Литовские охотники представляют свои предложения политикам

Литовское общество охоты и рыболовства (LMŽD) просит политиков внести срочные изменения, касающиеся природы страны и охотничьего сообщества Литвы. Охотники предлагают уменьшить противостояние интересов охотничьего сообщества и землевладельцев, сосредоточиться на расширении доступа к охоте, включить знания о животных и природе страны в систему школьного образования, расширить инфраструктуру как своих, так и военизированных клубов, вернуть весеннюю охоту на птиц, принять меры по защите от возможных потерь и рисков охоты … Это не полный перечень их предложений.

По словам Лаймонаса Даукши, директора LMŽD, на прошлой неделе политическим партиям страны было направлено рекомендательное письмо, призванное стимулировать инновации и обеспечить более тесное сотрудничество между политическими деятелями и хранителями природы страны.

“Мы прилагаем огромные усилия для реализации нашего плана прорыва в сообщество. Мы стремимся восстановить добрые отношения с общественностью, разрушить и уничтожить мифы, доставшиеся нам в наследство от прошлого. Поэтому мы должны быть проактивными и  открытыми для всех, кому небезразлична природа страны или дикие животные. Так родилась идея разработать пакет рекомендаций, направленных на более эффективную охрану природы Литвы и расширение использования для этого возможностей охотников, деятельность которых в  будущем может быть гораздо более эффективной и разнообразной, чем раньше”, – заявил директор общества охоты и рыболовства  Лаймонас Даукша.

По его словам, рекомендации сообщества охотников уже дошли до политиков страны и вошли в предвыборные программы политических партий. Они включают предложения: о срочном принятии мер по защите от возможных потерь и рисков, связанных с охотой охоты; о регулировании отношений между клубами и владельцами земель или лесов; о расширении школьных знаний об охоте и об использовании инфраструктуры охоты для укрепления национальной обороны; использование современного охотничьего оборудования, применяемого во всей Западной Европе; изменение методик возмещения фермерам ущерба, нанесенного охотничьими хозяйствами; изменение порядка охоты на птиц, наносящих ущерб хозяйствам; введение новых профилактических мер по предотвращению несчастных случаев с дичью; изменение закона о выдаче оружия, а также увеличение штрафов за умышленное браконьерство, рассчитываемых на основе принципа соразмерности.

“За несколько десятилетий мы доказали, что охотники в Литве – очень ответственное сообщество, о чем лучше всего свидетельствует десятикратное увеличение популяции дичи по всей Литве. Популяция оленей скоро превысит 100 000 особей, а популяция лосей – больше, чем население Укмерге”, – сказал он.

По словам Л. Даукши, растущие популяции дичи – это хорошие цифры, но в то же время они могут стать большой проблемой на дорогах.

“К сожалению, статистика неумолима, и мы должны осознать, что вероятность столкновения с дикими животными возросла в десятки раз. Мы должны не только осознавать это, но и принимать соответствующие меры для предотвращения катастроф”, – сказал он.

Среди рекомендаций, по словам г-на Даукши, есть конкретное предложение о том, как охотничьи клубы и войска страны могли бы интегрироваться в структуру национальной обороны, обеспечив их инфраструктуру.

“Более 800 клубов и обществ объединяют уникальное сообщество, которое не только идеально знает свою местность в том или ином регионе, но и управляет инфраструктурой, чтобы иметь возможность оказать необходимую поддержку в чрезвычайной ситуации. Речь идет о зданиях, технических средствах, таких как внедорожники или электрогенераторы, аптечках первой помощи. Проще говоря, у нас есть еще 800 пунктов по всей Литве, готовых помочь государству, если это потребуется”, – говорит он.

Рекомендательное письмо

Уважаемые лидеры политических партий Литовской Республики, руководители избирательных штабов, лица, курирующие вопросы охраны окружающей среды и готовящие партийные программы,

во избежание возможных противоречий и толкований, от имени охотничьего сообщества Литвы просим вас в новом Сейме 2024-2028 гг. уделить больше внимания охране природы Литвы, поддержанию, учету и контролю популяции литовской дичи, а также развитию западных охотничьих традиций и культуры в Литве.

