Истребитель пятого поколения Су-57 ВВС России на авиасалоне в 2017 году. Россия изо всех сил пытается выставить сколько-нибудь значительное количество Су-57 Сергей Бобылев/ТАСС через Getty
Военно-воздушные силы Путина до сих пор располагают лишь горсткой самолетов пятого поколения
Поставки новых истребителей-невидимок Lockheed Martin F-35 «Lightning» вооруженным силам США и их союзников возобновились после годичной паузы. А на другом конце света корейская компания Aerospace Industries в Южной Корее строит первую партию истребителей-невидимок KF-21.
В России, однако, производство истребителя-невидимки Су-57 (по классификации НАТО «Felon») застопорилось. И есть одна главная причина, почему.
«Очевидно, что военная промышленность России сильно зависит от западных компонентов, особенно в электронике», — объясняет украинская аналитическая группа Frontelligence Insight.
Санкции, введенные западными правительствами за 31 месяц с тех пор, как Россия начала войну против Украины, ограничили поставки этого критически важного оборудования. В результате «производство Су-57 находится под угрозой», заключили в Frontelligence Insight.
Большой, быстрый истребитель с уклонением от радаров, одноместный двухдвигательный Су-57 является российским ответом американскому Lockheed Martin F-22 Raptor. Он призван заменить старые МиГ-29 и Су-27 Микояна, а также его варианты на вооружении российских ВВС.
Су-57 впервые поднялся в воздух в 2010 году, через 20 лет после того, как в воздух поднялся первый в мире стелс-истребитель пятого поколения «Раптор». В течение следующего десятилетия рабочие «Сухого» вручную собрали 10 тестовых моделей. А в 2019 году Кремль подписал контракт на 76 серийных самолетов, по-видимому, по цене около 50 миллионов долларов за экземпляр.
Но там, где Lockheed выпускает более 150 F-35 пятого поколения в год, «Сухой» изо всех сил пытается произвести лишь малую часть этого числа. Российская фирма поставила ВВС первые 10 серийных Су-57 в 2022 году и еще 11 в 2023 году. Сообщается, что в этом году «Сухой» передал всего несколько дополнительных самолетов.
А тем временем российские военно-воздушные силы потеряли в авариях два Су-57 – один испытательный образец и серийный самолет. В июне в результате удара украинского беспилотника по Ахтубинскому государственному летно-испытательному центру на юге России был уничтожен по меньшей мере еще один Су-57 на земле.
Не исключено, что спустя 14 лет после первого полета этого типа на вооружении находится чуть более 30 Су-57, треть из которых — тестовые модели, в которых потенциально отсутствует часть запланированной электроники. Это ничтожное количество для военно-воздушных сил, которые развертывают около тысячи истребителей на передовых рубежах и которые потеряли сотню из них в боях над Украиной с февраля 2022 года.
Поразительно, но темпы поставок новых Су-57, похоже, сильно упали в период с 2023 по 2024 год. Как правило, темпы поставок новых типов истребителей увеличиваются из года в год для данного многолетнего заказа, поскольку рабочие приобретают опыт и дает эффект масштабирование.
Су-57 является исключением из этого правила. Очевидно, что с помощью целенаправленных санкций Соединенные Штаты и их союзники притормозили модернизацию российских военно-воздушных сил.
Изучив российские документы, Frontelligence Insight обнаружила некоторые из основных узких мест, в том числе аттенюатор под названием WA36 и блоки питания, обозначенные PLR7 60-12 и EA-PS 3150. Эти компоненты являются частью МППУ-50 — устройства немецкого производства для калибровки систем связи на Су-57.
Если раньше «Сухой» мог легально ввозить МППУ-50 и детали к МППУ-50, то теперь он вынужден незаконно приобретать их у третьих лиц. «Учитывая, что российское военное производство продолжало расширяться в 2023 и 2024 годах, очевидно, что они находят способы контрабанды ключевых компонентов или закупки китайских заменителей для поддержания производства», — отметили в Frontelligence Insight.
Но незаконный импорт требует времени, усилий и денег, что замедлило темпы производства новых Су-57 и, вероятно, увеличило стоимость одного самолета.
Еще в 2020 году по крайней мере один российский обозреватель призывал Кремль пересмотреть свой план модернизации авиации. «Вместо того, чтобы пытаться сделать десяток «золотых» Су-57 в течение нескольких лет, можно заменить старые [МиГ-29] на новые МиГ-35, — обновленный МиГ-29 — с современной авионикой, отличным вооружением и радаром «Жук» с активной фазированной антенной решеткой», — написал обозреватель для ВПК, который освещает российскую оборонную промышленность.
«Кроме того, МиГ-35 стал более экономичным, что тоже имеет большое значение», — добавил обозреватель. Аргументы против Су-57 и за возобновление производства более старых и простых типов самолетов стали еще более убедительными сейчас, когда российская промышленность изо всех сил пытается найти критически важные иностранные компоненты.
Но даже разворот России в сторону менее совершенных истребителей стал бы своего рода победой для противников России. Программа Су-57 должна была помочь российским военно-воздушным силам догнать ВВС США. Но «Сухому» так долго не удается построить небольшое количество Су-57, что американцы на самом деле вырываются вперед с технологической точки зрения.
ВВС США уже определяют требования к новому стелс-истребителю, который заменит их 180 F-22. Этот новый истребитель Next Generation Air Dominance может подняться в воздух до того, как русские, наконец, получат 76-й и последний Су-57 из первоначального производственного заказа.
