Осталось всего несколько месяцев до вступления в силу всеобъемлющего регламента ЕС по борьбе с обезлесением. В письме к правительству Эрик Хаара, генеральный директор TMF Trä- och Möbelföretagen, и Вивека Бекеман, генеральный директор Skogsindustrierna, предупреждают, что это законодательство рискует дестабилизировать шведскую лесную и деревообрабатывающую промышленность.
Постановление о борьбе с обезлесением вступит в силу в начале года и предъявит совершенно новые требования ко всем компаниям, которые производят, импортируют или торгуют древесиной, а также соей, каучуком, масличной пальмой, кофе, какао или крупным рогатым скотом. Однако амбициям Еврокомиссии мешают задержки и нормативная база, которая одновременно и чрезмерна, и ущербна.
Новое законодательство является частью так называемой “Зеленой сделки” и направлено на предотвращение торговли сырьем, которая способствует обезлесению и деградации лесов. Закон означает, что все участники рынка, включая тех, кто обрабатывает или перерабатывает вышеупомянутое сырье, будут нести ответственность за то, что происходит на более ранних этапах цепочки.
На все компании, которые, как считается, торгуют или производят продукцию из древесного сырья, будут наложены широкие обязательства по отчетности и повышенные требования к отслеживанию. По предварительным оценкам, это затронет около 60 000 шведских компаний.
Но как это будет работать на практике, пока неясно, несмотря на то, что новые правила вступают в силу в декабре. Неясные цели и требования ЕС, а также задержка с составлением карты стран, находящихся в зоне риска, привели к вакууму для компаний, которые сейчас находятся в самом разгаре неопределенного и бурного времени, когда от них внезапно требуют играть по новым правилам без каких-либо указаний.
Цель закона о борьбе с обезлесением похвальна. Природа – это основа, на которой строится наша глобальная экономика и общество: более половины мирового валового внутреннего продукта зависит от природных ресурсов и услуг, созданных благодаря им.
Но в нынешнем виде ЕС, к сожалению, рискует уничтожить инновационную мощь компаний, которые всегда были в авангарде “зеленого” перехода, который мы наблюдали до сих пор. Постановление охватывает не только реальную проблему вырубки лесов – здесь ЕС просто гоняется с ружьем за комарами. По данным Всемирного фонда дикой природы, проблема обезлесения существует в основном в тропических регионах, таких как Латинская Америка, Африка и Юго-Восточная Азия. А по данным ответственного органа Швеции, Шведского лесного агентства, в ЕС, и тем более в Швеции, нет серьезных проблем с обезлесением.
Однако это также не влияет на применение Регламента. Задержка в составлении Европейской комиссией карты и оценке стран-производителей означает, что на данный момент все страны относятся к категории нормального риска, независимо от того, являются ли они странами высокого риска, такими как Индонезия и Бразилия, или странами с отсутствующим обезлесением, как Швеция.
Постановление вызвало бурю эмоций и на международном уровне. На момент написания статьи несколько крупнейших торговых партнеров Европы, в том числе США и Китай, выступили с критикой и поставили под сомнение возможность реализации постановления. Несколько послов ЕС выразили обеспокоенность, а в некоторых странах-членах ЕС обеспокоенность министров сельского хозяйства противопоставляется более благоприятной позиции министров охраны окружающей среды. Кроме того, все заинтересованные отрасли ЕС призвали Комиссию дать больше времени на внедрение.
Неопределенности, связанные с внедрением правил, на этом не заканчиваются. Руководство, подготовленное Комиссией, которое послужит основой для интерпретации правил государствами-членами, до сих пор отсутствует. И как только руководство будет опубликовано, вопросов станет еще больше. Ожидается, что система принудительного отслеживания, которую власти будут использовать для отслеживания продукции по цепочке создания стоимости с помощью геолокации, будет завершена только в ноябре, то есть чуть более чем за месяц до вступления закона в силу. А шведская комиссия, которая займется адаптацией шведского законодательства к нормам о борьбе с обезлесением, должна представить свой доклад только в середине февраля следующего года, то есть более чем через два месяца после вступления закона в силу.
Шведская деревообрабатывающая промышленность состоит в основном из небольших компаний, но они являются основными работодателями в небольших городах по всей стране. Лесная промышленность обеспечивает значительные налоговые поступления и играет важную роль в обеспечении занятости и благосостояния населения, не в последнюю очередь в сельских районах. Существует риск, что административное бремя законодательства окажется настолько обременительным для этих различных компаний, что это приведет к наказанию тех, кто создает рост и рабочие места и делает Швецию конкурентоспособной.
Компании рискуют получить серьезные штрафы и быть вытесненными из бизнеса, если они быстро не адаптируются к несовершенной нормативной базе, которая еще не доработана, но, тем не менее, вступит в силу на рубеже года.
Единственное разумное решение – дать компаниям больше времени, отложив дату введения в действие и одновременно проанализировав, как можно реализовать это постановление на практике. Поэтому настало время, чтобы шведское правительство взяло на себя инициативу и вместе с другими европейскими странами добилось отсрочки введения регламента в действие, а также обратилось с этим вопросом в Европейскую комиссию. В противном случае доверие к нормативно-правовой базе будет подорвано, а административное бремя для лесной и деревообрабатывающей промышленности Швеции окажется катастрофическим.
“Зеленая сделка” – это амбициозный проект ЕС, который определил курс работы Европы в области климата на несколько десятилетий вперед. Если мы не сделаем все правильно с самого начала, то рискуем потратить эти десятилетия на восстановление разрушенной системы.