Мы хотели бы отметить, что Литовское общество охотников и рыболовов (LMŽD) объединяет более 20 000 охотников и рыболовов, чье отношение к природе страны лучше всего демонстрирует растущая популяция диких животных и рыб в Литве и значительно более активная борьба с незаконной деятельностью в сельской местности, которая обычно предотвращается с помощью представителей нашего общества.

Мы были, есть и всегда будем открыты для любых дискуссий, связанных с природой Литвы, ее охраной или контролем, регулированием или изменениями в охоте или рыболовстве, и будем очень благодарны, если вы включите наше сообщество в дискуссии или обсуждения решений в этих областях, а также если мнения экологических организаций и ученых или представленные ими факты будут учитываться при реализации вышеупомянутых решений.

Для обеспечения позитивных изменений в природоохранной политике страны и общества мы даем ряд рекомендаций, которые считаем крайне важными:

Пожалуйста, обеспечьте прогрессивную и безопасную охоту, узаконив использование глушителей звука. LMŽD приветствует инициативу Сейма Литовской Республики, который уже разрешил использование ночных прицелов на охоте. Использование этого современного оборудования позволяет охотникам более эффективно обеспечивать соблюдение принципов благополучия животных и применение принципов селекции при регулировании численности дичи, и в то же время опровергает любые мифы о том, что легализация этих устройств нанесет какой-либо вред природе – охотники используют оборудование правильно, в строгом соответствии с порядком, предусмотренным законами Литовской Республики.

В соответствии с передовой практикой ЕС и других развитых зарубежных стран, использование шумоглушителей на охоте также должно быть узаконено как средство защиты здоровья и слуха охотников, снижения уровня шума в окружающей среде и обеспечения благополучия диких животных. В связи с этим LMŽD предлагает внести изменения в положения Закона о контроле оружия и боеприпасов и Закона об охоте, разрешив использование шумоподавителей на охоте, как это разрешено законодательной базой многих стран ЕС. Аргументы, научные исследования и экспертные заключения по этому поводу мы готовы представить вам в любое время.

Мы предлагаем дать возможность литовским школьникам больше узнать о лесах Литвы, природе, зверях, птицах, их популяциях и образе жизни, включив специальную учебную программу о них и разработав методические материалы совместно с охотничьим и рыболовным сообществом страны. Проводить различные образовательные мероприятия и занятия на природе для развития у школьников знаний в области познания природы/географии/биологии, совершенствуя как теоретические, так и практические пособия.

От имени охотничьего сообщества Литвы подтверждаем свою готовность оказать содействие в разработке и внедрении вышеуказанных учебных материалов, а также принять участие в практических мероприятиях, способствующих развитию знаний школьников о природе Литвы.

LMŽD также предлагает рассмотреть возможность включения в обязательную учебную программу знаний о животных, обитающих в Литве, и устойчивом использовании их ресурсов.

Мы предлагаем принять меры по усилению защиты от возможных потерь и рисков, связанных с охотой. Мы рекомендуем ввести обязательное гражданское страхование для каждого охотника с целью защиты от возможных убытков путем отдельного страхования охотника, которое не только покроет гражданскую ответственность за ущерб здоровью и имуществу третьих лиц, но и обеспечит дополнительную страховую защиту на случай смерти и инвалидности. Такая и подобная практика существует и в других странах, и литовские охотники, выезжающие на охоту за границу, уже обязаны оформлять страховку охотника.

Мы считаем, что именно Сейм Литовской Республики должен принять решение о соответствующих мерах по обеспечению безопасности людей во время охоты, и призываем к гармонизации запрета на охоту в Литве. Поскольку ущерб, наносимый дичью сельскому и лесному хозяйству страны, растет из года в год, следует также рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования пользователей охотничьих угодий на случай нанесения дичью ущерба сельскому и лесному хозяйству. Это позволит запретить все виды деятельности в сфере охоты, а не только те, которые связаны с применением огнестрельного оружия.

За последние 15 лет охоты в Литве произошло 24 несчастных случая. В соответствии с Гражданским кодексом Литовской Республики, если физическое лицо получило увечье или иную травму, лицо, ответственное за ущерб, обязано возместить пострадавшему все убытки и нематериальный ущерб, причиненный ему. К сожалению, в Литве страхование личной ответственности во время охоты в настоящее время недоступно.

Мы предлагаем обеспечить сохранение существующей структуры охотничьих угодий и защиту прав землевладельцев путем снижения противостояния интересов охотничьего сообщества и землевладельцев, а также путем создания правовой базы, устраивающей все стороны.

