Иллюстрация: Блейк Кейл
Прецеденты не внушают оптимизма
В своей победной речи в ночь выборов Дональд Трамп затронул большинство стандартных для подобных случаев тем. Он поблагодарил своих сторонников и персонал. Он похвалил свою жену и детей. Он пообещал сохранить веру избирателей. Но в основном он говорил об Илоне Маске. Целых 17% его замечаний — столько же времени он потратил на то, чтобы набросать свои планы на президентство — были посвящены «супергению», который взял перерыв в управлении своим бизнесом, чтобы помочь кампании Трампа. Он высказался о щедрости г-на Маска, его эффективности и, прежде всего, технологическом мастерстве его фирм: «Вот почему я люблю тебя, Илон».
Маск, самый богатый человек в мире, и Трамп, который вскоре станет самым влиятельным человеком в мире, находятся в муках пьянящей дружбы. Они были неразлучны с момента выборов: Маск сопровождал Трампа в Вашингтон, чтобы встретиться с республиканцами в Конгрессе, а Трамп отправился в Техас с Маском, чтобы посмотреть испытательный полет ракеты, построенной SpaceX, одной из фирм Маска.
Маск, который называет себя «первым приятелем», похоже, участвует во всех элементах президентского перехода. Он сидит на интервью с потенциальными кандидатами в кабинет министров. Он сам был назначен соруководителем нового «Департамента эффективности правительства» (doge), который, как предполагается, сократит как бюрократию, так и расточительные расходы. Он присоединился к телефонным разговорам Трампа с мировыми лидерами, такими как президент Украины Владимир Зеленский. Он также самостоятельно вел внештатную дипломатию, встречаясь с послом Ирана в ООН, сообщает New York Times.
Дружеский совет
Надежда на то, что Маск сможет привнести немного делового ума и технического волшебства в администрацию Трампа, заманчива. Некоторые идеи «голубого неба» могли бы помочь уменьшить зияющий дефицит бюджета Америки, составляющий около 6% ВВП, и перестроить ее часто неуклюжую бюрократию. Но есть также много причин для беспокойства по поводу господства Маска. Безусловно, будут возникать тревожные конфликты интересов: отчасти Маск заинтересован в дерегулировании, в конце концов, из-за множества надоедливых правил, ограничивающих его компании. Критики также опасаются, что американское правительство может стать опасно зависимым от одного человека, особенно в области космоса и спутников. Вторжения Маска во внешнюю политику могут поставить под угрозу как его собственные деловые интересы, так и дипломатические цели Америки. Возможно, самый насущный вопрос заключается в том, может ли броманс продлиться долго, учитывая, что оба мужчины, как известно, имеют огромное эго и частые ссоры с друзьями и коллегами. Короче говоря, сцена подготовлена для бурной психодрамы с глобальными последствиями.
И Маск, и Трамп уже извлекли огромную пользу из своей дружбы. Считается, что Маск потратил около 200 миллионов долларов, чтобы помочь Трампу избраться, что является огромной суммой, учитывая, что общие заявленные расходы кампании и внешних групп на данный момент составляют около 1,1 миллиарда долларов (эта сумма будет расти по мере подачи окончательных раскрытий информации). Маск сыграл большую роль в усилиях по привлечению избирателей в колеблющихся штатах, уделяя особое внимание тем, кто мало интересуется политикой. По крайней мере, это позволило кампании отвлечь свои ограниченные средства на другие цели. Возможно, это также помогло мобилизовать поддержку Трампа среди молодых людей. Г-н Трамп, чья предвыборная речь подчеркивает его успех как бизнесмена, явно наслаждался поддержкой такого знаменитого предпринимателя. Еще одним бонусом стало то, что г-н Маск владеет X, платформой социальных сетей, которую предпочитают политики, и использовал ее, чтобы энергично болеть за г-на Трампа.
