Канадская авиастроительная компания DeHavilland согласилась поставить в Европу свои самолеты для тушения пожаров (буквально “водные бомбардировщики”) в случае заказа не менее 20 экземпляров. Их требование было выполнено: 7 самолетов заказали в Испании, 7 в Греции и по 2 во Франции, Португалии и Хорватии. [Arcansel/shutterstock.com].
В то время как лесные пожары охватывают всю Европу, власти стоят перед сложным выбором в борьбе за обеспечение поставок жизненно важных противопожарных самолетов.
Затянувшийся в этом году, но неизбежный сезон лесных пожаров снова наступил в Европе. После опустошения Балкан и Греции пламя охватило португальский остров Мадейра и побережье Марокко.
Механизм гражданской обороны ЕС RescEU, способствующий сотрудничеству между национальными властями, начал действовать. Португалия воспользовалась RescEU, чтобы получить из Испании два водяных бомбардировщика, которые сейчас используются для борьбы с пожарами на Мадейре.
Европейская комиссия хочет укрепить этот механизм и планирует инвестировать 600 миллионов евро из своих средств на приобретение большего количества воздушных пожарных машин.
Канадская компания DeHavilland, единственный в мире производитель пожарных самолетов DHC-515, известных как “Канадейры”, в настоящее время испытывает задержки в производстве после перезапуска своей единственной производственной линии в марте 2022 года.
Потребность Европы в новых воздушных пожарных самолетах будет только возрастать по мере того, как будет стареть ее нынешний парк и континент столкнется с еще более интенсивными и частыми лесными пожарами.
Власти задаются вопросом, может ли новая европейская линия по производству самолетов помочь решить эту проблему, но на пути к этому стоят многочисленные препятствия.
Один поставщик
Чтобы возобновить производство, DeHavilland необходимо заказать не менее 20 самолетов, хотя заказ может быть распределен между несколькими покупателями.
Именно так и поступили европейцы: 7 самолетов заказала Испания, 7 – Греция и по 2 – Франция, Португалия и Хорватия. “Другие (европейские) заказы находятся в стадии обсуждения”, – сказал ДеХавилланд в интервью Euractiv. Ожидается, что еще один заказ от Италии будет подписан “в ближайшие несколько недель”.
В соответствии с ожиданиями, “первая поставка состоится в конце 2027 или начале 2028 года”, – подтвердил ДеХавилланд.
Некоторые наблюдатели настроены скептически. Французский сенатор Жан-Пьер Вогель, изучавший эту тему в течение последних пяти лет, отметил, что “постоянно переносимые сроки год за годом […] вызывают законные вопросы о реальной реализации французского заказа”, – написал он в отчете за июль 2023 года.
Существуют и другие ограничения поставок в жизненном цикле Canadair, которые создают проблемы.
Во Франции есть только одна компания, уполномоченная обслуживать самолеты, – Sabena Technics. Однако компания сталкивается с проблемами при найме персонала, в связи с забастовками, а также при поставке некоторых запасных частей.
Учитывая, что французский парк самолетов старше двадцати лет, вся эта ситуация приводит к увеличению времени и стоимости технического обслуживания.
В результате в середине августа только половина из 12 французских самолетов была в рабочем состоянии, сообщил французской газете Libération Бенуа Кеннепуа из SNPNAC, национального профсоюза гражданской авиации, и пилот Canadair.
В результате, согласно докладу французского сената, Франция была вынуждена заключить контракт на поставку вертолетов и воздушных пожарных из частного сектора, что обошлось примерно в 16 миллионов евро только за лето 2023 года.
Европейская альтернатива?
Если Комиссия готова закупать водные бомбардировщики, возникает вопрос: может быть, эти средства лучше вложить в создание европейской производственной линии, способной в перспективе выпускать альтернативный новый противопожарный самолет?
Несколько европейских стартапов хотят разработать водные бомбардировщики, например, бельгийская компания Roadfour, которая планирует создать прототип после 2030 года. Во Франции компания Hynaero разрабатывает прототип, который, по ее словам, может поступить на вооружение в 2031 году.
Признанные производители самолетов настроены более скептически и выражают серьезные сомнения по поводу разработки потенциального самолета в Европе. Согласно докладу французского сената, миллиарды евро инвестиций потребуются для очень небольшого мирового рынка, оцениваемого примерно в 300 пожарных самолетов, из которых в Европе необходимо менее сотни.
При нынешнем положении дел “было бы экономически невозможно производить самолет, не делая его непомерно дорогим для покупателя”, – объяснили французским сенаторам представители Airbus. Это заявление поддержал проект Roadfour, который оценил стоимость своих самолетов в 60-70 миллионов евро за штуку.
Тем временем у европейцев есть несколько дополнительных вариантов, например, адаптация существующих самолетов. Например, большой военный самолет Airbus A400M может быть оснащен комплектом для сброса продуктов, задерживающих распространение пожаров. Однако это не то же самое, что сбрасывать “водяные бомбы”, которые тушат уже возникшие пожары.
Как и большинство других европейских проектов по адаптации или индустриализации, этот находится на эмбриональной стадии и еще не прошел всесторонних испытаний.
В результате канадское решение остается предпочтительным для ЕС.
Но поскольку новых самолетов в ближайшее время не предвидится, а количество лесных пожаров будет расти, ситуация, скорее всего, ухудшится.