Действующая правовая база охоты, в соответствии с которой устойчивое использование охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях возложено на субъекты, которые управляли ими с незапамятных времен (в основном это ассоциации охотников и рыболовов), на основе принципа преемственности, привела к значительному увеличению популяции охотничьих животных.

Эта правовая база, защищающая существующую структуру и управление охотничьими угодьями, обеспечивает достаточную доступность охоты для широких слоев населения, особенно для тех, кто живет в регионах и желает охотиться.

Существующая система также обеспечивает стабильные поступления в бюджет за счет ежегодной платы за использование охотничьих ресурсов пользователями охотничьих угодий.

Кроме того, существующая законодательная база обеспечивает компенсацию ущерба, нанесенного дичью сельскохозяйственным и лесным угодьям, и обязывает охотничьи клубы/клубы возмещать этот ущерб фермерам или владельцам лесов. Действующая законодательная база обеспечивает достаточные гарантии прав владельцев земли и леса: (i) владельцы могут в любое время запретить охоту на своей земле; (ii) те, кто владеет 15 га земли или леса и имеет право на охоту, имеют право стать членами охотничьего клуба/ассоциации или охотиться на земле по договору.

Таким образом, существующая административно-правовая модель охоты, поддерживающая установленный состав охотничьих угодий и обеспечивающая их дальнейшее управление, должна остаться неизменной.

Вместе с тем, LMŽD  отмечает, что землевладельцы, желающие охотиться, должны быть лучше интегрированы в существующую структуру охотничьих коллективов, и что можно рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство об охоте, предусматривающих, что если оператор охотничьего угодья не обеспечивает землевладельцу или лесовладельцу возможность охотиться в единице охотничьих угодий, находящихся в его ведении, то такое право будет предоставляться законом на четко определенных условиях.

Мы рекомендуем принять меры по созданию оптимального механизма компенсации ущерба, наносимого дичью землям и лесному хозяйству. В настоящее время во всех случаях охотники возмещают владельцам (фермерам и лесникам) сельскохозяйственных и лесных угодий ущерб, нанесенный дичью этим угодьям. Дичь не принадлежит ни охотникам, ни пользователям охотничьих клубов, а является государственным достоянием, охрана и уход за которым – обязанность пользователей охотничьих угодий.

За право пользования охотничьими ресурсами охотники платят взносы в бюджет. Эти сборы используются для финансирования реализации Программы экологической поддержки. Они уплачиваются охотниками ежегодно, независимо от количества добытых животных, и ежегодно пополняют государственный бюджет с увеличением суммы, собранной с охотников.

Правила охоты на территории Литовской Республики устанавливают разрешенные сроки охоты на дичь, поэтому желательно, чтобы руководители охотничьих угодий не несли ответственности за ущерб, причиненный дичью сельскохозяйственным культурам и лесам, если он причинен дичью в неразрешенный период охоты на дичь. В этом случае средства, собранные с охотников за охотничьи ресурсы, могут быть направлены на компенсацию ущерба, или возможным компромиссным вариантом может быть снижение суммы предполагаемого ущерба сельскохозяйственным культурам на 50 %.

Мы предлагаем внести изменения в существующую законодательную базу, введя понятие “минимально допустимого ущерба” в методику расчета ущерба, нанесенного дичью, с вычетом 5% за любой ущерб, нанесенный сельскохозяйственным культурам, и 10% за кукурузу и другие бобовые культуры, поскольку дикие животные в дикой природе являются живыми организмами, которым необходим минимальный уровень питания. Аналогичным образом, ущерб, нанесенный сельскохозяйственным культурам, должен компенсироваться только в случае применения агротехнических мер защиты, определенных учеными, поскольку экономическая и коммерческая деятельность в сельском и лесном хозяйстве сопряжена с определенными рисками, поэтому фермеры должны сами принимать превентивные меры для минимизации воздействия на их собственность, неся при этом хотя бы минимальный риск возможного ущерба.

