4 ноября 2008 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ №995 "О некоторых мерах по сохранению и воспроизведению лесов и зеленых насаждений", который вступает в силу со дня опубликования. Напомним: это уже не первый нормативный акт, призванный урегулировать процесс посадки и вырубки лесов. Буквально несколько недель назад, 22 октября 2008 г., постановлением Кабинета министров №929 были утверждены "Правила рубок главного пользования в горных лесах Карпат", вступающие в силу с 1 января 2009 г. (см. БИЗНЕС №45 от 10.11.08 г., стр.130). Эксперты отмечают, что столь частые инициативы в сфере лесозаготовки свидетельствуют либо о стратегической важности последней для государства, либо о желании различных ветвей власти сосредоточить на себе управление отраслью и в очередной раз напомнить, "кто в доме хозяин".
Правда, справедливости ради отметим, что в документах, утвержденных Президентом и Кабмином, речь идет о вещах несколько разных. В частности, постановление правительства фактически устанавливает новые правила работы в лесах Карпат. В то же время Указ Президента регулирует ряд вопросов, касающихся расширения площадей зеленых насаждений в населенных пунктах Украины (исходя из научно-обоснованного уровня лесистости — 20% территории страны). Казалось бы, столь разная проблематика документов позволяет операторам лесозаготовительного рынка уличить Президента в "дублировании инициатив". Правда, инициатив не действующего правительства, а исполнительной власти в целом. В частности, как оказалось, в Украине уже действует Государственная программа "Леса Украины" на 2002-2015 гг., утвержденная постановлением Кабинета министров №581 от 29.04.02 г., согласно которой норма лесистости к концу 2015 г. должна составить 20% (Виктор Ющенко предлагает внести в программу ряд изменений относительно направления предусмотренных ею мероприятий "на достижение оптимальных показателей лесистости". — Ред.). Это позволило некоторым операторам утверждать, что основная цель Указа — всего лишь "желание Президента подчеркнуть свое участие в столь важном для Украины деле, как повышение лесистости страны ".
Впрочем, большинство экспертов оценивают Указ Виктора Ющенко положительно. "Средняя лесистость в Европе составляет 33%, а в Украине — 15,7%. Это низкий показатель для страны. Ведь огромная часть территории Украины относится к степной и лесостепной зонам, где леса играют важную климатическую и регулирующую роль. В частности, положительно влияют на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур", — разъясняет Леонид Копий, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесоводства Национального лесотехнического университета Украины (г.Львов). По его словам, если обеспечить оптимальное соотношение лесных и аграрных земель, то тогда удастся минимизировать отри I штельнос влия11 ие на выращивание сельхозкультур таких природных явлений, как засуха, суховей и т.п., а значит, можно будет рассчитывать на значительный рост урожайности в стране.
"Кроме того, увеличение лесистости до 20% станет мощным толчком для развития мебельного рынка, а также рынка столярных изделий", — утверждает, в свою очередь, Василий Масюк, президент Украинской ассоциации деревообрабатывающего оборудования (УАДО; г.Киев; с 2008 г.; 16 членов).
Николай Тимошенко, председатель Государственного комитета лесного хозяйства Украины, рассказывает, что к 2015 г. предусмотрено засадить лесом 2 млн га истощенных, деградировавших, техногенно загрязненных земель Украины. Хотя, по разным оценкам, в стране насчитывается 8-10 млн га земель, на которых нецелесообразно выращивать сельскохозяйственную продукцию. При этом основной трудностью для лесоводов является отсутствие у местных властей воли и желания передавать малопродуктивные земли в управление лесхозам. "Согласно Указу Президента и Госпрограмме "Леса Украины ", местные власти должны передавать лесхозам малопродуктивные земли, не пригодные для использования в сельском хозяйстве. Но, как правило, они неохотно отказываются от земли", — говорит г-н Тимошенко. При этом эксперты и лесоводы надеются, что Указ Президента будет способствовать решению именно земельных вопросов, поскольку отсутствие надлежащей законодательной базы в этой отрасли (законов "О рынке земли ", "О земельном кадастре" и т.п. — Ред.) не позволяет решить наболевшие вопросы.