Друзья с выгодой
Польза от броманса для Маска была еще больше. С момента выборов рыночная капитализация Tesla, компании по производству электромобилей (EV), на долю которой приходится около двух третей его состояния, выросла на 300 миллиардов долларов. Один только этот прирост более чем в два раза превышает совокупную рыночную стоимость General Motors, Ford и Stellantis, «большой тройки» автопроизводителей Детройта. Хотя фондовый рынок Америки вырос по всем направлениям, восхождение Tesla было более крутым (см. график). Поскольку Маску принадлежит примерно 20% компании, ее рост увеличил его личное состояние на 60 миллиардов долларов. Следующая по величине фирма в портфеле Маска, SpaceX, является частной, поэтому скачок ее стоимости оценить сложнее. Но отчеты свидетельствуют о том, что ее акции также имеют гораздо более высокую цену, чем до выборов.
Диаграмма: Экономист
Инвесторы явно считают, что президентство Трампа будет полезным для фирм Маска. Этому есть три основных объяснения. Во-первых, правительство является крупным заказчиком SpaceX, в частности, с которой за последнее десятилетие было подписано контрактов на сумму более 15 миллиардов долларов. Большая часть этого приходится на NASA, но некоторые транзакции проводятся в военных целях. SpaceX заключила контракт на 14 миллионов долларов с Космическими силами США (младшей сестрой военно-воздушных сил) на обеспечение связи с украинскими вооруженными силами и правительством до 30 ноября через свою спутниковую сеть Starlink. Космические силы также платят SpaceX 733 миллиона долларов за вывод спутников на орбиту. Пентагон планирует включить 100 спутников военного подразделения SpaceX, Starshield, в свою собственную коммуникационную сеть. У Starshield также есть контракт на 1,8 миллиарда долларов, чтобы помочь секретному Национальному разведывательному управлению строить спутники-шпионы. У Агентства космического развития есть контракт на 149 миллионов долларов на отправку сообщений между спутниками SpaceX с помощью лазера и так далее.
Можно предположить, что такой обычай может быть еще более распространен, особенно со стороны администрации, хорошо настроенной по отношению к Маску. На данный момент SpaceX провела 90% всех орбитальных запусков в Америке в 2023 году. На долю государственных учреждений приходилось более 20% ее бизнеса. Кроме того, во время первого срока Трампа Федеральная комиссия по связи (FCC) предложила Starlink субсидии, чтобы помочь расширить доступ к широкополосному интернету в сельских районах. Но выплата почти 900 миллионов долларов была отменена во время президентства Джо Байдена. Она может быть восстановлена во время второго срока Трампа.
Строгость, с которой правительство обеспечивает соблюдение правил, также оказывает влияние на фирмы Маска. Они являются предметом 20 с лишним расследований и проверок различными федеральными агентствами. Национальный совет по трудовым отношениям, например, расстроен тем, как г-н Маск справился с кампаниями рабочих по объединению в профсоюзы Tesla. Министерство транспорта США пожаловалось на то, как Neuralink, компания Маска, производящая мозговые имплантаты, перемещает опасные материалы. А Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных считает, что SpaceX не сделала достаточно для защиты гнезд птиц рядом с местом запуска своих ракет в Техасе. Менее требовательная администрация могла бы устранить все эти проблемы.
Однако в грандиозной схеме бизнес-империи Маска его контракты с правительством — это мелочь, а жалобы регулирующих органов — это незначительные раздражения. Его компании стоят более 1 триллиона долларов. Его личное состояние оценивается примерно в 360 миллиардов долларов. По всем государственным контрактам SpaceX большая часть ее доходов поступает от Starlink, почти все клиенты которой являются коммерческими.
Безусловно, самый существенный способ, которым администрация Трампа может повлиять на его судьбу, — это разработка новых правил и отмена старых. Маск уже давно утверждает, что будущее Tesla зависит от успешного развития автономных транспортных средств. На данный момент автономное вождение регулируется на государственном уровне, что ставит Tesla в невыгодное положение по сравнению с Waymo, дочерней компанией Alphabet, фирмы, владеющей Google. Waymo уже использует «роботаксис» в нескольких городах, в то время как Tesla еще не запустила какие-либо полностью автономные сервисы. После того, как 17 ноября агентство Bloomberg сообщило, что переходная команда Трампа сообщила советникам, что планирует сделать федеральную систему беспилотного вождения приоритетом, акции Tesla взлетели, в то время как акции Uber и Lyft, которые могут пострадать от конкурентов, упали. Сообщается также, что Трамп пригласил Маска присоединиться к звонку с Сундаром Пичаи, боссом Alphabet, что является исключительной возможностью для коммерческого конкурента.