Мы предлагаем вернуть весеннюю охоту на птиц, чтобы помочь защитить урожай фермеров весной. LMŽD  поддерживает идею компенсации ущерба урожаю, нанесенного дикими птицами, из Программы поддержки охраны окружающей среды. Для уменьшения весеннего ущерба урожаю, нанесенного птицами, мы предлагаем установить период весенней охоты на белощеких казарок, тундряных и белолобых гусей с 1 марта по 15 апреля. Такая практика весенней охоты используется в соседних странах, где она служит своего рода превентивной мерой для снижения ущерба, наносимого птицами сельскохозяйственной деятельности.

Ежегодно сотни гектаров литовских посевов уничтожаются перелетными дикими птицами. Дикие водоплавающие птицы пролетают над посевами гороха, фасоли и кукурузы, вытаптывают и вырывают перезимовавшую озимую пшеницу, а фермеры не в состоянии защитить свои посевы от этих птиц. Уничтожение посевов приводит к серьезному ущербу для фермеров, который не компенсируется. Журавли и лебеди не являются промысловыми животными, и на диких гусей можно охотиться только осенью, но в настоящее время охота на них запрещена в период весенней миграции, когда ущерб, наносимый сельскохозяйственным культурам, наиболее велик.

Разрешение ограниченной охоты на гусей весной уменьшит ущерб, наносимый сельскохозяйственным культурам как охотничьими, так и не охотничьими птицами, благодаря присутствию охотников в этом районе.

Мы также предлагаем рассмотреть другие изменения в законодательстве, чтобы узаконить ограниченную охоту на птиц:

  • Как на инвазивный вид, мы предлагаем разрешить охоту на канадскую пустельгу круглый год, так как в настоящее время она разрешена с 15 августа по 15 декабря ;
  • Тундряной гусь, самый многочисленный из всех гусей во время миграции, должен иметь тот же срок охоты, что и другие виды гусей, так как он не стал другим видом из-за изменения систематики Орнитологического общества, а является тем же самым, что и бывший тундровый подвид жаворонка, на который всегда охотились;
  • В связи с ростом численности и предполагаемым ущербом для сельского хозяйства мы предлагаем перенести срок охоты на малого чернолобого гуся на 15 августа,
  • Вновь ввести весеннюю охоту на крякв;
  • Ввести охоту на хохлатых уток, нырков и шилохвостов, на которых можно охотиться вместе со всеми остальными утками с 15 августа, так как из-за поздней весны сроки были перенесены на один год и не восстановлены позже.

Мы предлагаем меры по предотвращению столкновений с дикими животными на дорогах и обеспечению безопасности граждан, путешествующих на автомобилях. На долю столкновений с дикими животными приходится пятая часть всех дорожно-транспортных происшествий, и с 2017 года число таких случаев стремительно растет. За 7 лет их число уже увеличилось примерно в 3,5 раза – с 2 422 в 2017 году до 6 351 в 2023 году. Помимо повреждений транспортных средств, в таких авариях страдают люди и животные.

Наше сообщество бесплатно собирает и утилизирует убитых на дорогах животных, а также осуществляет меры по управлению популяциями дичи. Таким образом, охотники оказывают государству услугу, как юридическую, так и практическую, снижая тем самым затраты на оказание государственных услуг.

Однако охотничье сообщество могло бы и дальше способствовать рациональному использованию средств государственного бюджета, оказывая государственные услуги или иные формы помощи в содержании региональных и лесных дорог. Например, знания охотников о миграциях животных и их гибели на дорогах могли бы помочь улучшить дорожную разметку, целенаправленно предупреждая автомобилистов о потенциальных угрозах, но для этого необходимо финансирование, которое можно обеспечить, включив этот вопрос в государственную программу.

Охотники готовы разработать и внедрить стратегию борьбы с дорожно-транспортными происшествиями и сократить количество аварий с участием диких животных на дорогах Литвы. Профилактика может включать в себя ультразвуковые свистки, бесплатно распространяемые среди владельцев транспортных средств, установку световых стимуляторов для отпугивания животных на дорожных столбах в лесных массивах, публичную карту дорожных происшествий с дикими животными, новые дорожные знаки и привлечение внимания в соответствии с видами животных, которые могут выскочить на дорогу, а также распространение информации.

Мы просим уделить больше внимания расширению традиций и доступности охоты, разрешив лицам заниматься охотой и ее пропагандой с 16 лет, а также изменить действующие правовые рамки владения огнестрельным оружием, разрешив владеть им лицам, достигшим 16 лет.

