Понимание разнообразия эмоций, вызванных волком во Франции

При простом упоминании его имени в разговоре взгляд меняется и выдает контрастные эмоции. Волк – животное, которое во французской деревне никого не оставляет равнодушным. Проведение социальных опросов за на эту тему, как это сделали в исследовании, недавно опубликованном в журнале People and Nature, часто является сложной задачей.

Об этом свидетельствуют противоречивые реакции, с которыми столкнулся автор этой статьи во время этого полевого расследования. Готовясь благосклонно ответить на мою просьбу об интервью из своего сада, в котором она работала, семидесятилетняя жительница Тартаса тут же разворачивается на каблуках, чтобы укрыться в своем доме, хлопнув дверью:

«Ах нет, этот зверь — Зло: не рассчитывай на меня! »

Через несколько недель в Виллегли в полуоткрытой двери озаряется лицо молодой женщины:

” Волк ? Это знак, посмотрите, это мое любимое животное, я его обожаю! — восклицает она, поднимая рукав, чтобы показать мне татуировку животного, покрывающую всю ее руку.

Наконец, молодой фермер из окрестностей Пюи-Гийом говорит не об энтузиазме и не о страхе, а скорее об определенной форме гнева и беспомощности перед лицом проблем, которые этот хищник может создать для животноводов:

«Вы понимаете, мы видим, что происходит в Альпах, и здесь мы этого совершенно не хотим. Это, конечно, красивое животное, но не более того. »

Волки набирают силу

Чтобы лучше понять это разнообразие эмоций и отношений к волку (Canis lupus), весной 2019 года я провел опрос в сельской местности Франции. Действительно, с 1992 года волки повторно заселили часть территории Италии.

Благодаря благоприятному европейскому законодательству на момент исследования в 2019 году существовало 92 зоны постоянного присутствия (ЗПП) волка, то есть тех территорий, где в течение двух зим подряд были зафиксированы три факта присутствия хищника. С тех пор это число увеличилось: летом 2021 года было зафиксировано 145 ЗПП на 128 оседлых волчих семей (стай).

Присутствие волка сопряжено с проблемами для некоторых секторов деятельности, таких как сельское хозяйство и, в частности, скотоводство (из-за нападений на домашний скот), охота (из-за предполагаемой конкуренции за дичь) и даже туризм (наличие собак, охраняющих стада, беспокоит туристов).

Вместе с тем  естественная реколонизация территории волком также представляет собой позитивное явление для тех, кто рассматривает ее как завоевание дикого мира, добавленную стоимость экосистем, связанную с потенциальным положительным опытом.

Эмоциональные дебаты, но мало исследований эмоций, связанных с волками.

Сосуществование людей и волков является в высшей степени политическим вопросом, часто вызывающим страстные, эмоционально заряженные дебаты, и тем не менее, было проведено мало исследований эмоций, связанных с волками, за исключением новаторской работы профессора Маартена Джейкобса выполненной в Европейском контексте.

Поэтому с командой примерно из десяти человек мы опросили жителей случайно выбранных муниципалитетов в сельских и полу сельских районах, которые более обеспокоены сожительством с волками, чем жители крупных мегаполисов, у которых, как мы знаем, отношение к хищникам более благосклонное.

Карта Франции, представляетя распределение сельских городов и деревень, случайно выбранных для исследования. В оригинале, нажатие на отмеченный населенный пункт, позволяет увидеть количество участников исследования и расстояние до ближайшей постоянной волчьей зоны.

Крест на карте обозначает место опроса в сельской (темно-зеленый цвет) и полу сельской (салатный) местности, где нет волков. Волчий след – место опроса в сельской (фиолетовый) и полу сельской (красный) местности, где живут волки.

Задача этого исследования заключалась в том, чтобы сосредоточиться на эмоциях (или эмоциональных состояниях), выражающихся в реакции на различные ситуации с участием волков. Задача заключалась в том, чтобы пойти дальше, чем в предыдущей работе, которая была сосредоточена на деконтекстуализированных эмоциях, связанных с животным (или эмоциональных предрасположенностях).

Удивление и любопытство перед страхом

Другими словами, вместо того, чтобы спрашивать участников: «Какие эмоции вообще вызывают у вас волки?» “, мы хотели знать, “какие эмоции вызывают волки в этом конкретном территориальном контексте? » Участники могли выразить одну или несколько эмоций из семи базовых: интерес, страх, радость, гнев, удивление, печаль, отвращение, с различной интенсивностью.

Для этого мы извлекли с платформы YouTube шесть видеороликов, описывающих возможные взаимодействия между людьми и волками. Это были эпизоды, снятые любителями, чтобы сделать ощущение погружения в разные ситуации максимально правдоподобным.

Скриншоты шести видеоклипов, отображающих конкретные контексты встреч с дикими волками. Видео были извлечены из Youtube, обрезаны до 10 секунд, и мы удалили звук, за исключением контекста 4. Отсканируйте QR-код или воспользуйтесь URL-ссылкой, указанной под каждым снимком экрана, чтобы просмотреть соответствующие видеоклипы.

