„Girių spiečius“ призывает остановить преобразование Государственного лесного предприятия в акционерное общество и положить конец недееспособности в лесной политике

Для справки:

«Girių spiečius» — это группа организаций и людей, стремящихся к сбалансированной лесной политике с природной, социальной и экономической точек зрения. Она была создана в 2019 году и вновь активно развивается с целью добиться фундаментальных изменений в политике управления лесами Литвы.

Члены группы считают, что Литовское общество ценит лес как самостоятельную ценность, важную для духовного и физического здоровья. Более половины биоразнообразия Литвы связано с лесными экосистемами. В то же время леса страны вносят значительный вклад в смягчение последствий изменения климата. Поэтому методы ведения лесного хозяйства, которые истощают природу и не оставляют после себя зрелых лесов, должны измениться. 

Основные рекомендации «Girių Spiečiaus» по использованию и охране литовских лесов:

1. Леса, предназначенные для охраны природы, занимают достаточные площади и обеспечивают реальную защиту и восстановление ценностей.

  • Не менее 30% лесов предназначены для защиты экосистем.
  • В лесах ООПТ по принципам естественного лесопользования осуществляются только экономические мероприятия, отвечающие целям сохранения и восстановления (в частных лесах эта цель реализуется постепенно путем выкупа и компенсаций).
  • Не менее 10% литовских лесов превращаются в старовозрастные леса, защита которых гарантируется статусом заповедника.
  • Обеспечивается правовая и фактическая охрана всех фрагментов леса, имеющих особенности старого леса, существующих и потенциальных ключевых лесных местообитаний.
  • Во всех лесах (не только охраняемых) хозяйственные работы в период миграции птиц и выкармливания птенцов (март-август) не проводятся, обеспечивается адекватная охрана всех охраняемых видов.

2. Лесная политика позволяет лесам смягчать климатический кризис и адаптироваться к последствиям изменения климата, обеспечивая при этом совместимость решений климатического кризиса с решениями по управлению кризисом биоразнообразия.

  • Увеличивает накопление CO 2 в лесах, причем CO 2 накапливается как в спелых, так и в стареющих лесах, включая почву и подпочву. Спелые леса охраняются, создаются новые леса.
  • Адаптируясь к последствиям изменения климата, формируются многовидовые и разновозрастные насаждения, особенно вблизи населенных пунктов.
  • Решения по управлению кризисом изменения климата сочетаются с сохранением биоразнообразия.
  • Применена методика полного расчета выделения и поглощения CO 2 лесными экосистемами и изделиями из древесины. При формулировании лесной политики учитываются следующие показатели.

3. Площади лесов, имеющих социальный приоритет, и выгоды, которые они приносят, увеличиваются.

  • Не менее 20% лесов дополнительно отводится на социальные, рекреационные, культурные и духовные нужды.
  • Обеспечивается право общественности на посещение всех лесов, кроме особо охраняемых заповедников, и общественность имеет возможность получать информацию о природном и культурном наследии в лесах.
  • Охраняются не только объекты культурного и природного наследия, но и их физическая и визуальная среда.
  • Управление лесами, произрастающими вблизи населенных пунктов, городов и урбанизированных территорий, осуществляется путем улучшения микроклимата и качества рекреационной среды, отказа от сплошных вырубок и поддержания постоянного покрова насаждений.

4. Развивается и укрепляется недревесное лесное хозяйство.

  • Составлен план развития недревесного хозяйства, созданы условия для экотуризма, лесотерапии, прополки и пчеловодства в лесах и других альтернативных видов экономической деятельности, связанных с лесопользованием.
  • Литва становится лидером в области лесного здоровья и природного туризма в Европе.
  • Объемы лесозаготовок в Литве постепенно сокращаются. Древесина используется экономно: сокращается экспорт бревен, изделия из дерева служат долго, ремонтируются, повторно используются и перерабатываются как можно больше раз.