В настоящее время право на владение огнестрельным оружием в охотничьих целях и на охоту имеют лица, достигшие 18 лет. В зарубежной практике (например, в Латвии) есть примеры, когда такое право предоставляется лицам, достигшим 16 лет.

Важно отметить, что в соответствии с действующим законодательством разрешение на владение оружием могут получить и 16-летние постоянные жители Литовской Республики, если они являются представителями стрелкового спорта и имеют письменное согласие своих родителей, усыновителей или опекунов.

LMŽD  предлагает внести изменения в положения Законов Литовской Республики о контроле за оружием и боеприпасами и об охоте, предусматривающие, что право на владение огнестрельным оружием и право на охоту могут получить постоянные жители Литовской Республики, достигшие 16 лет.

Мы предлагаем дать возможность литовским охотничьим клубам, обществам и обществу в целом использовать свои знания, недвижимость и другие материальные активы в целях национальной обороны или сдерживания врагов, возложив на наше общество соответствующие роли в мероприятиях по реализации политики национальной обороны или сдерживания.

В Литве насчитывается более 800 клубов/обществ, охотничьи угодья которых занимают 6,5 миллионов гектаров литовской территории. У каждого из этих клубов есть специальные офисы и административные помещения, члены этих клубов прекрасно знают географию своих территорий, следят и защищают их как физическими средствами, так и с помощью передовых технологий, а активы клубов могут быть очень хорошо использованы или расширены в целях национальной обороны.

От имени охотничьего сообщества Литвы мы подтверждаем, что готовы оказать помощь в выработке рекомендаций нашему сообществу о том, как его члены могут внести свой вклад в национальную оборону, основываясь на предложениях учреждений, отвечающих за национальную оборону, или предоставляя конкретные предложения о том, как интегрироваться в нее.

Мы просим принять меры по повышению эффективности государственного контроля за охотой путем усиления контроля и ответственности за правонарушения против природы и животного мира путем повышения штрафов, разграничения умышленных и неумышленных правонарушений или ошибок.

В настоящее время большинство нарушений правил охоты выявляется в результате неопасных и/или непреднамеренных действий участников охоты. При нынешнем состоянии популяций, когда ограничена только охота на лося, основное внимание должно уделяться не проверке ошибок в охотничьей документации и расследованию других неопасных, формальных нарушений. Государственный экологический контроль должен быть направлен на тех, кто не имеет права охотиться, другими словами, на настоящих браконьеров.

Сообщество охотников и рыболовов выступает за то, чтобы Литва следовала практике зарубежных стран, где правонарушения и ответственность за них дифференцированы в зависимости от характера правонарушения.

В случае умышленных проступков штрафы и ответственность должны быть увеличены и ужесточены, в то время как непреднамеренная ошибка или проступок должны оцениваться пропорционально. Это позволит предотвратить браконьерство и обеспечить, чтобы лица, имеющие лицензию на охоту или рыбалку, все необходимые разрешения и должным образом занимающиеся этой деятельностью, но совершившие непреднамеренную ошибку, не рассматривались как браконьеры или как лица, намеренно наносящие ущерб природе, и к ним применялись бы соразмерные меры.

В связи с этим мы предлагаем инициировать внесение изменений в законодательство, чтобы четко разграничить умышленные и формальные, неопасные и непреднамеренные действия, наносящие ущерб природе.

Мы предлагаем принять меры по предотвращению вмешательства в законную охоту. Охота – это служение природе, государству и обществу. К сожалению, на практике уже есть случаи, когда законной охоте злонамеренно препятствуют, а виновные остаются безнаказанными.

Охотничье сообщество считает, что, следуя передовой зарубежной практике, действия, намеренно препятствующие законной охоте, должны стать основанием для привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих такую деятельность.

Мы будем очень признательны, если при обсуждении вопросов, связанных с природой страны, ее охраной, животным миром, водным хозяйством, рыболовством и охотой, вы учтете вышеуказанную позицию охотничьего сообщества при подготовке планов и программ вашей организации. Обращаем ваше внимание на то, что мы готовы предоставить полную и подробную информацию по каждой из вышеперечисленных рекомендаций или ответить на любые дополнительные вопросы, связанные с нашей деятельностью.

Мы также будем признательны, если вы укажете контактное лицо, комитет или другой отдел вашей организации, отвечающий за природу или окружающую среду страны.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.