Последние военные преступления Путина рискуют обернуться полномасштабной войной с НАТО

Минные тральщики различных стран участвуют в учениях у берегов Турции, 26 сентября 2024 года. Турция недавно сформировала совместные противоминные силы (MCM) с Болгарией и Румынией в Черном море Беркан Четин/Анадолу через Гетти

Неужели сейчас подходящее время отказаться от самых лучших средств по обезвреживанию морских мин в мире?

Во время недавних учений НАТО у берегов Болгарии авиация союзников сообщила об обнаружении более 100 мин в Черном море. Теперь, когда его военно-морской флот отброшен в восточную часть Черного моря, Владимир Путин пытается использовать мины, чтобы ограничить или отрезать экспорт украинского зерна. Грубо нарушая международное право, он использует дрейфующие мины, и, что еще хуже, бесцеремонно рискует нарушить территориальные воды стран НАТО.

Мины являются самым простым и одним из самых эффективных морских вооружений. В мировых войнах, Корее, Вьетнаме, Суэцком канале и Фолклендской войне мины использовались всеми сторонами.

Иранские постановки мин во время танкерных войн 1980-х годов привели к значительным операциям по противоминной борьбе (MCM – mine countermeasures ). Они оказались не совсем удачными: фрегат USS Samuel B Roberts подорвался на мине и едва не затонул. Как и тогда, это привело к немедленному ответному удару США в виде операции «Богомол», однодневного штурма, в ходе которого США уничтожили две иранские морские базы, потопили один иранский фрегат и повредили другой, а также потопили по меньшей мере три небольших судна.

Кроме того, во время войны в Персидском заливе в 1991 году Ирак широко использовал мины: крейсер USS Princeton и большой палубный десантный корабль USS Tripoli, служивший в то время базой для вертолетов MCM, были сильно повреждены.

В современную эпоху хуситы использовали мины с 2015 года, чтобы угрожать коммерческому судоходству в Красном море, задолго до того, как они попали в заголовки газет, запустив ракеты после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Хуситы, похоже, в настоящее время перестали уделять особое внимание минированию, вероятно, потому, что они не хотят совершать длительные вылазки в море, где США могут их обнаружить и нанести удар.

Причина, по которой мины распространены повсеместно, заключается в том, что они дешевы, просты в изготовлении, просты в развертывании и им трудно противостоять.

Существует множество норм международного права, регулирующих использование морских мин, в том числе Гаагская конвенция VIII от 1907 года (показывающая, как долго это было проблемой), Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), Сан-Ремское руководство по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (1994 год) и положения Международной морской организации (ИМО) о безопасности судоходства, все подробно описывают, как морские мины можно и нельзя применять.

Морская мина времен Второй мировой войны взорвана у берегов Кента водолазами Королевского флота, шлейф достиг 300 футов (91 м) в воздух. Донные мины, установленные на морском дне, являются одними из самых мощных созданных обычных видов оружия.  Дерек Кокс/PA

В частности, Гаагская конвенция гласит, что дрейфующие мины должны приводить себя в безопасное состояние не более чем через час дрейфа, а заякоренные мины должны приводить себя в безопасное состояние, если они отрываются от швартовки. В целом, мины, как и другие классы оружия, не должны использоваться для неизбирательных атак на гражданских лиц и/или нейтральных лиц: это часто означает, что если вы устанавливаете минное поле, вы должны объявить, где оно находится.

Однако, к сожалению, эти правила распространяются только на нас. Никто из наших противников, потенциальных или реальных, не заботится о них ни на йоту. Россия не подписала Гаагскую конвенцию и вряд ли согласится с мнением Chatham House о том, что она «приобрела статус обычного международного права, что делает его обязательным для всех государств». Враги, такие как Иран и Россия, свободно устанавливают мины, в том числе специально разработанные долгоживущие дрифтеры, отрицают, что они это делали, а затем наблюдают за результатами с безопасного расстояния.

Теперь мы переходим ко второму вопросу с минами: насколько сложно их разминировать. Некоторые военно-морские силы, особенно европейские, имеют эффективные силы MCM, но многие их не имеют. Это одна из областей, в которой США на удивление слабы: ВМС США не любят специализированные корабли для поиска мин и институционально предпочли бы, чтобы MCM можно было делать с использованием чего-то более интересного. Исторически сложилось так, что ВМС США пытались заниматься тралением мин с помощью вертолетов и обученных дельфинов, но ни один из этих методов не работает должным образом. В 1990-х годах они неохотно получили несколько кораблей-тральщиков, но теперь планирует вывести их из эксплуатации и сделать MCM периодической миссией для своих несчастных прибрежных боевых кораблей.

Великобритания до недавнего времени могла претендовать на то, чтобы не иметь себе равных в MCM с приличными силами высококвалифицированных минных тральщиков, способных обнаруживать мины с помощью специализированных гидролокаторов и бороться с ними с помощью дистанционно управляемых систем или водолазов. Водолазы также были полезны для извлечения дистанционных систем, когда они выходили из строя, среди различных других задач.

Однако теперь мы, британцы, поддались вариации американской болезни и избавляемся от всех наших минных тральщиков в пользу дистанционно управляемых надводных и подводных беспилотных систем дальнего действия. Они будут базироваться на борту гражданских «материнских кораблей», дешево приобретенных у офшорной промышленности, и укомплектованных экипажами Королевского вспомогательного флота, а не самого Королевского флота. Это делается в первую очередь для экономии, а не по какой-либо другой причине.

