Веганство – это смена парадигмы, характеризующаяся ростом осведомленности и изменением менталитета в сторону более этичных и устойчивых методов питания. Shutterstock
Основываясь на уважении к жизни животных и их правам, а также на этических, экологических и медицинских соображениях, веганство отличается от вегетарианства тем, что исключает из рациона не только мясо, но и продукты, полученные от животных, такие как молочные продукты, яйца, мед или кожа…
Хотя пропаганда не мясной диеты не нова (как показывает вегетарианское движение XIX века), появление и освещение в СМИ термина “веган” значительно повысило его заметность в обществе.
Впервые этот термин появился в Великобритании в 1944 году, его придумали Дональд Уотсон и Элси Шригли, чтобы осудить жестокое обращение с животными при производстве яиц и молочных продуктов, в надежде, что общество со временем откажется от такой практики. Благодаря средствам массовой информации веганская практика стала более известна широкой публике, что способствовало лучшему пониманию этого явления и связанных с ним проблем. Во Франции, согласно исследованию 2020 года, около 0,3% населения объявляют себя веганами.
Теория социальных представлений социального психолога Сержа Московичи предлагает актуальную аналитическую основу для понимания роста этого явления. Как отмечает этот специалист в области социальной психологии, социальные группы создают общие представления, которые облегчают коммуникацию и циркуляцию информации. В результате веганство, которое раньше было не очень распространено, теперь стало обычной темой для обсуждения, отражая современные этические проблемы, связанные с обращением с животными, окружающей средой и здоровьем.
Более того, появление новых информационных технологий способствовало созданию и расширению веганских сообществ. Несколько исследований продемонстрировали влияние знаменитостей-веганов на намерение людей делиться информацией о веганстве или стать веганами.
Хотя веганство кажется развивающейся практикой, в западных странах мясоедение по-прежнему преобладает и имеет сильный символический заряд, часто ассоциирующийся с силой и властью. В результате, бросая вызов доминирующим диетическим нормам, веганство входит в контекст полярных дебатов и имеет ярко выраженный политический характер. Сторонники веганства говорят о его пользе для животных, здоровья и окружающей среды, в то время как критики поднимают экономические, культурные или пищевые проблемы.
Веганство, как и мясоедение, – это не просто вопрос выбора пищи, но и маркер идентичности, когда человек причисляет себя к этому образу жизни и рассматривает его как выражение своих ценностей и социальной идентичности. В результате социальные репрезентации веганства отражают не только мнения о еде, но и вопросы, связанные с социальной принадлежностью и конструированием индивидуальной и коллективной идентичности.
Ставя под сомнение традиционное потребление мяса, веганство бросает вызов устоявшимся социальным представлениям. Это движение иллюстрирует смену парадигмы, характеризующуюся ростом осведомленности и изменением отношения к более этичным и устойчивым методам питания. Такое развитие событий согласуется с анализом социолога Клода Фишлера, который подчеркивал ключевую роль изменений в нашем рационе питания как отражения и движущей силы перемен в обществе (в данном случае за счет большей осведомленности о страданиях животных, снижения выбросов парниковых газов и т. д.).
Наконец, благодаря упорству в своих действиях и высказываниям в пользу веганства, веганское сообщество представляет собой активное меньшинство. Несмотря на свою малочисленность и препятствия, оно использует такие средства, как информационные кампании, социальные сети и публичные мероприятия, такие как демонстрации и фестивали, для обмена информацией, повышения осведомленности общества о правах животных и пропаганды устойчивого образа жизни. Эти меры могут оказать влияние и изменить глубоко укоренившиеся представления, тем самым способствуя постепенной трансформации общества.
Эта статья входит в цикл “По ту сторону слов”, посвященный тому, как расширяется и адаптируется наш словарный запас по мере возникновения социальных проблем и новых вызовов, бросаемых науке и технике. Термины, которые, как нам казалось, мы уже хорошо знаем, приобретают новые значения, а в словарь попадают вновь созданные слова. Откуда они берутся? Как они помогают нам понять нюансы меняющегося мира?