Упаковка присутствует в нашей повседневной жизни – от картонной коробки, в которой перевозятся детали в автомобильной промышленности, до стаканчика с йогуртом, который мы выпили сегодня утром. Упаковка была с нами в прошлом, есть с нами сегодня и будет с нами в будущем.
В настоящее время в обществе растет озабоченность экологией и реальной устойчивостью, далекой от политики “зеленого промывания”, что ставит упаковку и ее воздействие на окружающую среду в сложную ситуацию.
В 2017 году Европейская комиссия взяла на себя обязательство обеспечить, чтобы к 2030 году вся пластиковая упаковка подлежала вторичной переработке. Это напрямую связано с задачей сокращения выбросов углекислого газа на 55 % по сравнению с 1990 годом.
Кроме того, новые правила направлены на создание циркулярной экономики к 2050 году, что напрямую влияет на одноразовый пластик и сокращение содержания стойких химических веществ в пластике. Все это соответствует Целям устойчивого развития (ЦУР) Повестки дня ООН на 2030 год.
В этих условиях промышленность и компании стремятся оптимизировать, сократить или адаптировать свою упаковку, чтобы сделать ее более экологичной.
Грибы как экологичная альтернатива
В среднем в 2021 году в Европе на одного человека приходилось 189 кг упаковки. Из них на пластик приходится 25,91 кг на человека. Эти показатели постоянно растут. Среди пластиков пенополистирол (EPS) широко используется в упаковке благодаря своим хорошим теплоизоляционным свойствам, ударопрочности и небольшому весу. Однако его нефтяное происхождение значительно ограничивает его биоразложение, которое, по оценкам, занимает от 500 до 800 лет.
Хорошей альтернативой использованию этих пластиков являются микроматериалы или микокомпозиты. Они представляют собой сочетание мицелия, грибковой структуры, с другими недорогими целлюлозными растительными источниками, такими как опилки, солома, конопля и кокосовое волокно.
Мицелий состоит из сети тонких корневидных нитей, называемых гифами, которые распространяются по почве. Он инертен, быстро растет и восстанавливается. В целлюлозной среде мицелий остается прикрепленным к субстрату и способен его переваривать. В результате получается прочный, натуральный материал. Его интерес заключается в трех основных аспектах:
Он на 100% экологичен: он разлагается в окружающей среде и даже способен питать другие виды растений.
Он использует природные ресурсы: он оказывает минимальное воздействие на окружающую среду и потребляет мало энергии при добыче и производстве.
Он очень универсален: он адаптируется к сложным формам и размерам.

Мицелий вешенки (Pleurotus ostreatus), выращенный в лаборатории. Tobi Kellner/Wikimedia Commons, CC BY-SA
Вклад в круговую экономику
Микокомпозиты легки (по плотности схожи с пенополистиролом), обладают хорошей амортизационной способностью и хорошими акустическими свойствами. Все это делает их хорошими кандидатами для упаковочного сектора.
Кроме того, благодаря хорошей компостируемости, использование микокомпозитов позволяет интегрировать их в растительную среду после завершения жизненного цикла, выступая в качестве удобрения для почвы. Другими словами, это материал с бесконечным циклом, который способствует развитию циркулярной экономики и системы переработки или сверхпереработки продукции.
Однако не все в этом материале золотое. Его неоднородный и растительный вид, бархатистая текстура и отделка, сильно зависящая от условий производства, заставляют пользователей неохотно использовать его. Поэтому хороший дизайн упаковки необходим, чтобы разрушить барьеры доступа и способствовать принятию рынком и промышленностью.
Микродизайн: как повысить его признание
Дизайн продукции ставит своей главной целью решение проблем и удовлетворение потребностей людей, предлагая продукты, которые являются функциональными, инновационными, понятными, доступными и долговечными, а также эстетичными и привлекательными.
Выбор и применение материалов играют решающую роль в создании хорошего продукта. Они даже могут быть ключевыми в стратегии инноваций и переопределения продукта.
Включение микоматериалов в промышленность должно учитывать восприятие потребителей, находя баланс между новизной и традициями, чтобы их новая эстетика была принята. Кроме того, необходима эффективная коммуникация, включающая четкое сообщение о полезности продукта, его преимуществах и происхождении материалов.
Такие компании, как Ecovative, Mogu или Grown bio, являются лидерами в области использования мицелия в продуктах. Их предложения направлены на создание продуктов, которые максимально используют свойства микоматериалов благодаря тщательному, честному и дружелюбному дизайну. Эти стратегии способствуют позитивному восприятию микоматериалов, приближая их к пользователю и, следовательно, облегчая их внедрение в промышленность в будущем.

Культивируемый мицелий грибов для производства различных продуктов. Ecovative Ключи к упаковке на основе мицелия Микокомпозиты являются хорошей альтернативой в качестве заменителя пластика в упаковочном секторе. Используя их легкость и способность к амортизации, можно создавать новые экологичные упаковочные системы с низким углеродным следом. Кроме того, использование отходов агропромышленного производства (соломы, конопли, кокосового волокна…) при их изготовлении благоприятствует другим промышленным секторам и их экономике.
Препятствия, которые могут возникнуть при их внедрении и использовании, можно устранить с помощью дизайна. Понимание проблем людей является основой для создания продуктов, честных по отношению к своей природе и отвечающих как функциональным, так и эмоциональным потребностям пользователей.