Медвежонок Смоки перевезен из Санта-Фе, штат Нью-Мексико, в свой новый дом в Вашингтонском национальном зоопарке на самолете Piper J-3 Cub помощником начальника охотничьего отдела штата Нью-Мексико Гомером К. Пикенсом в 1950 году. Медвежонок был спасен от лесного пожара и назван Смоки в честь символа противопожарной службы США.
Самой долгоиграющей социальной рекламе в США исполняется 80 лет.
Ее смысл прост, и вы уже не раз слышали его: “Только вы можете предотвратить лесные пожары”. Медвежонок Смоки, любимый черный медведь в шляпе паркового рейнджера, который произносит эти знаменитые слова, прошел сложную эволюцию.
Его день рождения отмечается в то время, когда пожары бушуют в Калифорнии, Колорадо и других западных штатах. По данным Национального межведомственного пожарного центра, с 1983 года в США ежегодно фиксируется в среднем около 70 000 лесных пожаров.
Изменение климата, вызванное деятельностью человека, сделало эти пожары более интенсивными и опасными, но это не единственный фактор: Федеральные данные и различные независимые исследования показывают, что около 80 % всех лесных пожаров в стране вызваны человеком, что делает послание Смоки как никогда актуальным.
Поэтому мы вспомним, как возникла миссия медвежонка Смоки и насколько эффективным было его послание.
Как Вторая мировая война повлияла на создание медвежонка Смоки

Огонь горит рядом с предупреждающим знаком “Медведь Смоки” во время пожара “Оук” 24 июля 2022 года недалеко от Джерсидейла, штат Калифорния. Getty Images Северная Америка
Социальная реклама медведя Смоки была создана в разгар Второй мировой войны в 1944 году. Лесная служба США уже много лет боролась с лесными пожарами, но после нападения на Перл-Харбор необходимость в пропаганде пожарной безопасности возросла, поскольку пожарные были отправлены за границу.
Когда эта кампания только стартовала, она была связана с военными действиями, и леса рассматривались как ресурс в этом контексте”, – говорит Трейси Даничич, директор кампании “Дымчатый медведь” в Рекламном совете.
Через несколько недель после нападения на Перл-Харбор в 1941 году японская подводная лодка, находившаяся у побережья, обстреляла снарядами нефтяной объект в округе Санта-Барбара, штат Калифорния, к югу от Национального леса Лос-Падрес. Это нападение вызвало опасения, что подобные атаки могут вызвать лесные пожары в лесах вдоль Тихоокеанского побережья. Лесная служба надеялась, что связь риска пожаров с военными действиями поможет сделать борьбу с лесными пожарами более насущной.
“Рост числа лесных пожаров также был вызван общей человеческой небрежностью, отсутствием уважения к огню, возможно, отсутствием знаний о том, как сдерживать и правильно поддерживать огонь”, – говорит Тад Бенникофф, архивист справочной службы в архиве Смитсоновского института. “Поэтому Лесная служба придумала идею персонажа медведя Смоки и его послание”.
Но даже после окончания Второй мировой войны Смоки не исчез. Он стал появляться на плакатах, марках почтовой службы США, в радиорекламе ивместе с такими звездами, как Бинг Кросби и Уорд Бонд.
Возможно, вы помните, xnj черного медведя, борющегося с лесными пожарами, называли “медведем Смоки”, но на самом деле это не его имя.
В 1952 году певцы Стив Нельсон и Джек Роллинз написали джингл и добавили в него букву “the”, чтобы сохранить ритм песни. Это случайно привело к путанице с именем медведя, но Лесная служба США утверждает, что официальное имя Смоки – “медведвеженок Смоки”, а не “медведь Смоки”.
Талисманом кампании стал настоящий медведь, спасенный от лесного пожара

Воздушный шар с медвежонком Смоки плывет на параде Мэйси в День благодарения в четверг, 25 ноября 2021 года, в Нью-Йорке. (Фото: Charles Sykes/Invision/AP)
Весной 1950 года группа пожарных из числа коренных американцев спасла медвежонка, который прижался к дереву во время пожара в горах Капитан в Нью-Мексико.
После спасения медвежонок стал символом кампании “Дымчатый медведь” и был выставлен в Национальном зоопарке в Вашингтоне, округ Колумбия.
Но физические рекламные ролики, на которых в течение многих лет изображался черный медведь в синих штанах, загорелой широкополой шляпе смотрителя парка и с металлической лопатой, смущали некоторых посетителей зоопарка.
По словам Бенникоффа, этот наряд настолько тесно ассоциировался со Смоки, что некоторые маленькие дети были обескуражены, увидев в Национальном зоопарке голого медведя.
Посетители были поражены, увидев настоящего медведя, сказал Бенникофф. “Они ожидали увидеть медведя Смоки, которого они видели в печатной рекламе и по телевизору. Но вот, пожалуйста, настоящий медведь”.

