Паутина дорог опоясывает Землю и тянется на 40 миллионов миль. В новой книге “Пересечения”, написанной журналистом-экологом Беном Голдфарбом, асфальт показан как сила, формирующая планету, – сила, загрязняющая реки и воздух, опустошающая почвы и лесные массивы, а также вселяющая страх в диких животных.
Дороги – один из самых вездесущих видов рукотворной деятельности, существующий на всех континентах и в большинстве мест обитания. Их влияние не ограничивается периферией. По словам Гольдфарба, хотя дороги занимают 1 % территории США, их экологические последствия – разрушительный шум, загрязненный воздух, фрагментация среды обитания – распространяются на 20 % территории страны.
Кроме того, транспорт является одним из самых быстрорастущих факторов, влияющих на изменение климата, столкновения диких животных с автомобилями ежегодно приводят к более чем 59 000 человеческих травм в США, а проектирование дорог непропорционально отягощает здоровье и благосостояние малообеспеченных слоев населения и меньшинств.
Как эколог, изучающий их влияние на дикую природу, я благодарю Голдфарба за столь богатый комментарий к дорогам. Книга “Пересечения” как нельзя более своевременна: в настоящее время происходит крупнейшее в истории расширение инфраструктуры, а дорожные сети растут быстрее всех.
По оценкам, к 2050 году в мире будет построено 25 миллионов миль новых дорожных полос. Для того чтобы сохранить биоразнообразие и остановить изменение климата, дорожное строительство должно кардинально измениться.
Но сначала мы должны признать некоторые неудобные истины.
Транспортные средства – это современные суперхищники
На дорогах мы сталкиваемся с животными, которых редко видим. К сожалению, обычно они мертвы.
Несмотря на то, что дорожное убийство – обычное явление, его последствия легко игнорируются. Транспортные средства непосредственно убивают больше наземных позвоночных животных, чем все остальное, что делает человек, будь то браконьерство, охота, ловушки или пожары.

Убийство на дорогах – причина сокращения популяций некоторых животных. Paralaxis/Shutterstock
Дороги и их последствия настолько распространены, что даже оставляют след в ДНК. Например, после многих лет полетов между машинами и над ними ласточки-береговушки выработали более короткие крылья, чтобы ловчее избегать столкновений с ними.
Стрижи – это, в некотором смысле, история успеха. Другим видам не так повезло. На протяжении всей книги “Пересечения” дороги описываются как ножи, скальпели и гильотины, которые кромсают ландшафт. Не обошли стороной и водные пути: водопропускные трубы (туннели, которые проводят ручьи и реки под дорогами) настолько распространены и неисправны, что препятствуют миграции рыбы вверх по течению для размножения и приводят к краху популяций.
Даже звуки, которые издают дороги, могут кардинально изменить жизнь животных. Робинзоны, крапивники и большие синицы повышают частоту своих криков, чтобы их было слышно над машинами. Одно из исследований показало, что некоторые птицы тратят столько дополнительной энергии вблизи шумных дорог, пытаясь услышать хищников, что они слишком устают, чтобы добывать пищу, и умирают от голода.
Дорога – это не просто дорога
Шоссе и грунтовые дороги способствуют вырубке лесов, охоте, разрастанию городов и развитию туризма. Более 50 исследований показали, как это сказывается на дикой природе. Лоси, медведи и волки научились ассоциировать автомобили с охотниками, которых они перевозят. Эти животные избегают дорог не из-за автомобилей, а из-за людей, которые в них находятся.
По словам экологов, дороги создали новый “ландшафт страха”, который управляет поведением животных в окружающей среде. Виды могут избежать гибели, оставаясь на одной стороне оживленной дороги, но, цепляясь за безопасность таким образом, они увеличивают скорость разрушения естественной среды обитания.
Гольдфарб также исследует расистское наследие межштатных автомагистралей, которые прокладывались бульдозерами через преимущественно черные и латиноамериканские кварталы в его родных США, разделяя семьи и нанося огромный экономический ущерб. Один из таких кварталов в Бронксе тесно связан тремя скоростными шоссе. Здесь от астмы умирает в три раза больше людей, чем в среднем по стране.
В документе, опубликованном парижским региональным агентством здравоохранения, подсчитано, что даже шум от дорог сокращает продолжительность жизни некоторых парижан на три года.

Дороги несут различные виды загрязнений. Barmalini/Shutterstock
Перепроектирование дорог
Решения в области экологии дорог до сих пор были скорее реактивными, чем проактивными. Это связано с тем, что многие дороги были построены задолго до того, как стало понятно их вредное воздействие. Например, Лесная служба США только недавно начала ликвидировать часть из 370 000 миль дорог, которыми она управляет.
Сложность смягчения воздействия дорог заключается в изменении поведения водителей. Дорожные знаки редко останавливают водителей. Более того, некоторые люди намеренно сворачивают, чтобы сбить животных. Лучшие решения полностью исключают возможность выбора.
В качестве примера Гольдфарб приводит шоссе SP-139 в государственном парке Карлос Ботельо на юге Бразилии. Когда я работал там в 2015 и 2016 годах, я видел, как это шоссе закрывали по ночам, и что дорога была спроектирована таким образом, чтобы она извивалась и меняла направление, заставляя водителей снижать скорость. Бразильское правительство осмелилось доставить неудобства водителям, и дикая природа от этого только выиграла.
Мечта об экологии дорог – это мечта о связности. Переходы для диких животных, мосты и другие искусственные сооружения, проходящие над или под дорогами, предоставляют животным возможность безопасного перехода. По словам Гольдфарба, они являются “работой по наведению буквальных и метафорических мостов”. В Национальном парке Банф (Канада) 44 перехода для диких животных помогли сократить число столкновений автомобилей с крупными млекопитающими более чем на 80 %.

Переход для диких животных в Нидерландах соединяет два лесных массива, разделенных автомагистралью. MPPhotograph/Shutterstock
Голдфарб предлагает строить больше таких переходов. Но, несмотря на то, что существует несколько примеров, демонстрирующих их успех, мы с ним сомневаемся, что переходы – это панацея от грядущего цунами инфраструктуры.
Исследования показывают, что то, что работает для горстки видов, может не работать для других. Лисы и одичавшие кошки в Австралии пользовались дорожными переходами в среднем в три раза чаще, чем ожидали ученые. В отличие от них, 40 % видов животных, обитающих поблизости, вообще не были обнаружены на перекрестках. Независимо от того, эффективны они или нет, переходы для диких животных могут стать новой формой “зеленого промывания”, оправдывающей строительство новых дорог и разрушения.
Для дикой природы дороги – это смерть и разделение. Люди являются причиной, но они же могут стать и решением. Я разделяю оптимизм Гольдфарба и надеюсь, что экология дорог перерастет в глобальную кампанию за более добрый, более связанный мир.
А пока я призываю вас прочитать книгу “Пересечения”.
