Люди в Чехии опасаются есть оленину. Торговцы говорят, что это качественное, здоровое мясо животных, не подвергающихся стрессу. В нем содержится в десять раз больше витаминов, чем в говядине, однако в Чехии его едят всего около одного килограмма на человека в год.
По данным Чешского статистического управления, это лишь малая часть от общего потребления мяса на душу населения, которое, по последним данным, составляет 82,9 кг, из которых более половины приходится на свинину.
Министр сельского хозяйства Марек Выборный попросил Ассоциацию торговли и туризма Чешской Республики проанализировать ситуацию на рынке мяса дикого кабана и оленя. Согласно переписке между ассоциацией и министерством, которая имеется в распоряжении MF DNES, ассоциация была бы признательна за проведение государственной информационной кампании, чтобы объяснить населению преимущества мяса и уменьшить страх перед употреблением диких животных.


Однако министерство не собирается этого делать, ссылаясь на будущие крупные отстрелы животных, которые, вероятно, произойдут, если будет одобрена обсуждаемая сейчас поправка к Закону об охоте. Критики называют ее “нокаутирующей” поправкой, которая позволит радикально сократить численность перенаселенных животных в лесах. “Учитывая, что на оленеводческих предприятиях будет перерабатываться больше оленины и поставляться в розницу по более низким ценам, я считаю, что торговые сети смогут предлагать оленину на продажу по выгодным ценам”, – написал министр президенту ассоциации.
Он предполагает, что если спрос возрастет, то это может быть не просто дорогостоящая диверсификация меню. “Я верю, что вместе мы найдем способ принести ценный с точки зрения питания продукт, которым, несомненно, является оленина, в чешскую кухню на благо всех нас”, – добавил он.


По словам Томаша Прузы, президента Союза торговли и туризма, это не похоже на кампанию, потому что государство на самом деле удовлетворено.
Тушеное мясо кабана и стейки из оленины
Бакалейные сети обычно предлагают оленину только в зимний сезон, с октября по март. “Это довольно маржинальный продукт, в основном из-за высокой цены, которая находится на одном уровне с говядиной, продажи которой в последние годы довольно сильно снизились. Оленина не очень прижилась в чешских семьях. Несмотря на образовательные сетевые кампании, продвигающие рецепты и инструкции по обработке мяса дичи, большинство чехов ходят за олениной в рестораны”, – поясняет Пруза в своем письме.
Из мяса дичи в супермаркетах больше всего продается гуляш из мяса кабана и стейки из оленя. Товар продается на двух-пяти рынках, где реализуется около 10 тонн оленины.
Торговцы предпочитают, чтобы оленина была расфасована на куски весом от 230 до 300 граммов на пластиковых лотках. “Торговцы, с которыми удалось связаться, готовы вести переговоры о более крупных поставках, и если цена окажется более выгодной, а объемы достаточными, можно будет рассмотреть возможность проведения специальных акций по продаже оленины, полученной в результате принудительной выбраковки. Разумеется, оленина должна соответствовать всем санитарным и ветеринарным нормам и поставляться в пригодном для продажи виде”, – добавил Пруза.


Государство сообщило торговцам, что пытается развивать продажи, например, через сайт prozverinu.cz, где помимо рецептов есть еще и контакты охотников. Два года назад оно обновило указ, согласно которому оленине будет легче добираться до посетителей. Когда госпредприятия пытаются предложить дичь, по словам представителя Военных лесов и ферм Чехии Петера Томана, спрос потихоньку растет. «Мы видим тенденцию роста спроса, в основном среди молодежи, которая хочет мясо с низким содержанием жира и при этом полезное для здоровья. Какая оленина пользуется спросом, — говорит он.
Пока неясно, будут ли в конечном итоге более масштабные отстрелы крупной дичи. Охотники категорически отвергли поправку к закону, согласно которой их права будут ограничены. По некоторым новостям до сих пор нет согласия даже внутри правительственной коалиции.
С другой стороны, нежелание организовывать образовательные кампании не слишком удивительно. Министерство имеет многолетний печально известный опыт их проведения. Самой известной была, вероятно, кампания «Домашняя рыба», которая должна была увеличить потребление пресноводной рыбы на 178 миллионов крон примерно в 2010 году. В то время, среди прочего, государство финансировало в течение десяти месяцев линию кризисной информации на случай постуления в торговлю бракованного мясе рыбы. Линиями почти никто не пользовался, поэтому в 2008 году цена одного звонка выросла почти до девяти тысяч крон и Верховный контроль раскритиковал акцию.