“Обратная сторона слов”: веганство

Веганство – это смена парадигмы, характеризующаяся ростом осведомленности и изменением менталитета в сторону более этичных и устойчивых методов питания. Shutterstock

Основываясь на уважении к жизни животных и их правам, а также на этических, экологических и медицинских соображениях, веганство отличается от вегетарианства тем, что исключает из рациона не только мясо, но и продукты, полученные от животных, такие как молочные продукты, яйца, мед или кожа…

Хотя пропаганда не мясной диеты не нова (как показывает вегетарианское движение XIX века), появление и освещение в СМИ термина “веган” значительно повысило его заметность в обществе.

Впервые этот термин появился в Великобритании в 1944 году, его придумали Дональд Уотсон и Элси Шригли, чтобы осудить жестокое обращение с животными при производстве яиц и молочных продуктов, в надежде, что общество со временем откажется от такой практики. Благодаря средствам массовой информации веганская практика стала более известна широкой публике, что способствовало лучшему пониманию этого явления и связанных с ним проблем. Во Франции, согласно исследованию 2020 года, около 0,3% населения объявляют себя веганами.

Теория социальных представлений социального психолога Сержа Московичи предлагает актуальную аналитическую основу для понимания роста этого явления. Как отмечает этот специалист в области социальной психологии, социальные группы создают общие представления, которые облегчают коммуникацию и циркуляцию информации. В результате веганство, которое раньше было не очень распространено, теперь стало обычной темой для обсуждения, отражая современные этические проблемы, связанные с обращением с животными, окружающей средой и здоровьем.

Более того, появление новых информационных технологий способствовало созданию и расширению веганских сообществ. Несколько исследований продемонстрировали влияние знаменитостей-веганов на намерение людей делиться информацией о веганстве или стать веганами.

Хотя веганство кажется развивающейся практикой, в западных странах мясоедение по-прежнему преобладает и имеет сильный символический заряд, часто ассоциирующийся с силой и властью. В результате, бросая вызов доминирующим диетическим нормам, веганство входит в контекст полярных дебатов и имеет ярко выраженный политический характер. Сторонники веганства говорят о его пользе для животных, здоровья и окружающей среды, в то время как критики поднимают экономические, культурные или пищевые проблемы.

Веганство, как и мясоедение, – это не просто вопрос выбора пищи, но и маркер идентичности, когда человек причисляет себя к этому образу жизни и рассматривает его как выражение своих ценностей и социальной идентичности. В результате социальные репрезентации веганства отражают не только мнения о еде, но и вопросы, связанные с социальной принадлежностью и конструированием индивидуальной и коллективной идентичности.

Ставя под сомнение традиционное потребление мяса, веганство бросает вызов устоявшимся социальным представлениям. Это движение иллюстрирует смену парадигмы, характеризующуюся ростом осведомленности и изменением отношения к более этичным и устойчивым методам питания. Такое развитие событий согласуется с анализом социолога Клода Фишлера, который подчеркивал ключевую роль изменений в нашем рационе питания как отражения и движущей силы перемен в обществе (в данном случае за счет большей осведомленности о страданиях животных, снижения выбросов парниковых газов и т. д.).

Наконец, благодаря упорству в своих действиях и высказываниям в пользу веганства, веганское сообщество представляет собой активное меньшинство. Несмотря на свою малочисленность и препятствия, оно использует такие средства, как информационные кампании, социальные сети и публичные мероприятия, такие как демонстрации и фестивали, для обмена информацией, повышения осведомленности общества о правах животных и пропаганды устойчивого образа жизни. Эти меры могут оказать влияние и изменить глубоко укоренившиеся представления, тем самым способствуя постепенной трансформации общества.

Эта статья входит в цикл “По ту сторону слов”, посвященный тому, как расширяется и адаптируется наш словарный запас по мере возникновения социальных проблем и новых вызовов, бросаемых науке и технике. Термины, которые, как нам казалось, мы уже хорошо знаем, приобретают новые значения, а в словарь попадают вновь созданные слова. Откуда они берутся? Как они помогают нам понять нюансы меняющегося мира?

 

 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.