Еще одна потенциальная политика Трампа, отмена щедрого налогового кредита для электромобилей, также окажет большое влияние на Tesla. Хотя это сделало бы автомобили фирмы дороже, это навредило бы другим американским производителям больше, поскольку затраты Tesla ниже. «Это было бы разрушительно для наших конкурентов», — злорадствует г-н Маск. На самом деле, окончание кредита наряду с более высокими тарифами (еще одно обещание Трампа) может быть особенно выгодно для Tesla, чьи электромобили имеют самую высокую долю деталей, произведенных в Северной Америке в отрасли. Как внутренние, так и зарубежные конкуренты оказались бы в затруднительном положении.
Судьба SpaceX также в значительной степени зависит от регулирующих органов. Она получила одобрение FCC на запуск 12 000 спутников (у нее уже более 6 000 на орбите), но запросила разрешение еще на 30 000. Маск также часто и громко жаловался на вялость Федерального управления гражданской авиации (FAA), которое он обвиняет в «подавлении» инноваций «кафкианской бумажной волокитой». Он язвительно замечает, что может построить ракету быстрее, чем агентство сможет получить соответствующие разрешения. SpaceX разрабатывает новые космические аппараты путем частых испытаний и перепроектирования. Его коммерческие и правительственные конкуренты, как правило, более усердны и методичны. Таким образом, византийская бюрократия еще больше обременяет SpaceX. Более либеральный подход был бы благом.
Чувствительность фирм г-на Маска к регулированию создает вопиющие конфликты интересов в его предполагаемой роли соруководителя DOGE. Тем не менее, ни Трамп, ни Маск, похоже, не испытывают никаких сомнений. Трамп точно уловил эту проблему во время предвыборной кампании, когда проворчал: «Я за электромобили. Я должен быть, потому что Илон поддержал меня». Маск, со своей стороны, заявил, что его мечта и явная корпоративная цель SpaceX по колонизации Марса будут возможны только с помощью DOGE: «Департамент эффективности правительства — это единственный путь к продлению жизни за пределами Земли».
Потенциальные конфликты настолько очевидны, что Трамп, похоже, разрабатывает DOGE, чтобы обойти соответствующие правила. Объявляя о создании департамента, он уточнил, что Маск и Вивек Рамасвами, бизнесмен, ставший политиком, который будет его общим боссом, будут предлагать идеи о реформировании бюрократии «извне». Как советник, а не федеральный служащий, г-н Маск не будет подчиняться различным этическим правилам, отмечает Кэтлин Кларк из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Иллюстрация: Блейк Кейл
Но такая договоренность также может снизить эффективность DOGE, поскольку она будет больше похожа на комиссию, чем на обычное правительственное ведомство. На самом деле, преобладающее мнение в Вашингтоне заключается в том, что DOGE не будет иметь большого значения. Это происходит не из-за каких-либо сомнений в искренности или способностях господина Маска. Он проводил кампанию против бюрократии в течение многих лет, задолго до того, как появилась большая перспектива того, что он получит официальный мандат на ее сокращение. Он перенес штаб-квартиру Tesla из Калифорнии в Техас отчасти в знак протеста против бюрократических методов Калифорнии. В прошлом году он написал в типичном твите: «Как Гулливер, связанный тысячами маленьких нитей, мы теряем нашу свободу по одному регулированию за раз».
Как в Tesla, так и в SpaceX, г-н Маск показал себя мастером эффективности, снизив стоимость ранее разреженных технологий до такой степени, которую операторы считали невозможной. Трамп называет его «величайшим резчиком». (Избранный президент, похоже, особенно впечатлен решением г-на Маска после покупки X уволить около трех четвертей ее персонала, хотя стоимость X резко сократилась под руководством г-на Маска, что сделало ее почти неактуальной для него с финансовой точки зрения.) Сам Маск говорил о сокращении федерального бюджета на 2 триллиона долларов, или примерно на треть, и о резком упрощении налогового кодекса.
