острова Тайвань. Китай также произвел меньший по размеру самолет-невидимку пятого поколения под названием J-35, который еще не использовался в крупных учениях, но, как ожидается, будет развернут для авианосных операций на более короткие расстояния в ближайшие годы.
Первый испытательный полет самолета шестого поколения подчеркнет быстрые темпы амбициозных усилий Китая по модернизации своих вооруженных сил.
В ежегодном докладе Конгрессу, опубликованном в этом месяце, Пентагон отметил, что Пекин быстро сокращает разрыв с Соединенными Штатами в передовых военно-воздушных силах, добиваясь значительных успехов в беспилотной авиации и увеличивая долю современных истребителей в своих рядах.
Более широкое производство китайского самолета шестого поколения может быть еще через много лет. По сообщениям китайских СМИ, серийное производство J-20 пятого поколения началось только в 2017 году. По оценкам Пентагона, большинство истребителей Китая — около 1300 из 1900 — являются самолетами четвертого поколения.
Китай продвигается вперед к своей цели по созданию «вооруженных сил мирового класса» к середине века, стремясь сравняться или превзойти Соединенные Штаты, несмотря на недавние неудачи.
За последние 18 месяцев в ключевых военных подразделениях были проведены масштабные антикоррупционные репрессии, в том числе исчезли два высокопоставленных министра обороны. Первоначально кампания была нацелена на Ракетные войска НОАК, которые контролируют стратегические ракетные системы страны, но с тех пор расширилась.
На этой неделе с ключевых должностей были сняты еще два генерала, которые курировали важнейшие аспекты военной стратегии Китая в армии и военно-морском флоте Южно-Китайского моря.