Первый материнский корабль, RFA Stirling Castle, уже куплен, но он не готов к использованию, и, если верить появляющимся сообщениям, он может никогда не быть готов. Безусловно, пройдет много времени, прежде чем RFA, в настоящее время находящийся в смертельной спирали поиска рабочей силы, сможет найти для него экипаж.

Тем временем мы раздаем румынам и украинцам несколько наших списанных минных тральщиков Королевского флота, проверенных и испытанных средств, которые действительно работают. Они будут очень полезны, когда турки решат пропустить их через Босфор.

В очередной раз сокрушительные долгосрочные финансовые ограничения загнали Королевский флот в угол. Флот усердно говорит о важности ведения войны на морском дне, в то же время отдавая те средства, которые лучше всего справляются с этой задачей.

Даже если у вас есть достаточные, эффективные силы MCM, есть две реальности в разминировании морских мин: это занимает много времени, и вы никогда не можете быть уверены, что у вас есть все – все, что вы можете сделать, это обеспечить снижение уровня статистического риска в данном районе или коридоре. Чем больше площадь и чем ниже желаемый риск, тем больше времени это занимает, причем необходимое время увеличивается в геометрической прогрессии по мере приближения к полной безопасности.

Если вы обнаружите большое количество мин и вам придется обезвредить их во время расчистки коридора, время увеличится еще больше. И если присутствуют незаконные долгоживущие дрейфующие мины, то свободный коридор в один день не переносится на следующий. Мины на суше тоже опасны, но, по крайней мере, там, как только вы очистили территорию, она остается разминированной. В море это не так.

До сих пор в Черном море минные удары были, к счастью, редкими. Эстонское грузовое судно MV Helt было подбито и потоплено у берегов Одессы в марте 2022 года. Все шесть членов экипажа остались невредимыми. Тот факт, что она была поражена на якоре, говорит о том, что это была свободно плавающая мина. Сухогруз «Виссос» получил удар в районе кормы по пути в порт Измаил на Дунае. Быстрое решение капитана намеренно посадить корабль на мель спасло его от затопления.

Чтобы попытаться противостоять этому, Турция, Румыния и Болгария подписали меморандум о взаимопонимании в Стамбуле, учредив Военно-морскую группу противоминной борьбы в Черном море (MCM Black Sea), но размер зернового коридора (310 морских миль) представляет собой огромную проблему даже для этих совместных усилий MCM.

У России есть несколько военных способов установки мин в Черном море, от подводных лодок класса «Кило» до военных кораблей, самолетов и вертолетов. Учитывая, насколько в настоящее время находится в затруднительном положении Черноморский флот России, оттесняемый все дальше и дальше на восток инновационным и изобретательным использованием Украиной морских беспилотников, возможности России использовать эти варианты в настоящее время ограничены. Но проблема минных постановок в том, что это может сделать практически любое судно. Иран специализируется на рыболовных судах с бочками на корме, которые открываются, чтобы извлечь мины, и рельсом, с которого они могут быть запущены. Такие методы трудно обнаружить и в значительной степени отрицаются.

Как заметил один американский адмирал, испытывавший неприятности с вражескими минами, во время Корейской войны:

«Мы потеряли контроль над морями из-за страны, не имеющей военно-морского флота, использующей оружие, созданное до Первой мировой войны, заложенное судами, которые использовались во время рождения Христа».

Российская кампания по добыче полезных ископаемых в Черном море – это не просто военное преступление: это не просто злобная попытка использовать голод в качестве оружия, отрезав одного из крупнейших в мире поставщиков зерна, хотя это и то, и другое. Путинская кампания по добыче полезных ископаемых на море также рискует спровоцировать прямую войну с НАТО. Турция, Болгария и Румыния являются странами НАТО, и зерновой коридор находится в пределах их территориальных вод: не в их гораздо более крупных исключительных экономических зонах, а на их фактической морской территории, в пределах 12-мильного лимита. 11 сентября балкер «Айя» был поражен российской ракетой в ИЭЗ Румынии, но это не акт войны против Румынии (и, следовательно, НАТО): это просто военное преступление, совершенное в открытом море.

Вопрос в том, что происходит, когда свободно плавающая мина дрейфует в территориальные воды НАТО и топит или повреждает там судно? Такова ситуация в соответствии со статьей 5 НАТО: члены альянса обязаны реагировать на такое нападение так, как если бы это было нападение на них всех. Вот почему существуют правила контроля за использованием мин и почему так опасно, когда их игнорируют.

Отправка списанных минных тральщиков класса Sandown в Румынию и Украину, безусловно, является важной частью решения для них (как только корабли будут допущены в Черное море), но это поднимает вопрос: что мы должны пожертвовать, а что нам нужно оставить для себя, пока наша собственная новая программа Mine Hunting Capability (MHC) созревает. Я не притворяюсь, что это не сложная дилемма, но я уверен, что кросс-Уайтхолловская система, позволяющая точно расставлять приоритеты в обороне, а затем решать, что мы отдаем, не существует.

Минная война будет актуальна всегда, и свобода судоходства всегда будет зависеть от умения вести эффективную МCМ. Сегодня это живая угроза в Черном море, и из-за ее неизбирательного характера это лишь вопрос времени, когда российская добыча полезных ископаемых вызовет крупный инцидент, который может обостриться.

Решение негламурное, техническое, трудоемкое и дорогое. Ей нужно больше ресурсов, а не меньше, как у нас, так и за рубежом.

Том Шарп — бывший офицер Королевского флота

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.