Но история усилий по сокращению регулирования и государственных расходов в Америке не внушает оптимизма. Камнем преткновения, как правило, является Конгресс, члены которого не стремятся ликвидировать рабочие места в своих округах. Рональд Рейган создал аналогичную организацию, известную как Комиссия Грейс, с четким мандатом на «осушение болота». Конгресс отложил свои предложения.
Поэтому господа Маск и Рамасвами заявили, что они будут рекомендовать изменения, которые Трамп может распорядиться в одностороннем порядке, без какого-либо нового законодательства. Они утверждают, что возможности для этого огромны из-за двух недавних постановлений Верховного суда, которые ограничили полномочия бюрократии и, таким образом, поставили под сомнение многие существующие правила. Но юридические проблемы с любыми реформами неизбежны, и у пары будет всего 18 месяцев, чтобы что-то сделать: DOGE не может формально начать работу до тех пор, пока Трамп не станет президентом 20 января, и должен завершить свою деятельность к 4 июля 2026 года.
Действительно, не исключено, что влияние господина Маска уже достигло своего пика. У него много бизнесов, и он не может поставить корпоративную жизнь на паузу на неопределенный срок ради бесконечных похлопываний по спине в Мар-а-Лаго, в поместье Трампа во Флориде или, со временем, в Белом доме. Президентские переходы по своей природе изменчивы, а их направление податливо, особенно до того, как будут выбраны наиболее важные кадры. Но менее чем через два месяца переходный период завершится, и на смену ему придут более жесткие, бюрократические структуры Вашингтона.
Не имеющий друзей
Точного исторического прецедента влияния Маска на Трампа не существует, но президенты и их бизнес-покровители, как правило, ссорятся. Уильям Херст, газетный магнат, быстро разочаровался во Франклине Рузвельте, чью первую президентскую кампанию он с энтузиазмом поддержал. Эндрю Карнеги, стальной барон, который в свое время был самым богатым человеком в мире, не смог заставить Теодора Рузвельта выслушать его о внешней политике. Теодор Рузвельт также скрестил мечи с Дж.. Морганом, основателем одноименного банка, после того, как заручился его помощью, чтобы положить конец забастовке шахтеров.
Уже есть признаки того, что Трамп не совсем в плену у Маска. Хотя Маск публично призвал назначить Говарда Лютника, финансиста с Уолл-стрит, министром финансов, Трамп вместо этого дал ему менее престижную должность министра торговли. Ходят слухи, что Маск препирается с давними советниками Трампа. На недавнем собрании в Мар-а-Лаго Трамп проявил намек на непостоянство, когда пошутил о Маске: «Я не могу вытащить его отсюда».
По крайней мере, опасения по поводу самонадеянного влияния Маска, вероятно, преувеличены. Доминирование SpaceX в стратегической отрасли не является беспрецедентным. В 1932 году IBM занимала 88% рынка табуляционного оборудования и 70% доли зарождающейся компьютерной индустрии в 1967 году. Его устройства имели решающее значение для Пентагона и разведывательных агентств, они использовались для всего, от противовоздушной обороны до криптоанализа. AT&T обладала монополией на телефонные услуги на протяжении большей части 20-го века и тем самым стала незаменимой для американских шпионов. Обе фирмы в конечном итоге столкнулись с антимонопольными исками, хотя успех SpaceX и Tesla обусловлен превосходными продуктами, а не монополией.
На практике влияние Маска на военные дела не так безгранично, как кажется. Во-первых, позиция SpaceX в области космических запусков является командной, но не монопольной, утверждает Дуг Ловерро, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона и НАСА. Подавляющее большинство запусков приходится на запуски собственных спутников, отмечает он. Уберите их, и картинка будет выглядеть более сбалансированной. По его словам, контракты Космических сил США на запуски с 2022 по 2027 год разделены примерно поровну между SpaceX и конкурирующим консорциумом. В планах Пентагона по созданию мегасозвездий для связи задействован десяток различных подрядчиков. Джефф Безос, основатель Amazon, создает конкурирующую фирму Blue Origin. Starship, между тем, хорошо подходит для отправки большого количества небольших спутников на низкую околоземную орбиту и доставки людей на Марс, утверждает он, а не для отправки больших военных и шпионских спутников на более высокие орбиты. «Дело в том, что это очень конкурентная сфера, — заключает г-н Ловерро, — особенно с точки зрения обороны».