10-секундное видео, показывающее контекст взаимодействия с изолированным волком во время прогулки по лесу.

10-секундное видео, показывающее контекст взаимодействия со стаей волков, пересекающих поле.

Анализ показывает, что удивление — это эмоция, которую чаще всего выражают участники опроса, за ней следуют интерес и страх. Этот результат впервые показывает, что люди не ожидают встречи с волками во французских сельских ландшафтах, даже несмотря на то, что они находятся в процессе реколонизации во Франции уже более тридцати лет.

Этот эффект неожиданности частично объясняет, почему в прессе часто сообщается о наблюдениях волков, хотя некоторые местные жители никогда не сталкивались с их присутствием. Однако принято считать, что на этапе расселения (когда молодые волки покидают стаю и осваивают новую территорию) волки способны преодолевать расстояния порядка нескольких сотен километров.

Сильные эмоции, но мало враждебности

А как насчет негативных эмоций? Они явно присутствуют в ответах участников опроса, однако страх и гнев не являются наиболее часто выражаемыми эмоциональными состояниями.

Эмоция гнева, часто упоминаемая в публичных дебатах о сохранении волков во Франции, по-видимому, связана не с самим волком, а, скорее, с определенными конкретными контекстами взаимодействия, включающими сельскохозяйственную среду (стая, пересекающая поле, изолированная особь, скрытно наблюдающая за скотом).

Таким образом, гнев, являющийся эмоцией, коренящейся в чувстве несправедливости, отражает человеческие конфликты, связанные с обращением с волками, а не особенно сильное отвращение к животному.

Эмоции, связанные с волками, во многом зависят от контекста встречи и, в частности, от человеческих конфликтов, связанных с их управлением. Алекс Гомилль, предоставлено автором

В целом, большое разнообразие эмоций, выраженных с различной интенсивностью в зависимости от контекста взаимодействия, не отражает особенно враждебной атмосферы по отношению к волку во французских сельских регионах. Некоторые контексты взаимодействия, описывающие определенную близость к людям (волки, наблюдаемые на пешеходной тропе или на дороге), вызывают сильные эмоции и в обеих случаях являются относительно позитивными.

Эмоции, движущая сила формирования отношения к волкам

Исследование также демонстрирует очень тесную связь между эмоциями, выражаемыми участниками, и их отношением к волкам. В отличие от эмоций, которые являются реакцией на видео, установки подразумевают положительную или отрицательную оценку волков и повторного заселения ими территории. Отношения включают в себя более рефлексивные когнитивные процессы.

В нашем исследовании гнев и радость оказались эмоциями, оказавшими наибольшее влияние на формирование отношения к хищнику. С другой стороны, страх, хотя и представлен в большинстве исследований эмоций по отношению к крупным хищникам, имел вдвое меньшее влияние, чем радость от наблюдения за волками в дикой природе.

Таким образом, наше исследование подтверждает, что эмоции являются мощной движущей силой для понимания формирования благоприятного или неблагоприятного отношения к волкам. Таким образом, они играют решающую роль в процессах принятия решений, регулирующих сохранение крупных хищников.

Конец большого злого волка?

Лучшее понимание этих эмоций позволило бы смягчить некоторые дебаты и, в частности, уменьшить иррациональные страхи в отношении этих хищников, поскольку в Европе они практически не нападают на людей.

Это понимание позволит не пренебрегать положительными эмоциями, такими как радость и любопытство по отношению к этим животным. Таким образом, мы больше не будем видеть в возвращении волка не только издержки, но и потенциальные выгоды, что станет настоящим сдвигом парадигмы.

Эти результаты также подчеркивают значительный разрыв между эмоциями, выраженными широкой публикой, которые сильно различаются в зависимости от различных контекстов взаимодействия с волками, и в целом негативными репрезентациями крупных хищников в прессе. Это несоответствие необходимо лучше изучить, чтобы более точно и справедливо обосновать сохранение крупных хищников.

Группа “детёнышей). Фото Алекс Гомилль, представлено автором

Средства массовой информации играют решающую роль в формировании истории сосуществования людей и дикой природы и, тем более, в формировании отношения к волкам. Французский медиаландшафт не является исключением.

Наконец, крайне важно поощрять исследования человеческих аспектов сохранения крупных хищников.

В рамках Национального плана действий на 2024-2029 годы «Волководство и разведение волков» и в соответствии с большинством научных исследований, опубликованных на сегодняшний день во Франции, а также недавними призывами к проектам Министерства экологического перехода, акцент в основном был сделан на экологических аспектах реколонизации волка (прогноз зон реколонизации, нападения, влияние выборочных отстрелов на динамику численности популяции и т. д.).

Хотя эти исследования необходимы во многих отношениях, они решают лишь часть проблем, связанных с повторным заселением волков, многие из которых имеют эмоциональные, когнитивные, поведенческие, социальные и экономические корни, связанные с различными участниками, участвующими в сосуществовании с этими животными.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.