Карикатура Лесной службы на медведя Смоки, приветствующего Малыша Смоки. / Архивы Смитсоновского института.
Чтобы помочь справиться с путаницей, зоопарк установил рядом с вольером Смоки специальный экспонат, на котором была изображена униформа паркового рейнджера по размеру Смоки. В это время медвежонок Смоки получал так много писем от поклонников, что зоопарку пришлось нанять трех помощников, чтобы справиться с количеством писем, которые он получал. Он даже получил свой собственный почтовый индекс – такой чести удостоился только один человек: президент.
Смоки ушел на пенсию из зоопарка в 25 лет. В человеческие годы ему было бы около 70 лет – обязательный пенсионный возраст для федеральных служащих в то время. В 1971 году в зоопарке появился “Малыш Смоки”, еще один детеныш-сирота, спасенный Лесной службой. Когда Смоки ушел на пенсию, его роль взял на себя Малыш Смоки.
Оригинальный Смоки умер 9 ноября 1976 года, через год после выхода на пенсию. Его останки были возвращены в Нью-Мексико, где он был похоронен в Историческом парке медведя Смоки в Капитане, штат Нью-Мексико, недалеко от места, где он был спасен два десятилетия назад.
Маленькое изменение для Смоки – большое изменение для экологии

Цветы дикой горчицы распускаются вокруг знака “Медведь Смоки” в парке Гриффит в Лос-Анджелесе, четверг, 8 июня 2023 года.
На протяжении пяти десятилетий лозунг Смоки оставался неизменным: “Только ты можешь предотвратить лесные пожары”. В нем говорилось о том, что все пожары можно предотвратить и они вредны для окружающей среды и что природа может вернуться к своему первоначальному состоянию, если пожаров не будет.
В одном из рекламных роликов Смоки говорил, что если люди примут его послание в свое сердце, то все станет как “в старые добрые времена, когда бродили огромные стада бизонов”.
Мелинда Адамс, специалист по пожарам из числа коренных народов и доцент кафедры географии и атмосферных наук Канзасского университета, рассказала Morning Edition, что представление Смоки об Америке без лесных пожаров не совсем верно.
“Когда колонизаторы приезжали и смотрели на землю, мозаики или красивые пейзажи, у них складывалось представление о том, что [эти земли] не тронуты человеком, что они девственны. Они приезжали, и земли были такими”, – говорит Адамс. “Но благодаря последним исследованиям мы знаем, что это не так. Мы знаем, что коренные народы создали эти ландшафты или поддерживали их”.
Адамс – сторонник того, что она называет “хорошим огнем”, – сжигания земли, которое способствует процветанию окружающей среды. Эта практика также называется предписанным выжиганием.
Это одна из причин, по которой в 2001 году медведь Смоки изменил свой слоган с “Только вы можете потушить лесные пожары” на “Только вы можете предотвратить катастрафические лесные пожары”. Эта смена лозунга также означала изменение подхода Лесной службы США к лечению пожаров.
“Теперь Лесная служба США и Министерство сельского хозяйства США перенаправляют ресурсы на хорошие пожары, полезные пожары в межпожарный период, чтобы уменьшить заросли, которые, как вы знаете, десятилетия подавления пожаров оставили после себя, что делает эти участки земли более пожароопасными”, – сказал Адамс.
Дальнейший путь Смоки

Знак, предупреждающий лесные пожары, стоит на фоне снега, покрывающего горы Сьерра-Невада после недавних штормов, увеличивших снежный покров, 23 февраля 2024 года недалеко от Бишопа, Калифорния. (Фото: Mario Tama/Getty Images)
Большинство лесных пожаров по-прежнему вызвано деятельностью человека, что заставляет задуматься: Действительно ли сообщение Смоки было эффективным?
Джон Миллер, начальник отдела пожарной безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации Департамента лесного хозяйства штата Вирджиния, говорит, что предстоит еще много работы по просвещению населения в области пожарной безопасности.
По словам Миллера, чиновникам, занимающимся противопожарным просвещением, недостаточно просто стоять “обнявшись с медвежонком Смоки и кричать о противопожарной безопасности в случайной телевизионной рекламе, в ближайшей школе или на окружной ярмарке со стендом. Мы должны каким-то образом превратить эту профилактику в нечто большее, чтобы она была на виду и в центре внимания общественности”.
Миллер считает, что одна из главных проблем заключается в том, что люди не знают о небольших пожарах, которые постоянно происходят в таких районах, как Вирджиния.
“К счастью, благодаря быстрому и эффективному тушению эти пожары быстро ликвидируются. Они не становятся достоянием прессы”, – сказал Миллер. “Если пожар не затронул дома или не нанес ущерба, общественность просто никогда не услышит об этом”.
Миллер считает, что эти небольшие пожары можно предотвратить, особенно потому, что они часто происходят по вине людей, которые не знают о простых способах обеспечения пожарной безопасности.
Именно поэтому эволюционирующее послание медвежонка Смоки – лучший способ продолжать распространять информацию о безопасных пожарах.
“Его советы меняются, и есть другие вещи, связанные со Смоки и кампанией, которые развиваются, чтобы оставаться актуальными, но это послание и фокус всегда оставались неизменными”, – сказал Даничич.