Также неясно, сможет ли Маск на самом деле использовать свои рычаги влияния. «Так же, как правительство США нуждается в SpaceX, — говорит Джон Пламб, который до недавнего времени был помощником министра обороны, отвечающим за космос, — SpaceX нуждается в правительстве США». Компании требуются лицензии на деятельность от FCC и лицензии на запуск от FAA. Хотя Маск становится все более доминирующим поставщиком, правительство также является покупателем с необычной покупательной способностью. «По моему опыту, SpaceX является отличным партнером для Министерства обороны. Но если бы SpaceX по какой-то причине решила бросить вызов правительству США в полную силу, — заключает г-н Пламб, — это было бы ужасным, ужасным бизнес-решением и, откровенно говоря, калечащим для них». В случае необходимости президент может даже сослаться на Закон об оборонном производстве 1950 года, который позволяет правительству принуждать частные фирмы действовать в интересах национальной безопасности.
Даже мысль о том, что Маск может оказывать чрезмерное влияние на внешнюю политику, может быть перевернута с ног на голову. Близость Маска к Трампу можно рассматривать как обузу для его компаний за пределами Америки. Самым очевидным испытанием является Китай, где производится чуть более половины всех Tesla. Зависимость фирмы от Китая растет: в мае она заложила фундамент второго завода в Шанхае для производства аккумуляторов.
Рычаги, которые это дает китайским властям в отношении Tesla, уже, похоже, ограничивают действия Маска. Хотя во имя свободы слова он предоставляет Starlink доступ к иранцам с контрабандными терминалами, несмотря на возражения их правительства, в Китае он не сделал ничего подобного. Он склонен следовать официальной китайской линии в отношении Тайваня и не скупится на похвалы в адрес Китая как места для ведения бизнеса.
Дружественный огонь
Риск того, что Tesla может быть втянута в сделки Трампа с Китаем, очевиден. «Я думаю, что китайцы очень тщательно продумывают, как использовать Маска, чтобы дать понять Трампу, что тарифы сопряжены с издержками», — говорит Зак Купер из Американского института предпринимательства. Он отмечает, что у Китая мало контактов с Республиканской партией и, возможно, надеется, что Маск сможет помочь наладить отношения с администрацией Трампа. «Если Маск хочет продолжать зарабатывать значительные суммы денег в Китае, то они будут ожидать, что он будет играть положительную роль», — говорит г-н Купер, отмечая, что Китаю нужно всего лишь изменить правила для электромобилей, чтобы оказать большое влияние на судьбу Tesla.
Аналогичные риски относятся и к участию Маска в политике в целом. Теперь он настолько тесно связан с Трампом, что может отпугнуть некоторых людей от покупки Tesla, говорит Ту Ле из консалтинговой компании Sino Auto Insights. Несмотря на то, что во время выборов у X был рекордный трафик, с тех пор количество людей, покидающих платформу в пользу менее магаистских конкурентов, таких как Threads и Bluesky, резко возросло. Более того, альянс между технологическими либертарианцами, такими как Маск, и нативистскими популистами, которые являются основой поддержки Трампа, является хрупким. Один лагерь жаждет перемен, другой возмущается ими. Это неразрешимое противоречие.
Если что-то пойдет не так, Маск может пострадать от ужасных последствий. Его контроль над Теслой не является железным. В отличие от других технологических магнатов, таких как Марк Цукерберг, который владеет акциями Meta, материнской компании Facebook, 21% акций Маска в Tesla не полностью изолируют его от других акционеров. Если его политические взгляды в конечном итоге навредят компании, его все равно могут выгнать. Его большая доля в SpaceX обеспечивает большую защиту, но хорошие отношения с дядей Сэмом имеют важное значение для ее деятельности. Маск вступает в еще более сложную сферу, чем ракетостроение. Потребуется супер-гений, чтобы пройти по нему без происшествий.