5. Лесная политика формируется и реализуется на основе комплексных научных знаний, информирования и вовлечения общественности.

  • Общественность может свободно и удобно получать информацию о состоянии лесов, плановых и текущих рубках и других мероприятиях в лесах, а также участвовать в принятии решений, связанных с лесами.
  • Управление лесами планируется после оценки экологических, социальных и экономических аспектов, управленческие документы готовятся сертифицированными специалистами, обладающими знаниями во всех трех областях.
  • Леса осваиваются с долгосрочной перспективой. Лесистость страны увеличивается, увеличиваются многовидовые, разновозрастные леса, они образуются там, где их больше всего не хватает и где они дают наибольшую экологическую пользу, укрепляют природный каркас страны и обеспечивают геоэкологическую устойчивость ландшафта.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

„Girių spiečius“ призывает остановить преобразование Государственного лесного предприятия в акционерное общество и покончить с недееспособностью в лесной политике

“„Girių spiečius“- группа организаций и людей, объединяющая более 50 организаций, предприятий и 40 ученых из различных областей, которые выступают за лесную политику сбалансированную с природной, социальной и экономической точек зрения, обратилась к Президенту, Премьер-министру и депутатам Парламента. Они призывают остановить преобразование Государственного предприятия (ГП) “Государственное лесное хозяйство” (ГЛХ) в открытое акционерное общество и принять срочные и конкретные меры для обеспечения устойчивого и экологически безопасного лесного хозяйства в стране.

Несмотря на то, что правительственная программа обещала новое направление в лесной политике, решения в этом направлении принимались и продолжают тормозиться в течение последних нескольких лет. С другой стороны, это не помешало Министерству окружающей среды в срочном порядке представить проект поправок к Лесному закону, которые позволили бы преобразовать Государственное лесное предприятие в акционерное общество.

Лина Пашкявичюте, председатель Экологической коалиции, заявляет: “Нынешняя ситуация в лесах не устраивает общественность, а показатели свидетельствуют об ухудшении экологического состояния лесов. Правительство обещало соглашение о будущем лесов, но оно и новая версия лесного закона застряли. Тем временем мы получаем срочные переговоры о преобразовании лесхоза в открытое акционерное общество, что закрепит и еще больше усилит его нынешнюю ориентацию на лесозаготовки. Лесное предприятие отвечает за национальные леса, которые имеют исключительное значение для всех нас, и Конституция обязывает его управлять ими таким образом, чтобы это служило общему благу нации. Политики должны остановить преобразование в акционерное общество, прислушаться к потребностям всего общества и принять меры для решения сохраняющихся проблем лесов”.

Миндаугас Потаповас из Литовского союза фитотерапии согласен с тем, что государственные леса должны управляться в интересах общества, а не в первую очередь для получения древесины. “Опросы показывают, что большинство граждан хотят, чтобы управление лесами было менее ориентировано на заготовку древесины. Деятельность лесного хозяйства должна быть пересмотрена с учетом экологических, социальных и экономических потребностей. Любая акционерная компания в первую очередь ориентирована на получение прибыли, а государственные леса – нет”.

Юргита Ротомскене, член “„Girių spiečius“” и представитель общины Воке, подчеркивает, что реструктуризация Государственного лесного предприятия приведет к ослаблению социальных и экологических выгод. “Лесное предприятие слишком сосредоточено на прибыли, и экологические показатели лесов ухудшаются. Конфликты с населением из-за интенсивных рубок только усиливаются. Государственное лесное предприятие не должно рассматриваться как организация, преследующая исключительно финансовые цели. Это ошибочное и вредное толкование, которое привело к идее превратить его в акционерное общество.

Общественность призывает остановить процесс преобразования Государственного лесного предприятия в акционерное общество, как можно скорее представить в парламент лесной закон, завершить работу над Национальным лесным соглашением и изменить статус-кво бездействия, которое вредит лесам и обществу.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.